Разделы презентаций


ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Содержание

Лекция 1. Цели, задачи и методы оценки бизнеса. Доходный подходОЦЕНКА БИЗНЕСА

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОЦЕНКА БИЗНЕСА
Кальварский Георгий Владимирович к.э.н. доцент кафедры теории кредита и

финансового менеджмента экономического факультета СПБГУ

ОЦЕНКА БИЗНЕСАКальварский Георгий Владимирович к.э.н. доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПБГУ

Слайд 2Лекция 1. Цели, задачи и методы оценки бизнеса. Доходный подход
ОЦЕНКА

БИЗНЕСА

Лекция 1. Цели, задачи и методы оценки бизнеса. Доходный подходОЦЕНКА БИЗНЕСА

Слайд 3Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Оценка рыночной стоимости (оценка бизнеса)

предприятия является специализированной областью инвестиционного анализа.
Основной целью и задачей

оценки бизнеса является определение рыночной стоимости пакетов или участий в компаниях, акции (участия) которых по своей сущности (закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью) или в силу своего размера (небольшие открытые акционерные общества) не котируются на свободном фондовом рынке
Цели, задачи и методы оценки бизнеса	Оценка рыночной стоимости (оценка бизнеса) предприятия является специализированной областью инвестиционного анализа. 		Основной

Слайд 4Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Таким образом, сферами применения процедур

оценки бизнеса, прежде всего, являются:
Выкуп акций (паев) в закрытых акционерных

обществах, обществах с ограниченной ответственностью при выходе из их состава одного из акционеров, учредителей;
Оценка стоимости пакетов и паев при реорганизации предприятий в результате проведения процедур по слиянию, присоединению или поглощению предприятий
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Таким образом, сферами применения процедур оценки бизнеса, прежде всего, являются:Выкуп акций (паев)

Слайд 5Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Оценка стоимости пакетов акций, выступающих

в качестве залогового обеспечения банковских кредитов или лизинговых операций
Эмиссия новых

акций открытыми акционерными обществами;
Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;
Подготовка к продаже предприятий-банкротов, выставляемых на конкурс
Цели, задачи и методы оценки бизнесаОценка стоимости пакетов акций, выступающих в качестве залогового обеспечения банковских кредитов или

Слайд 6Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Подготовка к продаже приватизируемых предприятий

(включая продажу пакета их акций, еще остающихся в собственности государства);
Определения

сумм налоговых сборов при дарении или наследования пакетов акций или долей участия в предприятиях;
Рассмотрение в суде исков, связанных с возникшими спорами по рыночной оценке стоимости пакетов акций и участий, перешедших в собственность по праву дарения или наследования.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаПодготовка к продаже приватизируемых предприятий (включая продажу пакета их акций, еще остающихся

Слайд 7Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Необходимость проведения оценочных процедур определяется

прежде всего действующим законодательством.
Так , согласно Федерального закона «Об

акционерных обществах» от 26.12 1995 №208-ФЗ, выкуп акций обществом осуществляется по их рыночной стоимости
Очевидно, что данное положение закона является основанием для проведения процедур оценки рыночной стоимости акций и участий, выкупаемых обществом и у наследников членов общества.

Цели, задачи и методы оценки бизнесаНеобходимость проведения оценочных процедур определяется прежде всего действующим законодательством. 	Так , согласно

Слайд 8Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В соответствии с вышеуказанным законом,

при выдаче разрешения на эмиссию новых акций проводится проверка: в

каком соотношении находятся балансовая и рыночная стоимость собственного капитала предприятия-эмитента.
Если рыночная (оценочная) стоимость собственного капитала предприятия больше, остаточной балансовой стоимости чистых активов предприятия, то эмиссия новых акций разрешается, причем на величину выявленного превышения.
Если же эта разница отрицательна , то стоимость его собственного (уставного) капитала должна быть уменьшена на величину этой разницы, с соответствующей корректировкой балансовой стоимости активов и, в особенности, нематериальных активов
Цели, задачи и методы оценки бизнесаВ соответствии с вышеуказанным законом, при выдаче разрешения на эмиссию новых акций

Слайд 9Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Очевидно, что продажа акций и

