Слайд 1
"Отец русского театра»
Александр Николаевич
Островский
1823-1886
Слайд 2"Я тружусь всю жизнь"
Задачи урока -
увидеть новаторство и традиции
в
творчестве А. Н. Островского,
своеобразие его стиля.
Слайд 3Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь
Слайд 4А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего
за границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 5По страницам биографии
А.Н.Островского
Слайд 6ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в
Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе, в семье чиновника, заслужившего дворянство.
Слайд 7Отец Островского
Отец, помимо государственной службы, занимался частной практикой, а с
1841, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого
суда.
Родители
Слайд 8Родители
Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью
священника.
Умерла в 1831 году.
Слайд 9Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее
домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский,
немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Детство и юность
Слайд 101835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
1840 год – заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет
Московского Университета.
Слайд 11В 1840—43 гг. - учился на юридическом факультете Московского университета.
Слайд 13 «Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после
вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 14Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где
основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все
это нашло отражение в пьесах Островского.
Создано 48 произведений,
в которых действуют 547 героев.
Слайд 151847-1850
История первой пьесы Островского
первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут,
или Свои люди — сочтёмся»)
Слайд 16«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому
что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и
нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Слайд 17 "Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с
комическим", -- писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя,
героя с "горячим сердцем",
честного, прямодушного
Слайд 18Одна за другой появляются пьесы: "Бедность не порок", "Не в
свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты
и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница".
«Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Слайд 19 «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не
хочет жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 20 "Лес" (1870) - пьеса ставит вечные вопросы
человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
Слайд 21"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором
тоже господствуют материальные отношения
Слайд 22«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые
в драме "Гроза".
Слайд 23«О ПРИЧИНАХ УПАДКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ»
«Я как
русский готов жертвовать для отечества всем, чем могу; но нам
неизвестно, чем оправдывается экспроприация всего трудового состояния у драматических писателей, ради каких государственных соображений такое жестокое попрание собственности? Я тружусь всю жизнь; давно уже нет ни одного дня в году, чтобы мои пьесы не шли на нескольких театрах в России; тридцать пять лет в истории русской драматической литературы назовется моим именем; я учусь до сих пор и работаю честно - и едва имею средства для приличной жизни и должен умереть, как тунеядец или расточитель, не оставив детям почти ничего на продолжение их воспитания... Надо сознаться, что в России авторская собственность не существует, что монополия обращает в злую иронию статью закона, который право распространения признает за творцом художественного произведения».
Слайд 24Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”.
Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о
человеке, который не знает своего прошлого. «Незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Слайд 25Говорящие фамилии
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и
фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне
оправдывает своё имя.
Слайд 26Говорящие фамилии
Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром
создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так:
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Слайд 27Говорящие фамилии
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы
“Свои люди
— сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение:
«Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Слайд 282. Своеобразие названий пьес
Бедность не порок.
Без вины
виноватые.
В чужом пиру похмелье
Грех да беда на кого
не живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 29Своеобразие названий
(часто из русских пословиц и поговорок)
Не
так живи, как хочется
Правда - хорошо, а счастье лучше.
Праздничный сон - до обеда
Светит, да не греет
Свои люди - сочтемся.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.
Сердце не камень.
Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец
Слайд 30Особенности стиля Островского
Значимость первой реплики героя
«Подготовленное появление» героев: главные герои
появляются не сразу, о них вначале говорят другие.
Своеобразие речевой
характеристики героев А.Н.Островского
Слайд 31Вопросы для обсуждения
Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите
свою точку зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
Почему
так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
Слайд 32Итоги урока
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу жизни, выведя на
сцену нового героя - купца.
Слайд 33Итоги урока
2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько
имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.
Слайд 34Итоги урока
3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя,
отличается новаторством в изображении героев,
в языке персонажей
и
в поднятых социально-
нравственных
проблемах.