Разделы презентаций


Основы психолингвистической теории

Содержание

Информационные источники:Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Основы психолингвистической теории
Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики

Основы психолингвистической теории   Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики

Слайд 2Информационные источники:
Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А.

Леонтьев. – М. : Смысл, 2007.
Глухов, В. П. Основы

психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
http://www.csa.ru/DistanceLearning.html – Материалы по дистанционному обучению психолингвистике




Информационные источники:Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. Глухов,

Слайд 31. Развитие психолингвистики
2. Основные постулаты отечественной

психолингвистической теории
3. Методы психолингвистики

План

1. Развитие психолингвистики 2. Основные постулаты отечественной     психолингвистической теории 3. Методы психолингвистики План

Слайд 4Развитие психолингвистики
Появление
термина







Развитие психолингвистикиПоявление термина

Слайд 5Развитие психолингвистики
1946 г. Н. Пронко / статья «Язык и психолингвистика»









1953 г. Межуниверситетский семинар, организованный Комитетом по лингвистике и психологии

Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана (Блумингтон, США)

Организаторы – психологи Чарлз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед, семиотик Томас Сибеок

Участники – Дж. Гринберг, Ф. Лаунсбери, Э. Леннеберг, Э. Уленбек, Дж. Лотц, В. Леопольд, Л. Ньюмарк, С. Сапорта, Дж. Касагранде (лингвисты) и Дж. Дженкинс, Г. Фэрбенкс, С. Эрвин, Д. Уокер, К. Вильсон (психологи)





Развитие психолингвистики1946 г. Н. Пронко / статья «Язык и психолингвистика» 1953 г. Межуниверситетский семинар, организованный Комитетом по

Слайд 6Развитие психолингвистики
1954 г. Результаты межуниверситетского семинара




Издание книги – «Психолингвистика –

54», в которой суммировались основные теоретические положения, принятые в ходе

дискуссий всеми участниками, и основные направления экспериментальных исследований, базирующиеся на этих положениях




Импульс развития – активизация психолингвистических исследований во всем мире



Развитие психолингвистики1954 г. Результаты межуниверситетского семинараИздание книги –  «Психолингвистика – 54», в которой суммировались основные теоретические

Слайд 7Развитие психолингвистики
А. А. Леонтьев и Л. В. Сахарный: Становление психолингвистики






Первое поколение : ассоцианистское направление
в психолингвистике пятидесятых годов
Второе поколение

: трансформационистское направление в шестидесятых годах

Третье поколение :

Западная «новая» психолингвистика

Отечественная теория
речевой деятельности

Развитие психолингвистикиА. А. Леонтьев и Л. В. Сахарный:  Становление психолингвистики Первое поколение : ассоцианистское направление в

Слайд 8Предпосылки :«Три подхода к языковому поведению»
Развитие психолингвистики
Первое поколение : ассоцианистское

направление
в психолингвистике пятидесятых годов
Общая теория связи / теория информации


Традиции психологии бихевиоризма

Традиции дескриптивной лингвистики

Предпосылки :«Три подхода к языковому поведению»Развитие психолингвистикиПервое поколение : ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годовОбщая теория связи

Слайд 9Развитие психолингвистики
Общая теория связи / теория информации
Имеется некий отправитель.

У отправителя есть некоторое сообщение-1. Отправитель, чтобы передать это сообщение,

использует передатчик, который преобразует (кодирует) сообщение в сигнал и передает его по каналу связи. Причем это преобразование в сигнал происходит с использованием определенного кода. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник, около которого находится получатель. Получатель с помощью того же самого кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение-2. Наконец, в канале связи могут возникнуть помехи (шум), искажающие сообщение.
Развитие психолингвистикиОбщая теория связи / теория информации Имеется некий отправитель. У отправителя есть некоторое сообщение-1. Отправитель, чтобы

Слайд 10Развитие психолингвистики
Традиции психологии бихевиоризма
Принципиальная схема речевого поведения человека

