Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА
Зав. кафедрой педиатрии № 2
д.м.н. профессор С.А.Шадрин
Слайд 2
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ -
ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
10-20 ЛЕТ
(ВОЗ, 1977)
пубертат - 10-15 лет
социальное созревание - 16-20 лет
Отрок, девушка,
юноша, тинейджер
Слайд 3 Завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков
до наступления половой зрелости
Психологические детские процессы сменяются поведением, характерным
для взрослых
Происходит переход от полной социально- экономической зависимости от взрослых к относительной независимости
Подростковый возраст — период жизни, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый
Слайд 4Подростковый возраст —
стадия онтогенеза между детством и взрослостью, характеризующаяся
качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую
жизнь
переломный
переходный
кризисный
трудный
«Бури и натиска»
Слайд 5Важный физиологический скачок количественно-качественного роста
Пубертат у девочек - от 8
до 13 лет, в течение 3 - 4 лет
Пубертат у
мальчиков - от 9,5 до 13,5 лет, в течение 3 лет
Слайд 6Резкая перестройка всех органов и систем: эндокринной, вегетативной, половой
Окончательная
реализация индивидуальная генетичес-кая программа развития с формированием определен-ного конституционального типа
Завершение созревания всех морфо-функциональных структур
Становление репродуктивной системы и сексуального поведения индивидуума
Бурный ростовой скачок, с энергичной нейроэндокрин-ной перестройкой - естественная функциональная нагрузка
Выраженная гетерохронность развития органов и систем
Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции - функциональные расстройства
Слайд 7Психо-соматические реакции
Распространенность пограничных соматических и психических состояний
Формирование специфичных
для пубертатного периода заболеваний
Своеобразие течения многих хронических заболеваний
Формирование психо-характерологических особенностей, стереотипов поведения и вредных привычек: эмансипации, группированию, увлечений, гиперсексуальности
Социальные особенности, обусловленные характером среды: неустойчивое поведение с высоким риском проявления асоциальных форм, снижение адаптационных возможностей
Слайд 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И СИСТЕМ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Общее повышение возбудимости ЦНС
Ослабление тонуса коры головного мозга и возросшая активность подкорки
- вегетативными взрывы
Незрелый гематоэнцефалический барьер - недостаточная защита от инфекции и токсинов
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Возраст гипофизарной доминанты
Высокая активность и симпатического и парасимпати-ческого звеньев вегетативной нервной системы
Симптомы вегетативной дисфункции есть у всех подростков, и их отсутствие отмечается при явной задержке в развитии
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Сенситивно-критический период онтогенеза
Дисфункциональные расстройства
Слайд 9СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
Рыхлость и нежность - слабость связочного аппарата, гипермобильность
суставов, нарушения осанки, плоскостопие, миопия, висцероптоз
Высокая чувствительность к инфекции
и токсинам - артралгии, реактивные артриты
ИММУННАЯ СИСТЕМА
Уменьшение массы лимфоидных органов
Секреции андрогенов подавляет клеточный и стимулирует гуморальный иммунитет
Повышена чувствительность к туберкулезу
Растет частота воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний
Ослабевает тяжесть течения атопических болезней
Слайд 10СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Гиперкинетический тип кровообращения (систолический шум)
Централизация кровообращения -
функциональная легочная гипертензия (шум, акцент, расщепление II т.)
Гипоэволютивная форма
сердца - снижение функции
Юношеская гипертензия
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Быстрый рост мелких бронхов - легко спадаться – (застой слизи, формирование бронхоэктазов, хрониза-ция)
Гипервентиляция легких - снижение резервных возможностей внешнего дыхания
Учащение ритма дыхания - снижением дыхательного объема (ослабление дыхательных шумов)
Особенности соединительной ткани - формирование экссудативных реакций, обширных деструкций
Слайд 11ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Выражена диссоциация в кол-ве компонентов желудочного секрета -
высокие показатели НСl, по сравнению с пепсином
Незрелость гепатобилиарной системы
- низкие объемы желчи и концентрации желчных кислот
Избытчна моторная активность отделов ЖКТ - дискинезии пищевода, желудка, кишечника и желчевыводящих путей, рефлюксы
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Критический этап системы регуляции водно-солевого обмена - функциональные возможности ограничены
Потребность детей в воде выше, чем у взрослых, снижается к 14 годам
Слайд 12ОБЛАСТИ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
Кожа: угревая сыпь, степень озабоченности; оволосение в
подмышечных впадинах и на лице — критерии полового созревания
Глаза: миопия
Зубы:
беседы об основах гигиены, частоте ухода, развитие третьих коренных зубов
Шея: размер щитовидной железы
Молочные железы: определение степени развития
Сердечные тоны: акценты, функциональные шумы
Мужские половые органы: определение стадии развития; нарушения функции мочевыводящей с-мы, размеры мошонки и яичек, паховые л/у; правильность гигиенических мероприятий у мальчиков
Женские половые органы: определение стадии развития; обследование тазовых органов для выявления заболеваний вульвы
Слайд 13СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Прогрессирование умственного развития
Критическая оценка своих успехов и неудач, положения
родителей, формирование чувство долга, ответственности
Стремление к свободе действий, самостоятельности, образованию
Формирование
индивидуального морального кодекса
Усиливающееся эмоциональное напряжение
Противоречивость в поведении, желание отделиться от семьи
Возможно появление асоциального поведения, враждебности, нарушение отношения с родителями
Вероятность несчастных случаев и суицидальных попыток
Повышенная чувствительность к ряду болезней
Повышенный интерес к половым проблемам
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ
Стимуляция успеваемости в школе
Профилактика повреждений – дорожное движение, спорт
Половое воспитание
Объяснение значения правильного питания, физической активности, соблюдение правил безопасности
Объяснение вредных факторов курения, алкоголизма, наркомании
Слайд 14…Подростки – угнетенная каста..
Рутенбург , 1977
Подросткам достается все худшее из мира детей и взрослых — их еще не защищают законы взрослых, но они уже не получают заботы детей