Слайд 1ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРАНОВЕДЕНИЯ
Часть комплексного страноведения, изучающее социальные и экономические аспекты
национального хозяйства стран и регионов мира).
(изучение национального хозяйства
методами экономической географии).
Социальные аспекты – численность и состав населения, уклад, уровень и качество жизни, демографические особенности стран мира.
Экономические аспекты – территория стран и природные ресурсы, уровень развития и структура промышленности и сельского хозяйства, а также рекреация и туризм как отрасль экономики.
Слайд 2Составные части комплексного страноведения
- ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО
Рекреация и туризм
Слайд 3Социально-экономическое страноведение
СЭС исследует пространственно-временную структуру развития хозяйства стран мира с
точки зрения истории его становления, современной соц.-эк. специализации и специфики
экономико-политических отношений стран и народов.
Мировое хозяйство –
это cистема взаимосвязанных национальных хозяйств и международного
разделения труда.
Слайд 4
Основа хозяйства любой страны - природные условия и ресурсы
Природные условия
– тела и силы природы,
влияющие на
развитие производительных сил и на условия жизнедеятельности населения (т.е. условия обитания людей)
(климат, природные воды, почвы, растительность, жив. мир и др.).
Слайд 5.
Природные ресурсы – (запасы) естественных элементов природы, виды вещества
и энергии, содержащиеся в лито-, гидро-, атмо-, педо- и биосферах,
которые являются средством существования и развития человеческого общества (климатические, сырьевые, водные, почвенные, раст. и жив., которые подразделяются на неисчерпаемые и исчерпаемые)
Лито-
Био-
Атмо-
Гидросфера
Педосфера – почвенная оболочка Земли
Слайд 6ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
имеется в любой стране
ПРП – сумма всех видов природных
ресурсов и природных условий, характерных для данной территории (страны, региона)
в данное время, которые имеются и могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность общества при данном уровне развития производительных сил.
Но, ПРП может быть использован
только при наличии трудовых ресурсов (людей) и развитии производительных сил общества
Территориальные ресурсы стран мира различны Чем больше площадь страны,
тем больше ПРП. (Например, сравним ПРП России и Бельгии (17 млн. кв км и 300х100 км.)
Слайд 7ТРУДОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Трудовые ресурсы (ТР) – часть населения страны
(региона, города), обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями,
знаниями и навыками для работы в народном хозяйстве.
(Различают: численность ТР, возрастную и половую структуру, динамику численности населения).
Слайд 8Численность населения мира возрастает (на 2010 г.)
Китай – 1 млрд.
341 млн. чел. (в 1950 г. – 563 млн.)
Индия –
1 млрд. 210 млн. чел.
Индонезия – 230 млн. чел.
США – 275 млн. чел.
Бразилия - 191 млн. чел.
Пакистан – 178 млн.чел.
Россия – 143 млн. чел.
Япония – 126 млн. чел.
Нигерия – 123 млн. чел
Слайд 9
2005 г.
Возрастная и половая структура
Населения России в 2004
г.
Численность 143.474.000тыс.
Мужчины 66.602800 чел.
Женщины 76.871400 чел.
Население России в 2005 г.
Численность
142.800.000 чел.
Мужчины – 66.217 000 (46%)
Женщины – 76.583 000 (54%)
1945 г.
1970 г.
2000 г.
- 580 000 чел.
Население России в 2006 г.
142 221 000 чел
- 700 000 чел
Население России в 2007 г.
142 009 000 чел.
Население России в 2008 г.
141 900 000 чел
- 220 000 чел.
- 105 000 чел.
+ 000 023 чел.
Слайд 10Временный рост населения в России закончился?
Численность постоянного населения России с
начала 2011г. сократилась на 0,03%, или на
47,1 тыс. человек, и
на 1 октября 2011г. составила 142,9 млн человек.
На соответствующую дату 2010 года наблюдалось сокращение численности населения на 0,06%., или на 83,7 тыс. человек.
Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Слайд 11
Материально-технические ресурсы – совокупный продукт, произведенный трудовыми ресурсами в процессе
освоения природных ресурсов (сырье, топливо, строительные материалы, продовольствие, заводы, здания
и сооружения, технические объекты).
Сидней, Австралия
Владивосток, Россия
Материально-технические ресурсы
концентрируются в городах,
где создаются рабочие места,
куда стягиваются трудовые ресурсы
Слайд 12
УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus
– городcкой) –
процесс повышения роли городов в развити общества
Гонконг,
Китай
Урбанизация –
процесс роста доли
городского населения,
обусловленный
социально-экономическим
развитием и миграцией
населения.
Слайд 13Индустриальный пейзаж, Канада
Урбанизация и индустриализация стран мира
вызывает рост потребности
людей в рекреации и природно-ориентированному туризму.
Поэтому в мире растет сфера
организации отдыха,
сфера обслуживания, сфера социо-культурного сервиса .
Слайд 14В 2008 г. число жителей городов в мире сравнялось с
числом сельских жителей
ХХ век был веком стремительной урбанизации. Доля
жителей Земли, проживающих в городах, за XIX век возросла лишь с 5% до 13%, к 1950 году
она поднялась до 29%, а к 2005 году - до 49%.
По уточненным расчетам, отметка в 50%, когда численность городского населения сравняется с численностью сельского населения, будет достигнута в 2008 году. (Урбанизация 50%)
Ожидается, что к 2030 году удельный вес городского населения достигнет 60%.
В странах Азии и Африки темпы урбанизации достигают 1,6-2% в год, а в Америке и Европе -1,4%
Слайд 15Динамика численности городского и сельского населения мира, 1950-2030, миллиардов человек
Урбанизированные
страны мира:
Аргентина – 92%
Австралия – 91%
Великобритания – 90%
Бразилия – 85%
США
– 81,5%
Ю.Корея – 81,3%
Россия – 73%
Украина – 68%
-------------
Китай – 42%
Индия – 29%
Бангладеш – 27%
Слайд 16Миграция населения
Миграция – перемещение или переселение населения внутри страны (внутренняя
м.) или
из страны в другую страну (внешняя
миграция).
Эмиграция – выезд из страны проживания;
Иммиграция – въезд в страну для проживания.
Международные миграции рабочей силы – важная форма вешних экономических связей.
Миграционные потоки – регулярное перемещение лиц из одной страны в другую или в пределах одной страны. (из сельской местности в города).
Туристские потоки – особый вид миграции населения.
Слайд 17Рекреационные ресурсы и рекреационный потенциал
Рекреационные ресурсы страны – это природные
и социогенные объекты и явления, которые на современной стадии развития
общества используются для удовлетворения его рекреационных потребностей.
Слайд 18Рекреационные потребности и
рекреационный потенциал
Рекреационный потенциал
территории (страны) - это
совокупность
приуроченных к
данной территории природных
и социогенных рекреационных
ресурсов, совместная
эксплуатация которых
для целей отдыха
технически возможна,
экономически эффективна
и экологически допустима.
Рекреационные потребности – это естественные потребности
человека в восстановлении сил и здоровья, потребности в отдыхе
для поддержания жизни и продолжения трудовой деятельности.
Слайд 19
Таким образом, народное хозяйство страны (НХС) составляют природные, трудовые, материально-технические
и рекреационные ресурсы
НХ Страны (региона, города)– это исторически сложившаяся
в определенных территориальных границах система общественного производства, основанная на имеющихся природных и трудовых ресурсах и системе природопользования.
(П+Н+Пр.)
Материальная основа НХ – совокупность производительных сил и непроизводственной сферы, базирующихся на форме собственности на средства производства - капиталистической (частной) или - социалистической (общественной).
Социально-экономический тип НХ определяется господствующим в стране способом производства
(натуральный, феодальный, капиталистический, социалистический).
Слайд 20Россия важнейший поставщик
энергосырья в Европе
ГАЗОПРОВОДЫ
Слайд 21Нефтяные платформы на шельфе
В мире наблюдается превод нефтедобычи на шельф
Слайд 23Дифференциация з/п в экономике РФ
Слайд 24ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Н.Х.С.
Валовый национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость
всех созданных товаров и услуг в рыночных ценах (не
входят материальные затраты на сырье, материалы, топливо и др., но включается сумма непроизводственных услуг – связь, транспорт, обслуга).
Валовый внутренний продукт (ВВП) – совокупная стоимость потребленных населением страны товаров и услуг, гос. закупок и кап. вложений внутри страны.
(в отличие от ВНП, в него не включают стоимость (сальдо) заграничных деловых операций.
Уровень развития НХ определяется душевыми показателями – расчетом ВНП, ВВП
на душу населения в стране.
(выражен в $ cша)
Слайд 25Социально-экономические сведения о некоторых государствах мира (2006 г.)
Слайд 262005 г.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РФ
В экспорте РФ преобладает продукция горнодобывающей
и
металлургической промышленности
Слайд 27Структура хозяйства (ВВП) некоторых стран мира
Россия (2006) Пром. 36,6
%; С/Х – 5,3 %; Сервис – 58,1%
Германия (2005) Пром.
29%; С/Х – 1%; Сервис – 70%
Япония (2005) Пром. 25%; С/Х – 1%; Сервис – 74%
США (2005) Пром. 20%; С/Х – 1 %; Сервис – 79%
…………………
Бразилия (2005) Пром. 39%; С/Х – 10%; Сервис – 51%
Венесуэла (2006) Пром. 41 %; С/Х – 37 %; Сервис – 22 %
Китай (2005) Пром. 53%; С/Х – 14%; Сервис – 33%
Монголия (2005) Пром. 27,9%; С/Х – 21,7 %; Сервис – 50,4%
Кения (2005) Пром. 18,7 %; С/Х – 16,3 %; Сервис – 65%
Эфиопия (2005) Пром. 13%; С/Х – 40 %; Сервис – 47%
Слайд 28Типы стран по уровню экономического развития
I. Высокоразвитые капиталистические страны с
мощным промышленным потенциалом;
(1) - США, Канада, Япония, Италия, Германия,
Франция, Великобритания, Россия («G8»)
и другие страны Западной Европы:
(2)- Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.
(3) Переселенческие страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. В экономике этих стран велика доля сферы услуг, рекреации и туризма.
II. Экономически слаборазвитые и развивающиеся страны (аграрно-сырьевая «периферия» мира)
Страны Африки, Латинской Америки, Азии, Вост. Европы, где основу экономики играет сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Монокультурное хозяйство: Эфиопия –кофе, Сенегал, Гамбия – арахис, Судан – хлопок; Малайзия – каучук;
Панама, Эквадор, Коста-Рика – ананасы, бананы; Кувейт-нефть;
Слайд 29Объем экспорта в странах мира
показатель эффективности производства
Слайд 30Интеграционные процессы и глобализация (примеры)
МАГАТЭ – международное агентство по атомной
энергии;
МБРР – международный банк реконструкции и развития;
Страны ОПЕК –
организация 12 стран – экспортеров нефти (Алжир, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Индонезия); цели – координация нефтяной политики.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - 6 стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Сингапур); цель – экономический рост;
UNWTO – Всемирная туристская организация;
Страны ЕС-27; Страны СНГ; Страны ЕврАзЭс) и др. – цели - экономическая и политическая интеграция и взаимопомощь.
Слайд 31Страны ЕС – пример глубокой экономической
и политической интеграции
ЕС –
объединение 27 стран Европы, подписавших Маастрихский договор о Европейском союзе.
ЕС сочетает признаки международной организации и государства, (формально не являясь ни тем ни другим).
Страны ЕС (2011. Всего 27.):
1. Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция. (1995);
2. Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония (2004),
3. Болгария, Румыния (2007).
------------------------------------------------
Таможенный союз – ЕврАзЭс – новая организация:
Россия, Белоруссия, Казахстан – будущий конкурент ЕС
Слайд 32Процессы глобализации
Глобализация мировой экономики –
качественно новая ступень
интернационализации (объединения стран, создания наднациональных организаций).
Глобализация – это объективный
процесс нарастания взаимозависимости национальных рынков товаров, услуг и капиталов, постепенное усиление всеобщей зависимости стран мира в областях экономики, информации, культуры и экологической безопасности. В этом явлении реализуется пространственное глобальное распространение капиталистического способа производства и западной культуры в целом.
Слайд 33Туризм и глобализация
Межд. туризм – самое гуманное проявление глобализации
По
данным UNWTO - в 1950 г. путешествовало всего
около 25
млн. чел., в 1997 г. – уже около 612 млн. чел.,
в 2002 г. путешествовало уже более 715 млн. чел.,
к 2020 г. количество туристов приблизится к 1,6 млрд. ч.
Туризм несет мир и процветание странам и народам.
Ганзейский город Любек (Германия)
Оперный театр, Сидней (Австралия)
Слайд 34
Андорра – территория страны - 450 кв. км. (10 км
х 45 км)
- численность
. населения - 50 тыс. чел.
- принимает и обсл.- 12 млн. тур. в год
- ВВП на душу населения – 8000 долл.
Слайд 35Международный туризм как фактор глобализации,
по своей сути является самым
демократичным.
Он способствует мягкому ознакомлению и взаимовыгодному проникновению народов и
культур.
Туризм относится к социо-культурной сфере экономики, к сфере сервиса и предпринимательства.
По мере развития инфраструктуры туризма и роста
благосостояния народов, увеличивается число туристов и
лиц, занятых в сфере сервиса.
Доходы западных стран
от туризма возрастают
на 3-7% в год.
Скоростная железная
дорога в Японии
Слайд 36КЕНИЯ
Танец масаев
Местное население Африки все более вовлекается в сферу обслуживания
иностранных туристов
Слайд 37Подводя итог, отметим главное:
1. Основой развития хозяйства стран современного мира
являются :
- природные условия и природные ресурсы;
- трудовые ресурсы (с учетом возрастно-половой структуры);
- рекреационные ресурсы (в том числе – туристские);
2. Народное хозяйство страны (НХС) составляют природные,
трудовые, материально-технические и рекреационные ресурсы;
3. Миграционные потоки населения наблюдаются внутри
стран (внутренняя) и между странами (внешняя) миграция.
Различают эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд);
4. Страны мира различны по уровню экономического развития:
- высокоразвитые ( капиталистические страны - «G8» )
и некоторые другие страны Западной Европы, Австралия, Н.Зеландия, ЮАР.
- Экономически слаборазвитые и развивающиеся страны (аграрно-сырьевая периферия мира) – Африка, Лат. Америка, Азия, Вост. Европа.
5. Туризм является частью экономики стран мира, относится к сфере сервиса и предпринимательства. Его вклад в экономику во многих
странах мира постоянно возрастает (3-7% в год).
Слайд 40Загрязнение и нагревание атмосферы – неизбежный результат металлургической, химической, теплоэнергетической
промышленности
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
Выбросы СО2 и других
продуктов сгорания
способствуют развитию
парникового эффекта – сохранению тепла в атмосфере.
АЭС Сен-Лоран-Нуан,
Франция
Металлургический завод,
Канада
Слайд 41Лос-Анджелес – город - порт
Материально-технические ресурсы концентрируются в городах,
в
агро-промышленных центрах мира
Индустриальный пейзаж г. Квебек Канада
Слайд 44Распределение въездного потока в Приморский край из провинции Цзилинь, Хэйлудзян
и Ляонин по целям поездок, %