Слайд 1Тема 1.2.3 «Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения».
Старший научный сотрудник,
кандидат медицинских наук
старший преподаватель кафедры
МЕЗИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
Слайд 2 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тестовый контроль.
1. Основы мобилизационной подготовки
и мобилизации здравоохранения.
2. Специальные формирования здравоохранения (СФЗ).
3. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения.
4. Воинский учёт и бронирование медицинских работников.
Слайд 3 Основные термины и определения:
Под обороной понимается
система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по
подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
Слайд 4Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на
РФ другого государства или группы государств, а также в случае
необходимости выполнения международных договоров РФ.
Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не раньше их фактического прекращения.
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
Слайд 5 Целью введения военного положения является создание условий
для отражения или предотвращения агрессии против РФ.
Основаниями
для введения военного положения является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала его введения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены военного положения.
Слайд 6 Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс
мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ,
органов государственной власти и организаций, Вооруженных Сил РФ, создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Слайд 7 Мобилизация в РФ может быть
общей или частичной
Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны.
При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил РФ на определенном театре военных действий, в регионах страны.
В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой.
Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения.
Скрытая мобилизация проводится под видом выполнения обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.
Слайд 8Мобилизационная подготовка, как и мобилизация, касается трех основных частей:
-
экономики,
- органов власти
- Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований, специальных формирований.
В функционировании системы мобилизационных мероприятий выделяют периоды:
мирное время – мобилизационная подготовка;
переход с мирного на военное время – мобилизация;
переход с военного на мирное время – демобилизация.
Слайд 9 Воинская обязанность граждан РФ
предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
-
призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Слайд 10В период мобилизации, в период военного положения и в военное
время воинская обязанность граждан предусматривает:
- призыв на военную службу по
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- военное обучение в период военного положения и в военное время.
Слайд 11 Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и
в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.
Слайд 122. Специальные формирования здравоохранения (СФЗ).
Под специальными
формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в
период мобилизации и военное время для выполнений задач по медицинскому обеспечению личного состава ВС РФ.
К СФЗ относятся:
1). органы управления специальными формированиями;
2). тыловые госпитали здравоохранения;
3). обсервационные пункты.
Слайд 13 Органы управления СФЗ - это
-
Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в
МЗ РФ,
- отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ. Отдел по руководству СФЗ создается при коечной ёмкости ТГЗ от 5 до 20 тыс. коек, сектор – при коечной ёмкости менее 5 тыс. коек.
Слайд 14 Главное управление по руководству СФЗ формируется в
составе: руководитель, его заместители, главные медицинские специалисты (хирург и терапевт),
три управления (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского снабжения) и два отдела (финансово-экономический и защиты государственной тайны). Управления и отделы, в свою очередь, состоят из отделов и отделений, обеспечивающих выполнение задач возложенных, на Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения.
Отдел по руководству ТГЗ формируется в составе: начальник отдела, его заместитель, главные медицинские специалисты (хирург, терапевт), инспекторы-врачи, инспектор-провизор, инспектор по спецработе, бухгалтер, делопроизводитель, машинистки и водитель.
Сектор по руководству ТГЗ формируется в составе: начальника сектора, инспектора-врача, инспектора-провизора, делопроизводителя, и водителя.
Слайд 15На органы управления специальными формированиями здравоохранения возлагаются следующие задачи:
- руководство
работой СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- оказание
методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания специальных формирований, их материально-технического и финансового обеспечения, организации медицинского обеспечения и подготовки к работе в период мобилизации и в военное время;
- организация взаимодействия с ГВМУ МО РФ (МС ВОВВ, управлением МЭП) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;
- организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы;
Слайд 16- руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- руководство организацией справочной
работы о поступивших в тыловые госпитали раненых и больных и
исходах их лечения;
- руководство организацией обеспечения СФЗ нормативными, методическими, инструктивными документами, материалами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации;
- организация научно-исследовательской работы по вопросам деятельности СФЗ;
- организация и планирование мероприятий по специальной подготовке, и усовершенствованию медицинского состава специальных формирований;
- организация медицинского снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- руководство медицинским и бухгалтерским учетом и отчетностью подведомственных СФЗ, представление установленных отчетов, докладов и донесений и др.
Слайд 17 Тыловые госпитали здравоохранения
(ТГЗ)
являются
СФЗ, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ РФ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов воин или уволены из ВС РФ и направлены по месту жительства.
Слайд 18ТГЗ подразделяются на шесть типов:
- 4 многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический,
травматологический, терапевтический);
- 2 узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.
Организационно-штатная структура всех ТГЗ одинакова и состоит:
- управление, в состав которого входит командование, медицинская часть, финансовая часть и административная часть,
- функциональные подразделения (лечебно-диагностические отделения и кабинеты);
- подразделения обеспечения (МТО, аптека, хозяйственное отделение, столовая, прачечная, склады и клуб).
Слайд 19На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:
— прием, медицинская
сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и
больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
— своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;
— проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;
— своевременная выписка из госпиталей раненых и больных
Слайд 20 — подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу
в другие лечебные учреждения;
— организация охраны госпиталя, а также его
защиты от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов;
— оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;
— материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;
— проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;
— ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
— проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
— проведение научно-исследовательской работы в госпитале.
