Разделы презентаций


От диктатуры класса к диктатуре вождя. Культурная революция 20-30-х гг

Содержание

Особенности советской политической системы.К середине 30-х завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма опирающейся на традиционные элементы российской политической культуры.Характерными чертами советской политической системы стали:1)сверхцентрализация2) командно-репрессивные методы функционирования государственного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1От диктатуры класса к диктатуре вождя. Культурная революция 20-30-х гг

От диктатуры класса к диктатуре вождя. Культурная революция 20-30-х гг

Слайд 2Особенности советской политической системы.
К середине 30-х завершается становление советской общественной

системы как особой формы тоталитаризма опирающейся на традиционные элементы российской

политической культуры.
Характерными чертами советской политической системы стали:
1)сверхцентрализация
2) командно-репрессивные методы функционирования государственного механизма
3)однопартийность
4)сращивание партийных органов с государственными
5) огосударствление общественных организаций.


Особенности советской политической системы.К середине 30-х завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма опирающейся на

Слайд 3Формально советская ПС к началу 30-х имела многие черты цивилизованного

демократического государства. Высшая власть принадлежала Всесоюзному съезду Советов. Между сессиями

действовала избранная исполнительная власть .
По официальной версии, аппарат власти на рубеже 1930-х был народным, пролетарским.
На самом деле реальная власть еще в 1920-е безраздельно перешла в руки партийно-государственного аппарата.
В время болезни Ленина все основные вопросы решались «тройкой» Зиновьев-Сталин-Каменев, затем два года роль секретного ЦК играла «семерка», в которую входили Сталин, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков, Куйбышев, Томский.
Важнейшей особенностью советской номенклатуры являлся ее закрытый характер. Рядовые советские граждане не знали о существовании гос должностей, ни о характере полномочий отдельных бюрократов.
Т.о. в 1930-е верховной властью в СССР являлся не конституционный ВЦИК, а высшие органы партийного аппарата- Политбюро, Оргбюро, Секретариат.


Формально советская ПС к началу 30-х имела многие черты цивилизованного демократического государства. Высшая власть принадлежала Всесоюзному съезду

Слайд 414 апреля 1937 был создан новый консультативный орган- Комиссия Политбюро

по вопросам безопасности и внешней политики.
В ее состав вошли

(включая Сталина): В.М.Молотов (внешняя политика), Л.М.Каганович (экономическая безопасность), К.Е.Ворошилов (оборона), Н.И.Ежов (кадровая политика и НКВД).
В конце 1929 были закрыты все главные управления ВСНХ, 32 хозрасчетных объединения («Уголь», «Сталь» и др.).Спустя три года ВСНХ раздробился на ведомственные управления: Наркомтяжпром, Наркомлес.
Усилился карательно-репрессивный аппарат. В конце 1930 г в состав ОГПУ была передана милиция, в интересах политического сыска.
В 1934 формирование мощного репрессивного аппарата завершилось. В НКВД СССР вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исполнительно-трудовых лагерей и трудовых поседений (ГУЛАГ) и др.
14 апреля 1937 был создан новый консультативный орган- Комиссия Политбюро по вопросам безопасности и внешней политики. В

Слайд 6К культу личности
«Канонизация» Сталина началась через год после смерти Ленина-

в 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. Затем появились

Сталинск, Сталинири, Сталинабад итд.
К концу 30-х любое слово Сталина воспринималось как откровение, как прямое руководство к действию.
Т.о. к концу 30-х в стране завершилось формирование целостной советской командной системы.

К культу личности«Канонизация» Сталина началась через год после смерти Ленина- в 1925 г. Царицын был переименован в

Слайд 7Конституция 1936 года
5 декабря 1936 VIII Чрезвычайный съезд Советов, созванный

«ввиду особой важности» вопроса, принял текст новой Советской Конституции.
Конституция официально

провозгласила победу социализма в СССР.
Предпосылки принятия Конституции 1936 г.:
— государство все больше превращалось в мощную промышленную державу, утрачивались черты именно аграрно-индустриального государства;
— капиталистические черты экономики теперь были заменены социалистическими;
— социалистическая собственность на орудия и средства производства утвердилась окончательно и бесповоротно;
— исчезли эксплуататорские классы;
— образовалось колхозное крестьянство;
— наметилась демократизация всей избирательной системы.

