Слайд 1Особенности формирования у первоклассников умения моделировать при обучении математике
Слайд 2Овладение моделированием – основной показатель развития знаково-символических общеучебных умений у
младших школьников
Этапы моделирования:
выбор (построение) модели;
работа с моделью;
переход к реальности.
Слайд 3Состав моделирования при обучении решению текстовых задач
предварительный анализ текста задачи;
перевод
текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими
средствами (построение вспомогательной модели);
работа с вспомогательной моделью;
построение математической модели;
соотнесение результатов (интерпретация),полученных на модели с реальностью (текстом задачи).
Слайд 4Деятельность на подготовительном этапе знакомства с текстовой задачей – закладка
фундамента в формировании учебно-интеллектуальных умений
овладевать под руководством учителя приемами анализа,
синтеза, сравнения;
преобразовывать одну информацию в другую и выбирать удобную для себя;
кодирование /замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
Слайд 5Деятельность на подготовительном этапе знакомства с текстовой задачей – закладка
фундамента в формировании учебно-интеллектуальных умений
декодирование / считывание информации;
умение
использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
умения строить схемы, модели и т.п.
Слайд 6Основу содержательной линии подготовительного этапа знакомства с текстовой задачей в
системе Н.Б. Истоминой составляют:
смысл арифметических действий (сложение и вычитание),
отношения:
«увеличить на…», «уменьшить на…», «на сколько больше?», «на сколько больше?».
Слайд 7Соотнесение предметной, вербальной, схематической, символических моделей и переход от одной
модели к другой
Слайд 8Переход от словесной модели к математической
Слайд 9Формирование умений анализировать, синтезировать, сравнивать, преобразовывать одну информацию в другую,
декодировать и строить графическую модель - схему
Слайд 10Формирование умения строить символические и графические модели
За 4 дня Маша
прочитала 10 рассказов. Каждый следующий день она прочитывала рассказов больше,
чем в предыдущий. Могла ли Маша в первый день прочитать 3 рассказа? 2 рассказа? 1 рассказ? По сколько рассказов Маша читала в эти дни?
Слайд 11Формирование умения строить символические и графические модели
К
8 марта Миша и Маша сделали 6 открыток. Маша сделала
на 2 открытки больше, чем Миша. Обозначь каждую открытку квадратиком и покажи на рисунке, сколько открыток сделал каждый из детей. Попробуй обозначить количество открыток Маши и Миши отрезками. за мерку возьми одну клетку (1 клетка – 1 открытка), покажи, сколько открыток у каждого.
Слайд 12Памятка по построению условного рисунка и графической схемы к текстовому
заданию (задаче)
Читаю задание.
Выделяю количество объектов (предметов), о которых говорится в
условии.
Выписываю названия объектов (предметов) в столбик.
Обозначаю один из объектов отрезком.
Читаю, в каких отношениях состоит обозначенный объект с другими.
Обозначаю отрезками другие объекты.
Показываю с помощью цифр и символов, в каких отношениях находятся объекты-отрезки.
Слайд 13Моделирование обеспечивает
качественный анализ задания-задачи;
осознанный поиск решения;
обоснованный выбор
арифметического действия;
поиск рационального способа решения