Слайд 1Основные подходы к АП
Архитектура предприятия
Слайд 2Основные определения. Предприятие:
Под термином "Предприятие" мы будем иметь в
виду формальное объединение, не обязательно связанное с коммерческой деятельностью. Это
может быть и государственная организация, и общественное, в том числе неформальное, объединение участников, связанных общей целью.
Международные стандарты определяют Предприятие как некое образование, состоящее из одной или нескольких организаций либо их частей, разделяющих общую миссию и цели по предоставлению некоторого выхода, например услуги или продукта.
Согласно более общему определению, Предприятие представляет собой комплексную систему культурных, технологических и процессных компонент, организованных для достижения целей организации. Мы можем применять архитектурные подходы как к целому предприятию, так и к подразделению или даже к отдельной прикладной системе.
Слайд 3Основные определения. Архитектура:
Gardner Group:
общий план или концепция, используемая для создания
системы, такой как здание или информационная система, или "абстрактное описание
системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей";
семейство руководящих
принципов,
концепций,
правил,
шаблонов,
интерфейсов и
стандартов,
используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия.
Слайд 4Основные определения. Архитектура:
Giga Group:
Архитектура – это инвестиция в стандарты процессов,
технологий и интерфейсов в целях улучшения возможностей организаций и уменьшения
стоимости разработки и сопровождения информационных систем. Преимущества инвестиций в архитектуру распространяются на несколько проектов сразу, но не все эти проекты могут быть известны в момент разработки архитектуры;
Корпоративная архитектура ИТ – это видение, принципы и стандарты, которыми организации руководствуются при разработке и внедрении технологий
Слайд 5Основные определения. Архитектура:
Глоссарий ФОСТАС:
1) многоаспектное описание или план задуманной или
развиваемой системы на уровне ее компонентов, детализированное в достаточной мере
для руководства ее воплощением, а также принципы и руководящие материалы, определяющие руководство конструированием и развитием системы во времени;
2) структура существующей системы как совокупность ее компонентов и их взаимосвязей.
Слайд 63 измерения
Рассмотрим теперь более подробно, какие отдельные понятия в рамках
представления об "архитектуре" существуют, и как они связаны между собой.
Можно выделить, по крайней мере, 3 различных "измерения" в данном континууме определений:
иерархия архитектур различных организационных систем;
соотношения между объективной реальностью и субъективным восприятием;
соотношения между общесистемной архитектурой и частными архитектурами.
Точно так же, как и в строительстве, существуют различные уровни архитектуры (план города, план застройки района, планы отдельных зданий), требуется дальнейшая детализация высокоуровневых определений и классификация архитектуры бизнеса и информационных технологий на различных уровнях.
Таким образом, мы можем говорить об архитектуре предприятия в целом, архитектуре уровня отдельных проектов или семейства продуктов, можем говорить об архитектуре отдельной прикладной системы. И в первом, и во втором, и в третьем случае – это все архитектуры. Вопрос заключается в декомпозиции сложных систем и в том, на каком уровне принимаются те или иные архитектурные решения.
Слайд 10Определение Архитектуры: Рамочная модель разработки архитектуры по IEEE 1471
Слайд 12Расширение представлений об "архитектуре предприятия" и дополнительные преимущества: целостный подход,
взгляд на организацию в целом
Слайд 13Интегрированная концепция АП: "...концепция архитектуры предприятия – это план реализации
миссии организации через оптимальное выполнение своих ключевых бизнес-процессов в условиях
формирования эффективной инфраструктуры информационных технологий
Слайд 14Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Слайд 15Модель Захмана
1987 год - появились первая статья Джона Захмана,
1992 год - вторая (в соавторстве с Дж.
Сова) статья Джона Захмана (1. Sowa J. F., Zachman J. A. Extending and Formalizing the Framework for Information System Architecture // IBM Systems Journal. 1992. V. 31. № 3.
предложен вариант обобщенной схемы или структуры (framework, или «фреймвок») для описания и анализа архитектуры: формально (по названию) еще архитектуры ИС, но по содержанию - уже предприятия.
ПОЧЕМУ?
КТО? ЧТО? КАК? ГДЕ? КОГДА?