паев компаний, не котирующихся на организованном биржевом или внебиржевом рынках,

является достаточно сложной задачей согласования инвестиционных интересов покупателя и продавца.
Поэтому оценка бизнеса не является жестко формализованной процедурой, ее задача определить оценочный интервал, в рамках которого может быть осуществлена продажа-покупка оцениваемого пакета акций или доля участия в оцениваемом предприятии.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаОчевидно, что продажа акций и паев компаний, не котирующихся на организованном биржевом

Слайд 10Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Ключевым критерием стоимости любого объекта

собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть

полезен реальному или потенциальному собственнику.
Полез­ность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и ко­личественно определена во времени и стоимости. и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оце­ночной стоимости
Цели, задачи и методы оценки бизнесаКлючевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью,

Слайд 11Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Однако как общую полезность объекта

для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить

доход.
Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте
Цели, задачи и методы оценки бизнесаОднако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить

Слайд 12Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Из принципа полезности вытекает еще

один принцип оценки — принцип ожидания, или предвидения.
Конечно, прошлое

и настоя­щее бизнеса важны, однако его экономическую оценку определяет его будущее.
Прошлое и настоящее бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего
Цели, задачи и методы оценки бизнесаИз принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания, или

Слайд 13Цели, задачи и методы оценки бизнеса
На ценообразование влияет конкуренция Содержание

принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы,

то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаНа ценообразование влияет конкуренция Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается

Слайд 14Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стоимость бизнеса определяется не только

внутренними факто­рами, но во многом — внешними.
Стоимость предприятия, его

иму­щества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды
Цели, задачи и методы оценки бизнесаСтоимость бизнеса определяется не только внутренними факто­рами, но во многом — внешними.

Слайд 15Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Определение наилучшего и наиболее эффективного

использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности предприятия которое

обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаОпределение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования

Слайд 16Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В этом заключается принцип наилучшего

и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется, если оценка проводится

в целях реструктурирования. Если ее целью является определение стоимости действующего предприятия без учета возможных измерений, то данный принцип не применяется

Цели, задачи и методы оценки бизнесаВ этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется,

Слайд 17Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Таким образом, процедура оценки рыночной

стоимости (бизнеса) предприятия характеризуется следующими важными основополагающими моментами:
рассчитанная рыночная стоимость

это не балансовая стоимость чистых активов предприятия;
оценка не основывается на результатах деятельности в прошлом, она базируется на будущих ожидаемых результатах (доходности) деятельности предприятия;

Цели, задачи и методы оценки бизнесаТаким образом, процедура оценки рыночной стоимости (бизнеса) предприятия характеризуется следующими важными основополагающими

Слайд 18Цели, задачи и методы оценки бизнеса
3. при оценке предприятие рассматривается

как действующее, то есть обладающее необходимыми ресурсами для успешной предпринимательской

деятельности
4. оценка не дает определенного, точного, научно-обоснованного, т.е. объективного ответа, ее предназначение - дать оценочный диапазон значений стоимости в рамках которого может быть куплен или продан оцениваемый пакет акции или доля участия в предприятии;




Цели, задачи и методы оценки бизнеса3. при оценке предприятие рассматривается как действующее, то есть обладающее необходимыми ресурсами

Слайд 19Цели, задачи и методы оценки бизнеса
5. оценка не одинакова для

каждого покупателя - стоимость предприятия различна для каждого отдельного покупателя;
6.

она не однозначна для момента проведения оценки - оценка на конкретную дату или ряд дат, на момент наступления определенного события (подписания долгосрочного контракта, окончание инвестиционного проекта).

