Слайд 1Основные понятия менеджмента
Слайд 2Рекомендуемая литература:
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента. –
М.: Дело, 1998/2016гг
Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Менеджмент. – Учеб. пособие
- М.: Изд-во РУДН, 2012
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 6-е изд. – М.: Гардарики, 2012.
Слайд 3Основные вопросы темы:
Содержание понятия «менеджмент»
Менеджмент как наука и искусство
Менеджмент как
процесс и как система
Менеджмент как вид деятельности людей
Понятие организации
Жизненный цикл
организации
Этапы развития организации по Л. Грейнеру и И. Адизесу
Слайд 4К истории вопроса…
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «манус» -
рука. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало
искусство управлять лошадьми.
To manage : 1.руководить, управлять, заведовать; стоять во главе; 2: уметь обращаться (с чем-л.); владеть (оружием и т.п.) 3: усмирять, укрощать; выезжать (лошадь); править (лошадьми) 4: справляться, ухитряться, суметь (сделать)
Мanager - заведующий, руководитель
Management - управление
Слайд 5Питер Друкер:
«Термин «менеджмент» исключительно труден
для понимания… он специфически американского происхождения
и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык,
включая английский язык Британских островов.
Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования.
Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для
организаций, не имеющих отношения к бизнесу, не говорят о менеджменте и менеджерах».
Слайд 6Управление и менеджмент
Управление >>> Менеджмент
История управления несоизмеримо старше истории менеджментa
Способы
и формы управления развивались вместе с развитием культуры - экономических,
социальных и политических условий жизнедеятельности людей.
Слайд 7Зарядка для ума…
Приведите примеры организаций, которые управляются в настоящее время
также как и много столетий назад.
Слайд 8Питер Друкер:.
Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу
в эффективную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим
элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.
Слайд 9Менеджмент как наука…
Имеет свою теорию, свои законы закономерности, функции, принципы
и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Систематизация научных знаний
помогает разрабатывать стратегию, управлять текущей деятельностью, осуществлять целеполагание организации.
Слайд 10Любая организация - сложная социально-техническая система, на которую воздействуют многочисленные
факторы внешней и внутренней среды .
Самый главный фактор –
ЛЮДИ, работающие в организации и с организациями.
Для управления этим фактором необходимо не только наука, но и искусство ее применения.
Менеджмент как искусство…
Слайд 11Достижение целей организации посредством выполнения ряда последовательных управленческих функций:
планирования,
организации,
лидерства (руководства),
координации,
мотивации,
контроля
Менеджмент как процесс…
Слайд 12Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, объединенных в одно целое для
достижения поставленных целей.
Менеджмент как система…
Менеджмент как вид деятельности людей (менеджеров)…
Составная
часть любой организации, без которой она как целостное объединение не может эффективно функционировать и достигать запланированных результатов.
Слайд 13Итак…
Майкл Мескон:
«Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»
Слайд 14Это любопытно…
Профессор Л.И. Евенко :
«Менеджмент — это умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»
Слайд 15В качестве вывода…
Менеджмент – комплекс ключевых положений, отражающих содержание и
специфику одной из типологических моделей управления социально-экономическими системами (организациями) и,
конкретно, управления рыночной экономикой.
Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала и применения новых технологий, что в итоге должно привести к росту ценности (стоимости) компании.
Слайд 16Задачи менеджмента:
Оценка состояния объекта управления
Определение конкретных целей развития и их
приоритетности
Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения
Распределение и координация полномочий
и ответственности, совершенствование структуры организации
Определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени
Подбор, подготовка кадров и стимулирование труда
Установление учета и контроля при решении поставленных задач
Слайд 17Функции менеджмента
(в соответствии с ГОСТ 24525.0-80)
Прогнозирование и планирование,
Организация работы,
Мотивация,
Координация
и регулирование,
Контроль, учет и анализ.
Все функции:
Представляют собой элементы управленческого цикла;
Обуславливают
специализацию управленческого труда;
Взаимно проникают друг в друга
Слайд 18Функции менеджмента
(по Мескону и Хедоури)
Планирование (прогнозирование),
Организация,
Мотивация,
Контроль.
Слайд 19Прогнозирование и планирование
Сущность:
на основе анализа положения, в котором в данный
момент находится организация, формулируются стоящие перед ней цели и задачи,
разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы для достижения этих целей.
Функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Где мы находимся на данное время?
Куда мы хотим двигаться?
Как мы собираемся это сделать?