Слайд 18Матрица Захмана
Ряд 1 – Контекст
Внешние требования и движущие факторы
Моделирование бизнес-функций
Ряд
2 – Модель бизнеса
Модели бизнес-процессов
Ряд 3 – Системная модель
Логические модели
Ряд
4 – Технологическая модель
Физические модели
Определение и разработка решения
Ряд 5 – Детальное
представление
(Как выстроено)
Как выстроено
Внедрение
Ряд 6 – Работающая
организация
Функционирование организации
Оценка
Слайд 19Правила
Правило 1:
Нет заданного порядка расположения колонок
Правило 2:
Каждая колонка
имеет в основе простую, базовую модель
Правило 3:
Базовая модель
в каждой колонке уникальна
Правило 4:
Каждый ряд представляет различную
точку зрения (взгляд на систему)
Правило 5:
Каждая клетка уникальна
Правило 6:
Совокупность клеток одного ряда формирует полное описание системы
с соответствующей точки зрения
Слайд 20Матрица Захмана – Ряд 1
Контекст/Уровень Владельца процесса
Внешние требования и движущие
факторы
Моделирование бизнес-функций
Функции/Как
Бизнес-функции верхнего уровня
Данные/Что
Классы данных верхнего уровня, связанные с каждой
функцией
Люди/Кто
Держатели акций, имеющие отношение к каждой функции
Место/Где
Местоположения, связанные с каждой функцией
Время/Когда
Циклы и события, относящиеся к каждой функции
Мотивация/Почему
Цели бизнеса, задачи и результаты деятельности
Меры, относящиеся к каждой функции
Слайд 21Матрица Захмана – Ряд 2
Модель организации/Уровень Аналитика
Модели бизнес-процессов
Окружение бизнес-функций
Ислючение пересечения
и дублирования функций
Функции/Как
Бизнес-процессы
Данные/Что
Информация о бизнесе
Люди/Кто
Роли и ответственность в каждом процессе
Место/Где
Местоположения,
связанные с каждым процессом
Время/Когда
Действия в рамках каждого процесса и последовательность интеграции и оптимизации процессов
Мотивация/Почему
Политики, процедуры и стандарты для каждого процесса
Слайд 22Матрица Захмана – Ряд 3
Системная модель/Уровень Архитектора
Логические модели
Управление проектами
Определение требований
Функции/Как
Логическое
представление информационных систем и их взаимосвязей
Данные/Что
Логические модели данных и взаимосвязи
между данными
Люди/Кто
Логическое представление прав доступа в зависимости от роли и ответственности
Место/Где
Логическое представление распределения системной архитектуры по местам
Время/Когда
Логические события и их следствия в рамках бизнес-событий и их следствий
Мотивация/Почему
Политики, процедуры и стандарты в рамках модели бизнес-правил
Слайд 23Матрица Захмана – Ряд 4
Технологическая модель/Уровень Проектировщика
Физические модели
Управление технологиями
Выбор решений
и их реализация
Функции/Как
Спецификация приложений, функционирующих на основе выбранных технологических платформ
Данные/Что
Требования к типам систем управления базами данных в рамках логических моделей данных
Люди/Кто
Спецификация прав доступа в рамках выбранных платформ и технологий
Место/Где
Спецификация сетевых устройств и их взаимосвязей в пределах физических
границ системы
Время/Когда
Спецификация «переключателей» событий в системе в рамках выбранных платформ и технологий
Мотивация/Почему
Бизнес-правила в рамках стандартов информационных систем
Слайд 24Матрица Захмана – Ряд 5
Как выстроено/Уровень Программиста
Как выстроено
Управление конфигурацией
Внедрение
Функции/Как
Программы,
написанные для работы на основе выбранных технологических платформ
Данные/Что
Определение данных в
рамках физических моделей данных
Люди/Кто
Права доступа, созданные для контроля доступа к выбранным платформам и технологиям
Место/Где
Сетевые устройства, формируемые для соответствия спецификациям узлов
Время/Когда
Программирование временных промежутков для упорядочивания последовательности действий в рамках выбранных платформ и технологий
Мотивация/Почему
Бизнес-правила в рамках выбранных технологических стандартов
Слайд 25Матрица Захмана – Ряд 6
Работа организации/Уровень Пользователя
Работа организации
Управление операциями
Оценка
Функции/Как
Функционирующие компьютерные
инструкции
Данные/Что
Внесение данных и их хранение в активных базах данных
Люди/Кто
Сотрудники и ключевые акционеры, работающие с системой в рамках своих ролей и уровня ответственности
Место/Где
Отправка и получение сообщений
Время/Когда
Установление временных промежутков для задания последовательности событий
Мотивация/Почему
Использование возможностей специальных технологий в рамках стандартов
Слайд 26
Метод Захмана
Концептуально важные идеи:
рекурсивность логики формирования моделей и метамоделей
на основе одной обобщенной схемы;
использование репозитория архитектурной информации для
работы с разными моделями и их состояниями;
управление архитектурой и изменениями предприятия на основе репозитория.
Слайд 27Метод Захмана позволяет:
концентрироваться на отдельных аспектах предприятия или его конкретной
системы и в то же время не терять взгляда на
него как на целое;
использовать одну понятную и бизнес-руководителям, и компьютерным специалистам концептуальную основу для совместных обсуждений и планирования;
планировать соответствие друг другу описаний-ячеек, обеспечивая тем самым согласование бизнеса и ИТ;
сохранять при этом независимость от какого-либо программного продукта (инструмента) с его формализмами, особенностями и ограничениями.