Слайд 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Васильева Наталья Евгеньевна ,
учитель начальных
классов
МАОУСОШ №8
г. Старая Русса
Новгородской обл.
Слайд 2ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ МОЖЕМ ПОКОНЧИТЬ С НАШИМИ ОТЛИЧИЯМИ, МЫ,
ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ МИР МЕСТОМ, БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ
МНОГООБРАЗИЯ.
ДЖОН КЕННЕДИ
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
дети ходят в местный (находящийся рядом
с домом) детский сад и школу;
поддержка в обучении детей с
различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда являются инклюзивными;
индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Слайд 4Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми
образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим
образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. - не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Слайд 5ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
-начать специальное обучение ребенка сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
-ввести в содержание обучения ребенка
специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 6РЕБЕНОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТИП ШКОЛЫ
СОШ (Центр Образования) с инклюзивными классами
Школа
Здоровья с инклюзивными классами
Школа надомного обучения
СКОШ (диагностический класс)
СКОШ (
Интегрированный класс)
Учреждения дополнительного образования
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Потребность в сопровождении (тьютор)
Рекомендуемая образовательная программа
Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)
Рекомендуемый режим занятий и консультаций
Дополнительная помощь специалистов
Срок повторного обращения к специалистам
ПМПК или ПМПк ОУ
Слайд 7ДЕТИ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ:
Дети с тяжелыми нарушениями
речи;
Дети с ослабленным зрением;
Дети соматически- ослабленные;
Дети с нарушениями опорно- двигательного
аппарата;
Дети с ДЦП;
Слайд 8ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
I. Общие сведения о ребенке
II. История развития.
III. Семья.
IV. Физическое состояние.
V. Особенности познавательной деятельности.
1.
Состояние органов чувств
2. Особенности речи.
3. Особенности внимания.
4. Особенности восприятия и осмысливания
5. Особенности памяти.
6. Особенности усвоения учебного материала.
7. Интересы
Слайд 9ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Психолог
Показатели развития ребенка
Устойчивость психического состояния
Наличие возрастных признаков психической депривации
Сформированность
познавательных процессов и их произвольность
Специалисты
Содержание диагностики
Слайд 10СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Социальный педагог
Социальный статус ребенка
Характеристика
условий пребывания ребенка в семье
Соблюдение социальных норм поведения
Наличие родственников и связь с ними
Слайд 11СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Медицинские работники (медицинские
сестры, врач, педиатр, психоневролог
Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными
нормами
Группа здоровья
Наличие хронических заболеваний
Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы
Слайд 12СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Логопед
выявлениие
нарушений речи, которые препятствуют успешному освоению программного материала (дети
с фонетическим, фонетико-фонематическом и общим недоразвитием речи);
организация коррекционных занятий по исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся.
логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Слайд 13СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Учитель
Выявление трудностей в
обучении
Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
Интересы и увлечения
Соблюдение
правил поведения
Пед. прогноз учебных возможностей
Ликвидация пробелов в знаниях
Диагностика школьной готовности
Слайд 14ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ
1. образовательно-воспитательная;
2.
диагностическая;
3. коррекционно- развивающая;
4. учебно- методическая;
5. социально-педагогическая.
Слайд 15
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
укрепление соматического и психического здоровья
ребёнка: предупреждение перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, содействующего
успешности учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах;
организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту развитие ребёнка, стимулировала его познавательную деятельность, коммуникативные функции речи, активное воздействовала на формирование интеллектуальных и практических умений;
стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния ребенка и успешности прохождения им программы;
постоянное и комплексное медико-психологическое сопровождение, осуществляемое специалистами;
Слайд 16
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
обогащение детского кругозора, формирование обобщённых
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
повышение уровня общего развития
и коррекция индивидуальных вторичных отклонений в развитии;
формирование навыков социально-нравственного поведения, обеспечивающих успешную адаптацию к школьным условиям (осознание социальной роли ученика, выполнение определённых обязанностей, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
формирование учебной мотивации и учебных навыков;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности — познавательной активности, самостоятельности, произвольности психических процессов, преодоление интеллектуальной пассивности
Слайд 17ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Три способа восприятия речи:
слухо-зрительный
- воспринимают речь, если видят лицо, губы собеседника и слышат
его с помощью слухового аппарата ;
слуховой - воспринимают речь, не глядя на собеседника;
зрительный - воспринимают речь по артикуляции
собеседника.
Слайд 18СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ:
расширяет возможности общения плохослышащих людей с
окружающими;
на основе слухо-зрительного восприятия строится учебный процесс для детей
с нарушениями слуха;
на этой основе должен строиться учебный процесс в общеобразовательной школе.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОШ
дети
с незначительным понижением слуха
испытывают затруднения при
восприятии лишь шепотной речи;
до школы посещали массовый
детский сад;
испытывают трудности в усвоении программного материала;
имеют общее недоразвитие речи;
переносят в письмо нарушения устной речи;
имеют достаточно объемный словарь.