Цели, задачи и методы оценки бизнеса5. оценка не одинакова для каждого покупателя - стоимость предприятия различна для

Слайд 20Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В практике деятельности профессиональных оценщиков

бизнеса широко используются следующие утвержденные Законом об оценочной деятельности стандарты

бизнеса, применяемые оценщиками США для оценки стоимости либо контрольного, либо миноритарного (неконтрольного) пакета акций.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		В практике деятельности профессиональных оценщиков бизнеса широко используются следующие утвержденные Законом об

Слайд 21Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стандарт. Обоснованная рыночная стоимость
Широко распространенным

и признанным стандартом оценки является обоснованная рыночная стоимость. Обоснованная рыночная стоимость

применяется при исчислении: федеральных и штатных налогов на дарение, и наследование

Цели, задачи и методы оценки бизнесаСтандарт. Обоснованная рыночная стоимость		Широко распространенным и признанным стандартом оценки является обоснованная рыночная

Слайд 22Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Общепринятым определением обоснованной рыночной стоимости

является цена гипотетического объекта оценки, выраженная в денежных единицах по

которой собственность перешла бы из рук гипотетического продавца в руки гипотетического покупателя при их взаимном желании купить или продать, достаточной информированности о всех имеющих отношение к сделке фактах, причем ни одна из сторон сделки не была бы принуждена к покупке или продаже.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Общепринятым определением обоснованной рыночной стоимости является цена гипотетического объекта оценки, выраженная в

Слайд 23Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В определении обоснованной рыночной стоимости

под рынком следует понимать всех потенциальных продавцов и покупателей подобных

видов предприятия или практик.
В соответствии с правовой трактовкой обоснованной рыночной стоимости, добровольные продавец и покупатель являются гипотетическими лицами, вступающими в сделку "на вытянутую руку", а не какими-либо "конкретными" субъектами.
Другими словами, в том случае, если цена испытывает влияние интересов, не являющихся характерными для типичного покупателя или продавца, то она не может отражать обоснованную рыночную стоимость.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаВ определении обоснованной рыночной стоимости под рынком следует понимать всех потенциальных продавцов

Слайд 24Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стандарт Инвестиционная стоимость


Инвестиционная стоимость - конкретная стоимость товаров или услуг для конкретного

инвестора (или группы инвесторов), исходя из его личных инвестиционных целей.

Цели, задачи и методы оценки бизнеса		 Стандарт Инвестиционная стоимость  	Инвестиционная стоимость - конкретная стоимость товаров или

Слайд 25Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стандарт. Внутренняя или фундаментальная стоимость

Внутренняя стоимость (иногда называемая фундаментальной стоимостью) отличается от инвестиционной

стоимости тем, что она является результатом аналитических суждений, основанных на выявленных внутренних характеристиках инвестиций. Внутренняя стоимость зависит не от того, насколько данные характеристики соответствуют целям конкретного инвестора, а от того, каким образом они трактуются тем или иным независимым (финансовым аналитиком) специалистом оценщиком.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаСтандарт. Внутренняя или фундаментальная стоимость	  Внутренняя стоимость (иногда называемая фундаментальной стоимостью)

Слайд 26Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Внутренняя стоимость обыкновенных акций -

оправданная цена акции, при определении которой учтены все основные факторы

стоимости.
Это реальная стоимость акций в отличие от их текущего рыночного курса.
Это субъективная стоимость в том смысле, что для ее определения аналитику необходимо использовать свои знания, жизненный опыт и профессиональное мастерство и, как следствие, оценки внутренней стоимости у разных оценщиков будут различны.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Внутренняя стоимость обыкновенных акций - оправданная цена акции, при определении которой учтены

Слайд 27Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Оценщик оценивает внутреннюю стоимость путем

тщательного анализа следующих фундаментальных факторов, влияющих на стоимость обыкновенных акций:

1. Стоимость активов фирмы. Материальные активы, принадлежащие предприятию, обладают определенной рыночной стоимостью. При ликвидационном подходе или к оценке активы приобретают большое значение, при использовании же техники оценки предприятия как действующего, активы отдельно обычно не оцениваются.
2. Вероятная будущая прибыль. Ожидаемая будущая прибыль фирмы является наиболее важным единичным фактором, влияющим на внутреннюю стоимость обыкновенных акций.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Оценщик оценивает внутреннюю стоимость путем тщательного анализа следующих фундаментальных факторов, влияющих на

Слайд 28Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Вероятные будущие дивиденды. Компания может

выплачивать свою прибыль в форме дивидендов или может удерживать ее

с тем, чтобы финансировать свой рост и расширение деятельности, дивидендная политика фирмы влияет на внутреннюю стоимость ее акций.
4. Вероятные будущие темпы роста. Перспективы роста фирмы в будущем тщательно оцениваются инвесторами и являются фактором, влияющим на внутреннюю стоимость.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаВероятные будущие дивиденды. Компания может выплачивать свою прибыль в форме дивидендов или