Конституция 1936 года5 декабря 1936 VIII Чрезвычайный съезд Советов, созванный «ввиду особой важности» вопроса, принял текст новой

Слайд 8Особенности Конституции СССР 1936 г.: включены новые главы: об общественном

устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре,

об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе и т.д.

Нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, образование и функционирование системы высших органов власти СССР и союзных республик, таких как:
1) высший орган власти — Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на четыре года);
2) Совет Народных Комиссаров (высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат — оба эти органа подотчетны Верховному Совету;
3) система судов и прокуратуры. Она состояла из Вер­ховного Суда СССР, Верховных Судов союзных республик, краевых, областных, окружных судов. Народные суды — выборные органы, срок их полномочий три года

Особенности Конституции СССР 1936 г.: включены новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о

Слайд 9В общественном устройстве было установлено наличие в обществе двух дружественных

классов: рабочих и крестьян. В Конституции 1936 г. закреплялась политическая

основа СССР — Советы депутатов трудящихся. Этим законодательно оформилась единая политическая идеология.

Экономической основой данная Конституция сама называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства;

закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь).

Вся хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану.

Труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР.
В общественном устройстве было установлено наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. В Конституции 1936

Слайд 10Принципы государственного устройства по Конституции: советский и социалистический федерализм; добровольность

и объединение республик, их равноправие и суверенитет.
Центральные органы власти СССР

обладали наибольшим объемом полномочий, а именно: представительство страны в международных отношениях; решение таких важнейших вопросов, как вопросы войны и мира; принятие в состав СССР новых республик; составление народно-хозяйственных планов СССР.
Правовой статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, при болезни, потере трудоспособности и т.д.

Принципы государственного устройства по Конституции: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет.Центральные

Слайд 11Культурная революция
В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в

культурной жизни страны главным событием была культурная революция.
Культурная революция – это мероприятия,

которые проводились в СССР  с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.
Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): "Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революцияВ первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.Культурная

Слайд 12Цели
 
Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
Формирование кадров интеллигенции среди

рабочих и крестьян
Ликвидация безграмотности
Приобщить к достижениям культуры как можно более

широкие массы населения
Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
Отказ от культурного наследия прошлого

Цели  Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строяФормирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьянЛиквидация безграмотностиПриобщить к достижениям

Слайд 13Мероприятия
23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от

церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны

с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью :
Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии
Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован  в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.)
Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.)
Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

Мероприятия 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены

Слайд 14Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
Борьба

с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать

41.7 % населения.
В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»
Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в

Слайд 17Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая

академия, Институт Красной профессуры.
Активно привлекались к работе учёные царской России.
Проводились

репрессии по отношению к идеологическим противникам.
Из страны на«Философском пароходе» (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»:  
«Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931)
«Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928)
«Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.Активно привлекались к работе

Слайд 18С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для

проведения научной деятельности.
Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
В искусстве был утверждён единый метод

–СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 

С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).В искусстве был

Слайд 19Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке

литературно-художественных организаций» были ликвидированы Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) и

другие творческие организации под предлогом того, что они создают опасность культивирования кружковщины.
Теперь они все должны были объединяться во всесоюзные сообщества.
Союз советских писателей. Главой союза был избран М.Горький.
В 1936 г. в газете «Правда» была опубликована известная статья «Сумбур вместо музыки».
В ней и в других статьях формалистами объявлялись режиссеры В.Э.Мейерхольд, М.К.Калатозов, С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, писатели и поэты Б.Л. Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Н.Н. Асеев, Ю.К.Олеша, Вс.В Иванов, И.Г.Эренбург, И.Э Бабель и др.
К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С.А. Есенин, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, М.А.Булгаков, М.М.Зощенко, А.П.Платонов и др.
Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы Российская ассоциация пролетарских