На

уровне рецепции речевые стимулы перекодируются в нервные импульсы. Затем эти

импульсы образуют наиболее вероятное (на основании прошлых восприятии) перцептуальное единство, своего рода "гештальт" (на уровне интеграции). На уровне репрезентации этот гештальт ассоциируется с неречевыми стимулами и обретает что-то вроде значения. Затем процесс обращается "наружу", и на уровне самостимуляции на основе информации, поступившей с уровня интеграции и с уровня репрезентации, делается выбор между "альтернативными моторными целыми", и наконец эти интегрированные моторные схемы проходят моторное кодирование и превращаются в собственно факты поведения
Развитие психолингвистикиТрадиции психологии бихевиоризма Принципиальная схема речевого поведения человека На уровне рецепции речевые стимулы перекодируются в нервные

Слайд 11Развитие психолингвистики
Первое поколение : ассоцианистское направление
в психолингвистике пятидесятых годов
Психологическая

ориентация
Реактивизм
Атомизм
Индивидуализм
Чарлз
Осгуд
Особенности

Развитие психолингвистикиПервое поколение : ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годовПсихологическая ориентацияРеактивизмАтомизм ИндивидуализмЧарлз Осгуд Особенности

Слайд 12Развитие психолингвистики
Ориентация – чисто психологическая, базирующаяся на определенной трактовке процессов

поведения
Теория речевого приспособления к среде
Теория речи как орудия установления

равновесия – внутреннего равновесия человека или равновесия в системе «человек – среда»





Реактивный характер –
«Вписываемость» в схему «стимул – реакция», характерную для бихевиоризма и необихевиоризма


Психологическая ориентация и реактивизм

Развитие психолингвистикиОриентация – чисто психологическая, базирующаяся на определенной трактовке процессов поведения Теория речевого приспособления к средеТеория речи

Слайд 13Развитие психолингвистики
Ориентирована на анализ отдельных слов, грамматических связей или грамматических

форм

Трактовка усвоения языка: овладение отдельными языковыми элементами



Это теория речевого поведения

индивида, «исключенного» не только из общества, но и из реального процесса общения, сведённого к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему

Атомизм

Индивидуализм

Развитие психолингвистикиОриентирована на анализ отдельных слов, грамматических связей или грамматических формТрактовка усвоения языка: овладение отдельными языковыми элементамиЭто

Слайд 14Развитие психолингвистики
Второе поколение : трансформационистское направление в шестидесятых годах
Лингвистическая ориентация
Алгоритмичность
Изоляционизм

/ индивидуализм
Преодоление атомизма

Ноэм Хомский

Джордж
Миллер
Особенности

Развитие психолингвистикиВторое поколение : трансформационистское  направление в шестидесятых годахЛингвистическая ориентацияАлгоритмичностьИзоляционизм / индивидуализмПреодоление атомизмаНоэм ХомскийДжорджМиллерОсобенности

Слайд 15Развитие психолингвистики
Ориентация – на постулаты трансформационной (порождающей) грамматики. Грамматика «нейтральна»

по отношению к процессам собственно психологическим, ориентирована на создание модели

языка
В этой грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как единому целому – жесткие алгоритмические правила трансформационного преобразования высказывания




Лингвистическая ориентация и алгоритмичность

Развитие психолингвистикиОриентация – на постулаты трансформационной (порождающей) грамматики. Грамматика «нейтральна» по отношению к процессам собственно психологическим, ориентирована

Слайд 16Развитие психолингвистики
Доминирование идеи универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированной на

основе тех бесспорных фактов, что, с одной стороны, эти правила

не содержатся в эксплицитной форме в языковом материале, а с другой, что любой ребенок может одинаково свободно овладеть (как родным) языком любой структуры. Процесс овладения языком сводится к взаимодействию этих врожденных правил или умений и усваиваемого языкового материала или, если угодно, к актуализации этих врожденных правил (вне социума)


Ориентирована не на анализ отдельных слов, а на анализ предложения, ибо трансформационное преобразование – это преобразование сразу всего предложения целиком
Трактовка усвоения языка: усвоение системы правил формирования осмысленного высказывания

Изоляционизм / индивидуализм

Преодоление атомизма

Развитие психолингвистикиДоминирование идеи универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированной на основе тех бесспорных фактов, что, с одной