реабилитированные дети с разной
степенью снижения слуха
не испытывают значительных
трудностей в устном общении со слышащими людьми;
умеют читать и пишут без грубых ошибок;
имеют смазанное, искаженное произношение и стойкие аграмматизмы;
испытывают затруднения при связном высказывании;
имеют сниженный, по сравнению со слышащими, объем словаря.
Слайд 20ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ:
По результатам логопедического обследования в школе выявлены
следующие основные нарушения:
дизартрический компонент
лексико-грамматическое недоразвитие
дислексия
дисграфия
дети, не владеющие русским языком
Слайд 22НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
-развитие мелкой моторики кисти и
пальцев рук;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических
представлений;
-формирование звукового анализа;
-развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.);
-развитие речи, овладение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
Слайд 23КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1. Коррекционное обучение – сообщение знаний
о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития
детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.
2.Коррекционное воспитание – процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения, инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
3. Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Слайд 24ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.
2. Специальные коррекционные
занятия.
3. Коррекционные занятия в семье.
4. Самокоррекция.
Слайд 25КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых
занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это
единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения.
Слайд 26КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методика занятий, коррекционные приёмы и способы направлены
на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией
.
Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения.
Слайд 27СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
В учебных планах есть перечень специальных коррекционных предметов,
которые изучаются помимо предметных уроков:
развитие осязания;
развитияе остаточного зрения;
ЛФК;
Ритмика,
логоритмика;
ориентировка в пространстве;
Логопедия;
социально-бытовая ориентировка и др.
Слайд 28КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В СЕМЬЕ
проводятся силами родителей, чтобы коррекционные знания и
умения детей закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и других
видах деятельности.
организация для родителей просветительской и консультативной помощи и показ необходимых приёмов, способов, средств коррекции, нормативных физических, зрительных и тактильных нагрузок, связанных с формой и видом зрительной патологии ребёнка.
несложная педагогическая коррекция в семье, должна быть подконтрольна и направляться специалистами школы.
Слайд 29САМОКОРРЕКЦИЯ
осуществляется самими детьми, знания, умения и навыки закрепляются и совершенствуются
в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и других видах
деятельности.
педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
Слайд 30МЕТОДИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ( ПО Л.П. ГРИГОРЬЕВОЙ)
1. дозированная ритмическая
стимуляция глаза (частота 1 герц)
2. наглядно-действенная обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской
деятельности, развивающей перцептивные действия;
3. наглядно- образная , формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ;
Слайд 31МЕТОДИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ( ПО Л.П. ГРИГОРЬЕВОЙ
4. наглядно-образное для
компьютерного использования;
5. кинопроекционная- создает возможность для развития таких зрительных функций,
как конвергенция, развитие глазных движений;
Слайд 32ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ЗРЕНИЯ
Гигиена зрения : соблюдение
нормативов освещения;
Создание благоприятных гигиенических и внешних условий: использование наглядных пособий,
рисунков контрастных и четких, книги с крупным шрифтом, бумага для письма не глянцевая;
Соблюдение режима: точное время сна, утреннего подъема, приема пищи, подготовки домашнего задания, пребывания на свежем воздухе и т.д.
Медицинская коррекция;
Слайд 33ПРИЕМЫ РАБОТЫ С СОМАТИЧЕСКИ-ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
Медицинская и педагогическая помощь на выявление
болезненных состояний, своевременного лечения;
соблюдение режима дня, психологической помощи;
учитывать его
повышенную утомляемость и истощаемость, чередовать периоды занятий и отдыха, обязательный дневной сон;
возможно пролонгированного характера, витаминизированное и полноценное питание;
может быть рекомендовано обучение в специализированных школьных или санаторных условиях, которые имеют активные формы и методы реабилитации соматических и психосоматических расстройств.
Слайд 34МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Практические методы и приемы обучения:
постановка практических и познавательных задач;
целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
дидактические игры;
создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Слайд 35НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
наблюдения за предметами
и явлениями окружающего;
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Слайд 36СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
речевая инструкция, беседа, описание предмета;
указания и объяснение как пояснение
способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
метод аудирования (записанный на аудиокассету
голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата;
Слайд 37ДВИГАТЕЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
пассивная гимнастика;
искусственная
локальная контрастотермия.
используются специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных
навыков;
освоение новых этапов тренировки вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве;
Слайд 38РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА :
индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
тьюторство;
групповые и индивидуальные родительские консультации;
организация пространства;
организация свободной деятельности детей на
переменах;
консультирование учителя-дефектолога по поводу подбора методов обучения и развития ребенка в соответствии с его психическими особенностями;
организация информационной связи между семьей и учителем.
Слайд 39
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной
образовательной программой;
отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины;
положительная
динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости учеников с ОВЗ;
наличие друзей у детей с ОВЗ среди одноклассников;
активность участия детей в системе дополнительного образования;
участие родителей в сопровождение детей с ОВЗ;
участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;
успешность последующей социализации