Слайд 20Организация работы
Сущность:
формирование структуры организации, а также обеспечение всеми необходимым для
ее работы видами ресурсов.
Важно!
При планировании и организации работы руководитель определяет,
что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать.
Слайд 21Мотивация
Сущность:
деятельность, направленная на активизацию людей, работающих в организации, и побуждению
их эффективно трудиться для достижения запланированных целей, поставленных в планах.
Важно
учитывать!
Мотивация — это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.
Слайд 22Контроль, учет и анализ
Сущность
критически важная и сложная функция управления
это процесс,
обеспечивающий достижение целей организации.
Три аспекта управленческого контроля.
Установление стандартов
(это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время).
Измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами.
Стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана(Один из вариантов – пересмотр/корректировка целей)
Контроль должен быть всеобъемлющим.
Слайд 23Координация и регулирование
это центральная функция менеджмента.
обеспечивает достижение согласованности в
работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между
ними.
Отвечает за устанавливается взаимодействие между подсистемами организации,
осуществляет маневрирование ресурсами,
обеспечивает единство и согласованность всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
Слайд 24Основные принципы менеджмента
Целостность управления;
Иерархическая упорядоченность;
Целевая направленность менеджмента;
Научная обоснованность и оптимизация
управления;
Сочетание централизации и децентрализации;
Демократизация;
Слайд 25Принципы управления Ф. Тейлора
Разработка оптимальных методов выполнения работы на базе
научного изучения затрат времени, движений, усилий.
Абсолютное следование разработанным стандартам.
Подбор, обучение
и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.
Оплата по результатам труда: меньше результаты - меньше оплата; больше результаты - больше оплата.
Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Слайд 2612 ПРИНЦИПОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Г. ЭМЕРСОНА
Точно поставленные идеалы или цели
Здравый смысл
Компетентная консультация
Дисциплина
Справедливое отношение к персоналу
Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный
учет
Диспетчирование (централизованное руководство работой всех органов предприятия на основе плана-графика и систематический учет, контроль текущего хода производства)
Нормы и расписания
Нормализация условий
Нормирование операций
Письменные стандартные инструкции
Вознаграждение за производительность
Слайд 27Принципы А. Файоля
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
ВЛАСТЬ (полномочия и ответственность)
ДИСЦИПЛИНА
ЕДИНСТВО
РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВА
ЕДИНСТВО РУКОВОДСТВА (единоначалие)
ПОДЧИНЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩИМ
ПРИНЦИП ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
ПРИНЦИП ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
ИЕРАРХИЯ (СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ)
ПОРЯДОК
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА ПЕРСОНАЛА
ИНИЦИАТИВА
ЕДИНЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Слайд 28ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ М. ВЕБЕРА
глубокое разделение труда по функциональному
принципу;
четкое построение по иерархическому принципу;
система правил, норм, формальных
процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
построение внутренней системы отношений на формальных началах ;
подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе;
правила, дисциплина и порядок должны осуществляться безлично и применяться ко всем менеджерам вне зависимости от уровня иерархии.
Слайд 29ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ГЕНРИ ФОРДА
Строго построенная по вертикали организация
Массовое производство
Развитие
стандартизации
Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций
Постоянное совершенствование управления
Слайд 30Современные принципы управления
(90-е гг. ХХв.)
Лояльность к работающим;
Ответственность как обязательное условие
успешного менеджмента;
Коммуникации снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
Атмосфера в
организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
Обязательное долевое участие каждого работающего в общих результатах;
Слайд 31Своевременная реакция на изменение в окружающей среде;
Методы работы с людьми,
обеспечивающие их удовлетворенность работой;
Непосредственное участие менеджеров в работе групп на
всех этапах как условие согласованной работы;
Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;
Этика бизнеса;
Честность и доверие к людям;
Опора на фундаментальные основы менеджмента;
Видение организации;
Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Современные принципы управления (н.в.)
Слайд 32Объект управления -
Организация, т.е. группа людей, деятельность которой сознательно
координируется для достижения общих поставленных целей.
Субъект управления -
менеджеры, т.е.
весь руководящий состав организации.
Слайд 33Определение организации
представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами,
которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели
или целей.
Организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей!
Слайд 34Файоль:
«Организовать предприятие — значит, снабдить его всем тем, что
необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом. Организация —
это совокупность, состоящая из двух составных частей: материального и социального организмов».