Слайд 29Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стандарт Обоснованной стоимости
В большинстве штатов

США обоснованная стоимость остается установленным законом стандартом, применяемым при проведении

оценки в случаях, связанных с защитой интересов миноритарных акционеров.
Цели, задачи и методы оценки бизнесаСтандарт Обоснованной стоимости	В большинстве штатов США обоснованная стоимость остается установленным законом стандартом,

Слайд 30Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В этих штатах в случаях,

когда корпорация сливается с другой компанией, распродает свои активы или

предпринимает некоторые другие решающие действия, однако держатель неконтрольного пакета не согласный с принятым решением считает, что его принуждают получить неприемлемо малое вознаграждение за акции, данный акционер обладает правом потребовать оценить его пакет с тем, чтобы получить за него обоснованную цену.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		В этих штатах в случаях, когда корпорация сливается с другой компанией, распродает

Слайд 31Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Обычное различие между обоснованной стоимостью

и обоснованной рыночной стоимостью состоит в том, что вынося решения

по оценке акций закрытых компаний, большинство судов не делает скидку на их не ликвидность, в то время как в соответствии со стандартом обоснованной рыночной стоимости такая скидка делается почти всегда.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Обычное различие между обоснованной стоимостью и обоснованной рыночной стоимостью состоит в том,

Слайд 32Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Стоимость действующего предприятия
Понятие стоимости действующего

предприятия) является не стандартом стоимости, а допущением относительно состояния предприятия.

Оно означает лишь то, что компания или вид деятельности оценивается как жизнеспособная функционирующая хозяйственная единица, имеющая собственные активы и товарно-материальные запасы, постоянную рабочую силу, осуществляющая деловые операции и не находящаяся под непосредственной угрозой прекращения работы.
Все применяемые стандарты стоимости рассматривают предприятие как действующее
Цели, задачи и методы оценки бизнесаСтоимость действующего предприятия		Понятие стоимости действующего предприятия) является не стандартом стоимости, а допущением

Слайд 33Цели, задачи и методы оценки бизнеса
В последнее время методы оценки

бизнеса достаточно широко применяются для оценки рыночной стоимости и открытых

компаний, так как , по мнению многих зарубежных авторов существующие рыночные курсы фондовых рынков занижены или завышены почти для 40% компаний, котирующих свои акции на открытом фондовом рынке.
.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		В последнее время методы оценки бизнеса достаточно широко применяются для оценки рыночной

Слайд 34Цели, задачи и методы оценки бизнеса

В результате осуществления оценочных процедур

определяется, как правило, внутренняя(фундаментальная) стоимость, которая является результатом аналитических суждений

специалиста оценщика, основанных на выявленных внутренних характеристиках деятельности предприятия.
Внутренняя стоимость зависит не от того, насколько данные характеристики соответствуют целям конкретного инвестора, а от того, каким образом они трактуются тем или иным независимым оценщиком
Цели, задачи и методы оценки бизнеса				В результате осуществления оценочных процедур определяется, как правило, внутренняя(фундаментальная) стоимость, которая является

Слайд 35Цели, задачи и методы оценки бизнеса
Внутренняя стоимость обыкновенных акций это

оправданная цена акции, при определении которой учтены все основные факторы

стоимости: ожидаемая будущая доходность и риск деятельности предприятия.
В тоже время, это субъективная стоимость в том смысле, что для ее определения оценщику необходимо использовать свои знания, жизненный опыт и профессиональное мастерство и, как следствие, оценки внутренней стоимости у разных оценщиков будут различны.
Цели, задачи и методы оценки бизнеса		Внутренняя стоимость обыкновенных акций это оправданная цена акции, при определении которой учтены

Слайд 36Цели, задачи и методы оценки бизнеса


Основные методические подходы к оценке

рыночной стоимости предприятия

Цели, задачи и методы оценки бизнесаОсновные методические подходы к оценке рыночной стоимости предприятия

Слайд 37Цели, задачи и методы оценки бизнеса
При любом подходе к

оценке, центральной задачей оценщика (с финансовой точки зрения) должно стать

количественное определение тех доходов, которые могут быть получены собственником предприятия то есть свободного потока наличности обращенного к собственнику
Цели, задачи и методы оценки бизнеса При любом подходе к оценке, центральной задачей оценщика (с финансовой точки

Слайд 38Основные методы оценки

Основные методы оценки

Слайд 39Доходный подход
Метод капитализации доходов - применяется в том случае, если

предприятие имеет или имело в ретроспективе 3-5 лет устойчивые сопоставимые

доходы и у оценщика есть достаточные основания для предположения, что данные доходы будут сохранены и в будущем .
Главным при этом является четкое определение будущих доходов, влияющих на стоимость бизнеса.
Наиболее часто будущие доходы предприятия, рассматриваются как прогнозируемая чистая прибыль, то есть последняя строка отчета о финансовых результатах
Доходный подход	Метод капитализации доходов - применяется в том случае, если предприятие имеет или имело в ретроспективе 3-5

Слайд 40Доходный подход
В этом случае, капитализация потенциальной прибыли является концептуально простым

подходом с использованием двух переменных:
одна из которых – потенциальная,

чистая прибыль (Е),
а другая - соответствующий коэффициент капитализации - Ккап., как правило, равный среднерыночной доходности акций компаний данной отрасли.
Доходный подходВ этом случае, капитализация потенциальной прибыли является концептуально простым подходом с использованием двух переменных: одна из

Слайд 41Доходный подход
Расчет рыночной стоимости (РСП) 100% пакета акций предприятия в

случае прогнозирования устойчивого уровня получаемой чистой прибыли определяется с использованием

формулы расчета бессрочного аннуитета, на основе предположения, что в будущем величина получаемой чистой прибыли останется неизменной:
Доходный подходРасчет рыночной стоимости (РСП) 100% пакета акций предприятия в случае прогнозирования устойчивого уровня получаемой чистой прибыли

Слайд 42Доходный подход
РСП = Е/ Ккап. + НФА ,


Где:
НФА – балансовая стоимость нефункциональных активов предприятия, т.е. активов,

не принимающих участие в производственной деятельности предприятия, но находящихся на балансе предприятия и обладающие реальной ликвидностью.
Доходный подход	РСП = Е/ Ккап. + НФА   ,  Где:НФА – балансовая стоимость нефункциональных активов

Слайд 43Доходный подход
В случае если в течение прогнозируемого периода предполагается умеренный

постоянный прирост чистой прибыли предприятия, то рыночная стоимость предприятия рассчитывается

по формуле Питера Гордона:
Е*(1-α)
РСП = --------------- + НФА
Ккап. - α
где: α – коэффициент умеренного ежегодного прироста чистой прибыли предприятия
Доходный подход		В случае если в течение прогнозируемого периода предполагается умеренный постоянный прирост чистой прибыли предприятия, то рыночная

Слайд 44Доходный подход
Вместе с тем при выборе показателя чистой прибыли в

качестве капитализируемой базы следует ответить на ряд вопросов:

1. Насколько чистая прибыль представляет доход в экономическом смысле?
2. Может ли, величина чистой прибыли быть точно измерена применительно к данному предприятию?
3. Насколько при определении рыночных цен покупатели и продавцы исходят именно из величины чистой прибыли?
Доходный подходВместе с тем при выборе показателя чистой прибыли в качестве капитализируемой базы следует ответить на ряд

Слайд 45Доходный подход
Так, для предприятия, владеющего преимущественно недвижимостью (здания, сооружения машины

оборудование), стоимость которой по балансу уменьшается, более предпочтительным будет показатель

денежного потока, чем чистая прибыль
В этом случае денежный поток будет включать чистую прибыль плюс все балансовые начисления (амортизация).
Для предприятия, в активах которой преобладает быстро изнашивающееся или устаревшее оборудование, более подходящей доходной базой является показатель чистой прибыли, а не денежный поток.
Доходный подход		Так, для предприятия, владеющего преимущественно недвижимостью (здания, сооружения машины оборудование), стоимость которой по балансу уменьшается, более