Слайд 21Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами во взаимодействии
с организациями-формирователями порядком, определяемом Генеральным штабом ВС РФ по согласованию
с МЗ РФ.
Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГЗ
Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств тыловых госпиталей определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ РФ и МО РФ.
Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке ТГЗ в мирное время осуществляется МЗ РФ за счет средств федерального бюджета.
Финансирование ТГЗ в период мобилизации производится федеральными органами исполнительной власти.
Слайд 22 Обеспечение продовольствием гражданского персонала тыловых госпиталей
в период мобилизации и в военное время осуществляется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Гражданский персонал тыловых госпиталей продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается.
Слайд 23 Обсервационные пункты (ОП)
являются противоэпидемическими учреждениями
здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации
воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения, и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Слайд 24В соответствии с существующими штатами обсервационный пункт состоит из:
- Управления;
-
Основных подразделений (приемно-диагностического отделения с изолятором на 50 коек, бактериологической
лаборатории и дезинфекционного отделения).
- Подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственного отделения).
Штатная численность обсерватора по личному составу: всего 77 человек, из них военнослужащих - 3 и гражданского персонала - 74 чел.
Слайд 25На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
- прием, полная санитарная обработка
воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и
других вещей обсервируемых;
- медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных (подозрительных на инфекционное заболевание), их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);
лабораторные обследования (по показаниям) с целью выявления бактерионосителей;
- проведение (по эпидемическим показаниям) профилактических прививок;
- материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в обсерваторе;
- проведение с обсервируемыми воспитательной, санитарно-просветительной и культурно-досуговой работы;
- организация по окончанию обсервации заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых лиц.
Слайд 263. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения.
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей,
предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В состав государственного резерва входят
- запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (мобилизационный резерв),
- запасы стратегических материалов и товаров,
- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Слайд 27Государственный резерв предназначен для:
- обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
- обеспечения
неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- оказания государственной поддержки
различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
- оказания гуманитарной помощи;
- оказания регулирующего воздействия на рынок.
Слайд 28Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются
Правительством РФ. Возглавляет эту систему Федеральное агентство по государственным резервам
Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, является составной частью государственного резерва
Слайд 29Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в соответствии с
Положением о мобилизационном резерве, утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Мобилизационный резерв формируется в целях развертывания специальных формирований и учреждений военного времени,
оказания медицинской помощи населению и личному составу войск,
для защиты населения в условиях применения современных средств поражения и ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.
Слайд 30 4. Воинский учёт и бронирование медицинских работников.
Воинский
учет - это государственная система учета и анализа имеющихся в
стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Цели и задачи воинского учета:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.
Слайд 31Воинскому учету подлежат:
- граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья
к военной службе;
- граждане женского пола, годные по состоянию здоровья
к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет,
в том числе:
е) медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;
Слайд 32Не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности
в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной
службе»;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Слайд 33Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
В организациях здравоохранения:
- на
общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями
на период мобилизации и на военное время.
- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.
Слайд 34 Бронирование граждан, пребывающих в запасе - это осуществление
органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий,
направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами. Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации,
Слайд 35Бронирование граждан, пребывающих в запасе, включает выполнение следующих основных работ:
-
ведение учета ГПЗ по месту их работы (учебы);
- определение необходимой
на период мобилизации и в военное время численности руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих (учащихся) из числа ГПЗ;
- выработка предложений для внесения изменений в перечни должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;
- оформление забронированным ГПЗ документов на право отсрочки от призыва на военную службу и постановка их на специальный воинский учет;
- анализ обеспеченности на период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ.
Слайд 36Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации
и последующих призывов в военное время, а также от призыва
на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.
Граждане, не призванные по каким-либо причинам на военную службу и зачисленные в запас, могут быть забронированы только при достижении ими 27 - летнего возраста.
Слайд 37
Предоставленная отсрочка от призыва ГПЗ может и аннулироваться при:
- наличии
решения об этом Комиссии;
- перемещении гражданина, пребывающего в запасе, на
должность, по которой отсрочка от призыва по перечню должностей и профессий не предоставляется;
- перемещении гражданина, пребывающего в запасе, имеющего персональную отсрочку от призыва, на другую должность;
- изменении военно-учетных признаков (военно-учетной специальности, воинского звания, возраста, состава или профиля), в результате которых ГПЗ теряют право на отсрочку;
Слайд 38исключения гражданина, пребывающего в запасе, с воинского учета по болезни
или при достижении предельного возраста пребывания в запасе;
- увольнения гражданина,
пребывающего в запасе, из организации, в которой была предоставлена отсрочка от призыва;
- отчисления студентов, слушателей, курсантов и аспирантов из образовательного учреждения профессионального образования, в котором была предоставлена отсрочка от призыва;
- выезда забронированного гражданина, пребывающего в запасе, за границу на срок свыше трех месяцев;
- ликвидация организации.