Слайд 21Около тысячи литераторов, участников первого съезда писателей были репрессированы или

вынуждены перестать писать.
В 1930-х репрессии подверглись и погибли :

Д.И. Храмс, О.Э.Мандельштам, Б.А.Пильняк, И.Э.Бабель, Н.А.Клюев, П.Н.Васильев, режиссер В.Э.Мейерхольд.
В эти годы были созданы: романы М.А.Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», А.Н. Толстого «Петр Первый», М.Горького «Жизнь Клима Самгина».
Фильмы: «Александр Невский» С.М.Эйзенштейна, «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Г.В. Александрова с участием актрисы Л.П. Орловой, «Чапаев С.и Г. Васильевых, «Петры Первый» В.Петрова, «Дети капитана Гранта» –В.П.Вайнштока.
Около тысячи литераторов, участников первого съезда писателей были репрессированы или вынуждены перестать писать. В 1930-х репрессии подверглись

Слайд 22С начала 1930-х началась кампания по пересмотру отношения к истории.


С 1934 было восстановлено преподавание всемирной и отечественной истории, введены

стабильные учебники и программы.
Открылись Историко-археографический институт и Институт истории.
Управлением агитации и пропаганды (Агитрпроп ЦК) осенью 1938 в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б), изданного при участии Сталина, во всех вузах СССР вводились обязательные курсы истории партии и марксистско-ленинской философии.

С начала 1930-х началась кампания по пересмотру отношения к истории. С 1934 было восстановлено преподавание всемирной и

Слайд 23Господство идеологической и политико-воспитательной деятельности партии ярко проявилось в утверждении

лысенковщины.
Пользуясь поддержкой Сталина, агроном Трофим Лысенко вместе с другими выдвиженцами,

используя доносы и клевету, развернул борьбу против отечественных ученых-биологов, развивавших генетику, против школы Н.И.Вавилова.
Трофим Лысенко возглавил дискуссию к отмене проведения в СССР VII Международного генетического конгресса, разнузданной критике генетики, репрессиям против ученых, аресту и гибели многих представителей отечественной биологии.
В августе 1940 был арестован Н.И.Вавилов, приговоренный к смертной казни и умерший в Саратовской тюрьме в январе 1943 г.
Господство идеологической и политико-воспитательной деятельности партии ярко проявилось в утверждении лысенковщины.Пользуясь поддержкой Сталина, агроном Трофим Лысенко вместе

Слайд 25Итоги
К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
Создана большая

сеть школ, других учебных учреждений.
Сформирована официальная культура и идеология, в

основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
Введено бесплатное всеобщее начальное образование
Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
Унификация культурной и духовной жизни в стане
В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.

Итоги К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.Сформирована официальная

Слайд 27Крымский мост в Москве
Арх.А.В.Власов 1936-1938

Крымский мост в МосквеАрх.А.В.Власов 1936-1938

Слайд 28Библиотека им. В.И.Ленина
Арх. В.Г.Гельфрейх, В.А.Шуко
1928-1941

Библиотека им. В.И.ЛенинаАрх. В.Г.Гельфрейх, В.А.Шуко1928-1941

Слайд 32Сдвиги в социальной сфере.
На протяжении первых пятилеток почти в

2 раза возросло число школ и в 5 раз –

численность учителей.
Увеличилось число грамотных.
В конце 30-х радикально изменилась система высшего образования, были введены ученые степени, при крупнейших вузах открывались аспирантуры.
Более чем в 11 раз по сравнению с дореволюционным временем увеличилось количество вузов (400 - в 1914 г. и 4600- в 1940 г.)
Увеличилось количество специалистов с высшим образованием.
В годы первых пятилеток сложилась единая бесплатная государственная система здравоохранения.
Сдвиги в социальной сфере.  На протяжении первых пятилеток почти в 2 раза возросло число школ и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика