Слайд 2виды новостей:
Все новости делятся на 3 вида:
Событийная
Новость-тенденция
Новость как поводу поднять
беседу о насущной проблеме.
Все виды новостей объединяет наличие очевидного информационного
повода
Слайд 3Источники информации
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ – МЕРОПРИЯТИЕ, ОРГАНИЗОВАННОЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ.
С пресс-конференции журналист
может принести в редакцию новость, которая сегодня стала достоянием большинства
СМИ города. О ней напишут все теми или иными словами.
Чтобы новость была с налетом эксклюзивности, на пресс-конференции нужно либо задать вопрос от своего издания, либо подойти после пресс-конференции к любому из спикеров (лучше к самому незаметному) и задать пару эксклюзивных вопросов.
Что еще полезного можно сделать на пресс-конференции? Собрать контакты полезных людей, которые участвовали в обсуждении темы. На конференциях можно «добыть» визитки тех людей, до которых вы никогда не дозвонитесь через приемные их ведомств.
Разновидность пресс-конференции – брифинг и пресс-подход.
Слайд 4ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
2. ИНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ИЛИ ЗАКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОТРАСЛИ, НО КУДА ДОПУСКАЮТСЯ ЖУРНАЛИСТЫ.
Такие, как :
Профессиональный семинар;
Организованный экспертный
вебинар;
Официальная встреча;
Слёт;
Съезд;
Презентация нового продукта, технологии, книги и т.д.
Торжественное открытие библиотеки, нового кинотеатра, больницы, детского сада и т.д.
Слайд 5ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
3. ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ НЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ, А ДЛЯ
ВСЕГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.
Акция протеста;
Митинг;
Пикет или одиночный пикет;
Голодовка;
Театральная
остросоциальная инсценировка (пример: вынимали органы у артистов на площади – против репрессий в Китае)
Флешмобы (общественно- олитические)
Слайд 6ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Письма президенту;
Громкие заявления на весь мир;
Выложенные остро-социальные или
остро-политические ролики В Сети.
Слайд 7ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
5. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Впервые обнародованные результаты проверок прокуратуры;
Вынесенные Городским или
Верховным судом решения по громким делам;
Объявление приговоров участникам громких дел;
Поданные
адвокатами апелляции по громким делам;
Начало рассмотрения громких дел;
Пересмотр громких дел;
Отмена прежних решений по громким делам.
Слайд 8ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
6. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СВОДКИ НЬЮС-МЕЙКЕРОВ - ВЕДОМСТВ, КОМИТЕТОВ И МИНЕСТЕРСТВ:
Официальные
сайты и порталы МЧС,
Официальные сайты и порталы ФСПН,
Официальный
сайт городского правительства и Законодательного собрания;
Официальные сайты и порталы отдельных комитетов правительтва,
Официальные сайты любых интересующих вас предприятий и ведомств;
И, наконец, любимец журналистов, сайт горзаказа!
Слайд 9ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА
новостные сайты, дающие только короткую новость бегущей
строкой,
могут стать хорошим подспорьем для РАСКРУТКИ сюжета журналистом.
Слайд 10ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
8. ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА С НЕЗАВИСИМЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
звонки и
письма читателей,
личные обращения читателей с бедой в редакцию
специально созданные
структуры для обращения читателей, например, горячие линии редакций.
В холдинге «БМГ» (Балтийская медиа группа) была Общественная приемная жалоб и обращений.
Слайд 11ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
9. ЛИЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА
Личные наблюдения журналиста на улице, в
метро, в больнице и т.д.(метод включенного наблюдения),
Рассказы знакомых, друзей
о той или иной ситуации несправедливости
Важные разговоры, услышанные в транспорте, метро, на улице.
Обрывки разговора за дверями, например, чиновников.
Круг знакомых, друзей, родственников, среди которых есть носители ценных и интересных для журналистов данных.
Слайд 12ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
10. ЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ НЕ ИЗ БЛИЗКОГО КРУГА, А
НАРАБОТАННЫЕ В ПРОФЕССИИ:
Адвокаты, через которых проходит много интересных дел, как
правило, с сюжетами нарушения прав человека.
Чиновники, которые готовы на условиях анонимности делиться с вами из первых рук только готовящимися еще приказами, постановлениями, законами и т.д.
Руководители разных ведомств, предприятий, структур, пресс-служб, которые готовы вам рассказывать либо больше, чем другим журналистам, либо раньше, чем другим журналистам.
Источники информации – самое дорогое, что есть у журналиста.
База источников – настоящий несгораемый капитал. Начинаем копить прямо сейчас.
Слайд 13ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
11. БЛОГОСФЕРА
Тематические форумы
Блоги лидеров общественного мнения
Группы в Контакте
Инстаграм
Телеграм-каналы
Фейсбук
Твиттер
И т.д.
Слайд 14
Правила создания жесткой новости
(или «Всем нужна пирамидка!» - Крош из
Смешариков)
Всем нам нужна пирамидка, а точнее перевернутая пирамида, по принципу
которой пишутся жесткие новости.
Она делится на три главных отсека.
ЛИД, в котором вы отвечаете на 5 главных вопросов:
ЧТО ПРОИЗОШЛО? С КЕМ? ИЛИ КТО В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ? КОГДА?ГДЕ?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ (ИЛИ ПОЧЕМУ?) КАКОВЫ ИТОГИ? (ПОСЛЕДСТВИЯ)
2. ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ И ДЕТАЛИ, НО ТОЛЬКО САМЫЕ ВАЖНЫЕ
3. ПРЕДЫСТОРИЯ, СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРОГНОЗЫ, КОММЕНТАРИЙ.
Слайд 15ПРИМЕР простой ИНВЕРТИРОВАННОЙ ПИРАМИДЫ
Слайд 16«ЧТО? КТО? КОГДА? ГДЕ? КАК?» – МОЛИТВА НОВОСТНИКА!
В этой пирамиде
правила немного другие: лид, факты, цитаты, предыстория, еще факты и
менее важные подробности. Так задумано, что бы при необходимости сокращать новость редактор, не задумываясь, сбрасывал нижние кольца пирамидки.
Слайд 17Общий принцип создания новости: убывающий интерес
Чаще всего в жесткой новости
в той или иной последовательности вы найдете ответы на следующие
вопросы:
ЧТО? ( проверяем себя: «что именно произошло?»)
КТО? ( проверяем себя: «кто именно совершил действие или стал участником истории?»)
КОГДА? (когда именно произошло событие?)
ГДЕ? (где именно оно произошло?)
ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? (почему именно это произошло?)
КАК БЫЛО ДЕЛО? ( любые подробности, раскрывающие тему)
Пример: « Вчера (когда?) Сильвестр Сталлоне (кто?) устроил драку (что?) в ночном клубе (где?), защищая девушку, к которой приставали четверо молодых людей. (Зачем?) Сообщается, что трое неудачливых кавалеров получили травмы, а четвертый сбежал, видимо, поняв, кто именно встал на защиту девушки. (как это было?)»
Слайд 18Спасибо за внимание!
Теперь вы все знаете про новость.
Мы по-прежнему
ищем новости в окружающем пространстве
И пытаемся их создавать про
принципу убывающего интереса или перевернутой пирамиды.