Слайд 17Джеймс
Верч
Жак Мелер
Жорж Нуазе Даниэль Дюбуа
Рагнар Руммет-фейт
Развитие психолингвистики
Третье поколение :

западная «новая» психолингвистика
Ориентация на
когнитивную психологию
и социопсихологию
Преодоление реактивизма
Преодоление изоляционизма
Особенности

ДжеймсВерчЖак МелерЖорж Нуазе Даниэль Дюбуа Рагнар Руммет-фейтРазвитие психолингвистикиТретье поколение :  западная «новая» психолингвистикаОриентация на когнитивную психологию

Слайд 18Развитие психолингвистики
Когнитивная психология – научная школа, изучающая когнитивные, то есть

познавательные процессы личности. Исследования в этой области обычно связаны с

вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Доминирует концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности


Ориентация на когнитивную психологию и социопсихологию, преодоление реактивизма и изоляционизма

Развитие психолингвистикиКогнитивная психология – научная школа, изучающая когнитивные, то есть познавательные процессы личности. Исследования в этой области

Слайд 19Развитие психолингвистики
Социальная психология изучает поведение человека, обусловленное его нахождением в

социуме

Определяется как:
раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные

группы, а также психологических характеристик самих групп;
наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей


Развитие психолингвистикиСоциальная психология изучает поведение человека, обусловленное его нахождением в социумеОпределяется как:раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных

Слайд 20Развитие психолингвистики
Результат:
Автономия от лингвистических и психологических моделей, т. е. преодоление

изоморфизма языковых и психологических структур
Установление природы психолингвистических операций, как имеющих

когнитивный и коммуникативный характер
Определение одновременности переработки информации лингвистического и психологического характера
Ориентация на широкий контекст мышления, общения, памяти и т. д.



Развитие психолингвистикиРезультат:Автономия от лингвистических и психологических моделей, т. е. преодоление изоморфизма языковых и психологических структурУстановление природы психолингвистических

Слайд 21Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат первый

Единицей

психолингвистического анализа является не «элемент» в (согласно Л. С. Выготскому),

т. е. не статический коррелят той или иной языковой единицы в психике носителя языка, а элементарное речевое действие и речевая операция (в предельном случае – акт речевой деятельности)

Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат первый  Единицей психолингвистического анализа является не «элемент» в

Слайд 22Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат первый


Концепция Л. С. Выготского:
«Первый способ психологического анализа можно

было бы назвать разложением сложных психологических целых на элементы... Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, – элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым рядом новых свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить... Под единицей мы подразумеваем такие продукты анализа, которые, в отличие от элементов, обладают всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее не разложимыми живыми частями этого единства...»
H O



2

Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат первый   Концепция Л. С. Выготского:  «Первый способ

Слайд 23Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат второй

Единица

психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т. е. исходное речевое

событие характеризуется деятельностным фреймом
Эта единица, эта минимальная «клеточка» речевой деятельности, должна нести в себе все основные признаки деятельности
Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат второй  Единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т.

Слайд 24Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат второй


Признаки деятельности:
предметность – размыкание круга внутренних психических процессов навстречу объективному

предметному миру,
целенаправленность – характеризация наличием заранее предполагаемой целью,
мотивириванность – внутренняя и / или внешняя стимуляция;
наличие иерархической организации квазиединиц – операций, действий, актов деятельности;
наличие фазной организации – определенной последовательности реализации квазиединиц



Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат второй   Признаки деятельности:предметность – размыкание круга внутренних психических

Слайд 25Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат третий

Учет эвристичности

мысле-рече-языковой деятельности –
предусмотрение звена, в котором осуществлялся бы выбор

стратегии речевого поведения;
предусмотрение гибкости, т. е. возможности различных путей оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи;
не противоречие экспериментальным результатам, полученным ранее на материале различных психолингвистических моделей, построенных на иной теоретической основе
Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат третий Учет эвристичности мысле-рече-языковой деятельности –  предусмотрение звена, в

Слайд 26Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат четвертый

Отражение взаимоотношения

опосредованного языком образа мира человека и деятельности речевого общения –


синтез подхода деятельностного (процессуального) и подхода в плане образа (отображения)

«Единство общения и обобщения осуществляется прежде всего в языковом знаке» (А. А. Леонтьев)

Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат четвертый Отражение взаимоотношения опосредованного языком образа мира человека и деятельности

Слайд 27Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат пятый

Учет механизма

вероятностного прогнозирования –
выбор речевого поведения детерминирован постулированием

возможных исходов из наличной ситуации
«Преднастройка к действиям в предстоящей ситуации, опирающаяся на вероятностную структуру прошлого опыта»
(А. Фейгенберг)

Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат пятый Учет механизма вероятностного прогнозирования –   выбор речевого

Слайд 28Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат пятый
Ле ал

о ел средь орных уч и с ал.

Потом вз е ел, теперь не орных уч он видит очертанья, а ена о .


Основные постулаты отечественной психолингвистической теории Постулат пятый  Ле ал о ел средь   орных

Слайд 29Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат шестой

Учет взаимообусловленности

и взаимопроникновении воспроизводящего и воспринимающего речевых процессов

«Слушатель начинает

с предположения о сигнале на входе. На основе этого предположения он порождает внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Первая попытка, возможно, будет ошибочной; если так, то делается поправка и используется в качестве основы для следующих предположений, которые могут быть точнее. Этот цикл повторяется... до тех пор, пока слушатель не сделает выбора, отвечающего соответствующим требованиям» (Дж. Миллер)

Основные постулаты отечественной психолингвистической теории  Постулат шестой Учет взаимообусловленности и взаимопроникновении воспроизводящего и воспринимающего речевых процессов

Слайд 30 Метод научного поиска – совокупность приемов и

операций познания и практического преобразования действительности
общие методы (анализ и

синтез, сравнение и сопоставление, интерпретация и т. д.)
общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент и т. д.)
частные методы (например, сравнительно-исторический метод в лингвистике)

Методы психолингвистики

Метод научного поиска – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности общие

Слайд 31 организационные (комплексный, сравнительный, лонгитюдинальный)
эмпирические (обсервационные, экспериментальные, психодиагностические, праксио­метрические,

биографические)
объективного клинического и параклинического исследования
обрабатывающие – количественного (математико-статистический)

и качественного анализа
интерпретационные (теоретические)

Методы психолингвистики

организационные (комплексный, сравнительный, лонгитюдинальный) эмпирические (обсервационные, экспериментальные, психодиагностические, праксио­метрические, биографические) объективного клинического и параклинического исследования обрабатывающие

Слайд 32Методы психолингвистики
К организационным методам относят:

 комплексный, предполагающий использование при исследовательской

работе знаний из различных научных сфер,
 сравнительный – «метод поперечного

среза» – одновременного сопоставления изучаемых феноменов,
 лонгитюдиальный – «метод продольного среза» – изучение психолингвистического феномена в течение определенного временного отрезка
Методы психолингвистикиК организационным методам относят: комплексный, предполагающий использование при исследовательской работе знаний из различных научных сфер, сравнительный

Слайд 33Методы психолингвистики
Эмпирические методы – самая обширная, традиционно используемая группа методов:

обсервационные

или методы наблюдения – преднамеренная, систематическая, целенаправленная фиксация психических проявлений

в форме ориентации на окружающих или самонаблюдения (интроспекции);
Методы психолингвистикиЭмпирические методы – самая обширная, традиционно используемая группа методов:обсервационные или методы наблюдения – преднамеренная, систематическая, целенаправленная

Слайд 34Методы психолингвистики
экспериментальные –
лабораторный эксперимент как активное вмешательство в ситуацию, планомерное

манипулирование психическими проявлениями // естественный эксперимент как пассивное проявление исследовательской

работы;
констатирующий эксперимент как отражение реальных / актуальных особенностей психического феномена // формирующий эксперимент как отражение потенциальных / особым образом развивающихся особенностей психического феномена // обучающий эксперимент как отражение особенностей воздействия в процессе изменения характеристик психического феномена;
Методы психолингвистикиэкспериментальные –лабораторный эксперимент как активное вмешательство в ситуацию, планомерное манипулирование психическими проявлениями // естественный эксперимент как

Слайд 35Методы психолингвистики
психодиагностические –
тесты как система заданий, позволяющих измерить,

количественно оценить уровень развить определенного психического качества / свойства,
анкеты как

методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющие опросные листы для получения ответов на заранее составленную систему вопросов,
Методы психолингвистики психодиагностические – тесты как система заданий, позволяющих измерить, количественно оценить уровень развить определенного психического качества

Слайд 36Методы психолингвистики
психодиагностические –
интервью как сбор информации, полученной в виде

ответов на заранее сформулированные вопросы в процессе непосредственного общения,
беседа как

прямой и / или косвенный сбор психологической информации, полученной в процессе непосредственного и незапрограммированного общения;
Методы психолингвистикипсиходиагностические – интервью как сбор информации, полученной в виде ответов на заранее сформулированные вопросы в процессе

Слайд 37Методы психолингвистики
социометрия как прямой и / или косвенный сбор психологической

информации о межличностных отношениях в группе с целью определения структуры

взаимоотношений и психологической совместимости;
биографические как анализ документальных сведений разного характера;
праксиометрические как способ анализа процесса и продуктов деятельности (графическая экспертиза, хронометрия и т. п.).
Методы психолингвистикисоциометрия  как прямой и / или косвенный сбор психологической информации о межличностных отношениях в группе

Слайд 38Методы психолингвистики
Обрабатывающие методы – это количественный (математико-статистический) и качественный анализ,

в том числе типизация, группировка, вариативная дифференциация фактологического материала, составление

психолингвистической казуистики и так далее
Интерпретационные методы – это способы теоретического исследования связей между изучаемыми феноменами
В психолингвистике широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования психических явлений, например, аудио- и видеосъемка, средства параклинических исследований
Методы психолингвистикиОбрабатывающие методы – это количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе типизация, группировка, вариативная дифференциация

Слайд 39Методы психолингвистики
Прямые и косвенные экспериментальные методики

Методика вербального ассоциативного эксперимента –

получение непосредственной информации о структуре внутреннего лексикона испытуемых, т. е.

о тех познавательных процессах, которые лежат в основе ассоциирования // Методика семантического шкалирования – классика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда

Методике семантического радикала – для получения выводов об отношениях слов во внутреннем лексиконе используются сочетание условнорефлекторной методики и регистрации сосудистых реакций испытуемых
Методы психолингвистикиПрямые и косвенные экспериментальные методикиМетодика вербального ассоциативного эксперимента – получение непосредственной информации о структуре внутреннего лексикона

Слайд 40Методы психолингвистики
Лингвистический эксперимент – это эксперимент, эксплицирующий языковое чутье испытуемого

(носителя языка) для целей верификации языковых моделей (моделей языкового стандарта)

или функционально-речевых моделей, представляющих собой частный случай языковых
Методы психолингвистикиЛингвистический эксперимент – это эксперимент, эксплицирующий языковое чутье испытуемого (носителя языка) для целей верификации языковых моделей

Слайд 41

Выводы


Слайд 42Выводы
Становление психолингвистики определялось общими тенденциями развития научных школ, ориентированных на

изучение речевого поведения человека, где каждый этап характеризовался своими особенностями
Ключевые

постулаты определяют специфику терминологии понятийно-категориального аппарата научной дисциплины и особенности реализации научного поиска
В психолингвистике для получения фактического материала, его обработки, анализа и толкования используется определенная совокупность методов

ВыводыСтановление психолингвистики определялось общими тенденциями развития научных школ, ориентированных на изучение речевого поведения человека, где каждый этап

Слайд 43

Вопросы и

задания

Слайд 44 1. Одним из

основных методов научного познания является лабораторный эксперимент – охарактеризовать специфику

его применения в психолингвистике. Указать основные требования, предъявляемые к организации и проведению лабораторного эксперимента




2. На основании изученного материала заполнить таблицу «Сравнительная характеристика видов лингвистического эксперимента»

1. Одним

Слайд 45Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика