Слайд 1Особенности адаптации
пятиклассников.
Слайд 2 В школе стало сложнее, потому
что:
очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть
к требованиям каждого);
непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
новые дети в классе (или я сам в новом классе);
новый классный руководитель;
в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Слайд 3Проблемы школьной адаптации.
1. Изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в новый коллектив - МНОГО новых ребят.
Ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Слайд 42. Изменение требований.
Период
адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Все эти требования
надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Ребёнок учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
3. Отсутствие контроля.
Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.
Чем помочь?
Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Слайд 6 4. Пробелы в знаниях.
За
годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются
неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу . В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.
Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала.
Слайд 7
Все эти переживания естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям,
учителям надо быть внимательнее и добрее к ребятам.
Слайд 8Рекомендации для родителей.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие
ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
Слайд 9Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после
школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно
в присутствии других людей.
Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психические наказания.
Слайд 10Итоги анкетирования.
Мои любимые предметы:
Математика – 12
История – 6
Труды -8
Физическая культура
-5
Русский – 4
Геометрия – 3
ОБЖ - 3
Слайд 11
Я не люблю предмет
Иностранный язык – 14
литература – 4
информатика –
1
история – 1
ИЗО – 1
труд - 2
Слайд 123. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Высокая – 11
Средняя – 2
Низкая
Слайд 13Умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
умение устанавливать межличностные отношения с
педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
навыки общение
и достойного поведения с одноклассниками;
навыки уверенного поведения;
навыки совместной (коллективной) деятельности;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей.
Слайд 14 При наличии всех этих умений и навыков возможно решение
задач развития пятиклассников:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться
в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.