Определение организации
Слайд 35Мескон:
«Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для
достижения общей цели или целей. Чтобы считаться организацией, такая группа
должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;
наличие, по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели».
Определение организации
Слайд 36Макс Вебер:
Организация есть совокупность социальных отношений – закрытых, либо
с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой
людей: руководителем и, возможно административным
аппаратом, обладающими
представительной властью
Определение организации
Слайд 37Определение организации
Мильнер:
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с
определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения
общей цели (целей)
Организация - это сложная динамическая система, имеющая цель
Организация - система по приобретению, переработке и распределению ресурсов, действующая в интересах ее создателя или создателей
Слайд 38Энциклопедический словарь:
организация – это:
- внутренняя упорядоченность, согласованность,
взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные
его строением
- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого
- объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определённых правил и процедур
Определение организации
Слайд 41ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ
наличие не менее двух человек, которые считают себя
группой;
выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям её членов,
которую принимают, как общую все члены группы;
добровольное и сознательное направление трудовых усилий членов группы на достижение общей цели;
набор ресурсов и определённый способ их защиты;
система официально утверждённых норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство);
специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);
наличие вознаграждений и наказаний за участие или неучастие в делах организации.
Слайд 42Для организации характерны:
комплексность (уровень специализации или разделение труда, количество уровней
в иерархии, степень территориального распределения подразделений );
формализация (правила, процедуры,
определяющие поведения работников);
соотношение централизации
и децентрализации (уровни, на кот. вырабатываются и принимаются
управленческие решения).
Слайд 43Например…
Усиление самостоятельности региональных компаний (автономия);
Обмен информацией между менеджерами всех уровней;
Каждый
сотрудник – член сплоченной команды, нет барьеров между руководителями и
рядовыми сотрудниками;
Регулярно проводятся недели «антибюрократии» (управленцы работают в качестве продавцов-консультантов).
Слайд 44Жизненный цикл организации -
совокупность стадий развития, которые проходит организация
за период своего существования.
Смысл:
Руководитель должен знать, на каком этапе
развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Слайд 47Условия, влияющие на выбор типа управления на этапе экономического роста
организации
Слайд 48Зрелость организации
упор делается на эффективность инноваций и стабильность;
увеличивается выпуск
продукции и расширяется рынок оказания услуг;
руководители выявляют новые возможности организационного
развития;
периодически и своевременно корректировать структуру управления организации.
Цель: обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке.
Слайд 49Стадия упадка организации
снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
увеличивается
конкурентная сила поставщиков;
повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
возрастает
сложность управления приростом производственных мощностей;
усложняется процесс создания товарных инноваций;
снижается прибыльность.
Слайд 50Зарядка для ума …
На каком этапе жизненного цикла находится
?
Слайд 51ЖЦО по Ицхаку Адизесу
Автор описал «нормальные» и «патологические» проблемы организации
на каждой стадии развития
Выделил два параметра жизнедеятельности организации: гибкость и
контролируемость. Молодые организации гибки и подвижны, но мало контролируемы. Организация «взрослеет» - контроль возрастает, а гибкость уменьшается
Организация успешна, если умеет сосредоточиться на проблемах, которые присущи данной стадии жизненного цикла
Слайд 53
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по Ларри Грейнеру)
Возраст организации
молодая
зрелая
Размер организации
малая
большая
Рост через креативность/творчество -
кризис лидерства
Рост через директивное руководство - кризис автономии
Рост через делегирование
- кризис контроля
Рост через координацию - кризис границ
Рост через сотрудничество - кризис доверия
Слайд 54ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по Л. Грейнеру)
1. Творчество - внимание сосредоточено
на разработке продукта и его маркетинге. Орг. структура остается неформальной.
Рост требует новых специальных знаний, которыми фирма пока не обладает.
2. Руководство – организационный рост. Бюрократическая структура. Четко спланированная работа.
3. Делегирование – децентрализация функций, делегирование полномочий, принятие решений на более низком уровне.
4. Координация - в структуре выделяются стратегические подразделения, обладающие оперативной самостоятельностью. Жесткий контроль из центра за распределением стратегических ресурсов.
5. Сотрудничество – изменение формы коллективной работы (консультационные группы). Внимание к организационной культуре. Создание команды единомышленников.
Слайд 55Классификация организаций Генри Минцберга
Слайд 56Задание для самостоятельной работы…
Приведите собственные примеры компаний для каждого типа
организаций согласно классификации Г. Минцберга.
Слайд 57Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?