Слайд 46Доходный подход
Чаще всего для оценки принимаемой в расчет потенциальной величины

чистой прибыли выбирается ретроспективный период в пять лет. При этом

общий смысл состоит в том, что применительно ко многим компаниям анализ результатов деятельности за последние пять лет вполне достаточен для выявления некоторой устойчивой тенденции, однако этот период не настолько продолжителен, чтобы ретроспективные данные не соответствовали бы сегодняшним условиям или операциям предприятия.
Доходный подход		Чаще всего для оценки принимаемой в расчет потенциальной величины чистой прибыли выбирается ретроспективный период в пять

Слайд 47Доходный подход
Подход капитализации валовых доходов, т.е. выручки может считаться укороченным

вариантом подхода капитализации будущих доходов, поскольку обычно предполагается, что в

конкретной области бизнеса определенный уровень валового дохода способен обеспечить определенный уровень прибыли.
Если оценщик использует данный подход, он должен очень аккуратно оценить, насколько непрерывными являются будущие валовые доходы.
Доходный подход		Подход капитализации валовых доходов, т.е. выручки может считаться укороченным вариантом подхода капитализации будущих доходов, поскольку обычно

Слайд 48Доходный подход
На основе капитализации доходов строится метод отраслевых соотношений, который

используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных оценочных фирм

показывает, что:
рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 годовой выручки;
салоны красоты - от 0,25 - 0,7 от суммы годовой выручки + стоимость оборудования и запасов;
рестораны и туристические агентства - соответственно 0,25 - 0,5 и 0,04 - 0,1 от валовой выручки;
Доходный подходНа основе капитализации доходов строится метод отраслевых соотношений, который используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт

Слайд 49Доходный подход
заправочные станции - 1,2 - 2,0 от месячной выручки;
страховые

агентства - 1,0 - 2,0 от годовых сборов;
предприятия розничной торговли

- 0,75 - 1,5 от суммы чистого дохода, стоимости оборудования и запасов;
машиностроительные предприятия - 1,5 - 2,2 от суммы чистого дохода и стоимости запасов.
Доходный подходзаправочные станции - 1,2 - 2,0 от месячной выручки;страховые агентства - 1,0 - 2,0 от годовых

Слайд 50Доходный подход

«Золотое правило» оценки для достаточно большего числа отраслей гласит:

покупатель не заплатит за предприятие более 4-х кратной величины среднегодовой

прибыли до налогообложения.
Доходный подход		«Золотое правило» оценки для достаточно большего числа отраслей гласит: покупатель не заплатит за предприятие более 4-х

Слайд 51Доходный подход
Метод дисконтированных денежных потоков используется в случаях, когда:
ожидается, что

будущие уровни денежных доходов будут существенно отличаться от текущих;
можно обоснованно

оценить будущие денежные доходы компании
Доходный подходМетод дисконтированных денежных потоков используется в случаях, когда:ожидается, что будущие уровни денежных доходов будут существенно отличаться

Слайд 52Доходный подход
прогнозируемые чистые денежные доходы компании являются положительными величинами для

большинства прогнозных лет;
ожидается, что чистый денежный доход компании в последний

год прогнозного периода будет значительной положительной величиной;
компания представляет собой новое предприятие и не имеет достаточной ретроспективной истории
Доходный подходпрогнозируемые чистые денежные доходы компании являются положительными величинами для большинства прогнозных лет;ожидается, что чистый денежный доход

Слайд 53Доходный подход
Любое приобретение акций или участий в предприятии является инвестициями,

то есть платежом за поток будущих чистых доходов. Таким образом,

модель дисконтирования, традиционно используемая при оценке закупаемого оборудования, освоения новой продукции или технологии в равной степени применима при оценке стоимости покупаемых пакетов акций или долей участия в предприятии.
Доходный подход		Любое приобретение акций или участий в предприятии является инвестициями, то есть платежом за поток будущих чистых

Слайд 54Доходный подход
Будущие чистые доходы, подлежащие оценке и дисконтированию к текущей

стоимости, могут быть определены несколькими путями,

наиболее принятыми являются показатели:
чистой прибыли; в этом случае техника дисконтирования называется методом дисконтированной будущей прибыли (discunted futur earning - DFE);
денежного потока, как разницы между прогнозируемыми доходами и расходами предприятия; тогда метод будет называться методом дисконтированного денежного потока (discunted cash flow – DCF).
Доходный подход		Будущие чистые доходы, подлежащие оценке и дисконтированию к текущей стоимости, могут быть определены несколькими путями,

Слайд 55Доходный подход
Для того, чтобы перевести процесс дисконтирования на язык конкретных

цифр, необходимо количественно определить:
1. сумму ожидаемого будущего денежного потока или

сумму потока прибыли;
2. соответствующую ставку дисконта.
Доходный подходДля того, чтобы перевести процесс дисконтирования на язык конкретных цифр, необходимо количественно определить:1. сумму ожидаемого будущего

Слайд 56Доходный подход
Прогнозирование будущего денежного потока или прибыли является основой процесса

оценки и требует досконального знания комплекса факторов, влияющих на объект

инвестиций.
Предварительным этапом для предприятия, рассматриваемого в качестве объекта покупки, является операционный план, по крайней мере, на пять предстоящих лет, даже если для этого потребуется привлечение внешних консультантов.
Доходный подход		Прогнозирование будущего денежного потока или прибыли является основой процесса оценки и требует досконального знания комплекса факторов,

Слайд 57Доходный подход
Оценка различных параметров, проводимая при прогнозировании - объема продаж,

оптовых и розничных цен, стоимости сырья и материалов, операционных расходов,

уровня конкуренции, должна проводиться специалистами по различным видам деятельности оцениваемого предприятия (прежде всего маркетингу закупок и продаж, организации и технологии производства).
Роль специалиста - оценщика заключается в том, чтобы инициировать и осуществлять координацию различных направлений подобного анализа.
Доходный подход		Оценка различных параметров, проводимая при прогнозировании - объема продаж, оптовых и розничных цен, стоимости сырья и

Слайд 58Доходный подход
Сценарный подход, предполагающий получение набора прогнозных оценок прибыли по

каждому будущему году, заключается в том, что оценщики определяют:
оптимистичную оценку

(в данном случае, максимальную прибыль или денежный поток, который предприятие может получить при наиболее благоприятных условиях);
вероятную оценку (наиболее вероятная прибыль или денежный поток);
пессимистическую оценку (сколько предприятие может потерять или получить при наихудшем стечении обстоятельств).
Доходный подход		Сценарный подход, предполагающий получение набора прогнозных оценок прибыли по каждому будущему году, заключается в том, что

Слайд 59Доходный подход
Располагая данными оценками, оценщик может рассчитать с учетом вероятности

наступления каждого из сценариев средневзвешенный доход по каждому год, на

основе которых и проводится дальнейший расчет стоимости предприятия.
Общепринятым подходом является составление прогнозов денежного потока (прибыли) на каждый из первых пяти лет прогнозного периода, далее принимается допущение о равномерном, неограниченном во времени потоке прибыли для последующего остаточного периода.
Доходный подход		Располагая данными оценками, оценщик может рассчитать с учетом вероятности наступления каждого из сценариев средневзвешенный доход по

Слайд 60Доходный подход
Важным аспектом прогнозирования будущих денежных потоков является учет возврата

процентов и погашение долгосрочных обязательств:
если в течение прогнозного периода

предусматривается привлечение и возврат долгосрочных обязательств (кредитов и займов), то рассчитывается так называемый денежный поток для собственного капитала или чистый денежный поток, «очищенный» от обязательств по выплате процентов и погашению кредитов (CFск);

Доходный подход		Важным аспектом прогнозирования будущих денежных потоков является учет возврата процентов и погашение долгосрочных обязательств: если в

Слайд 61Доходный подход
если в течение прогнозного периода привлечение или возврат долгосрочных

обязательств не планируется, (например, на момент расчета предприятие выпустило и

разместило облигационный заем со сроком возврата через 15 лет), то при расчете денежного потока не учитывается погашение долговых обязательств и выплачиваемых по ним процентов.
В результате рассчитывается денежный поток для всего инвестированного капитала предприятия (CFкп.).
Доходный подходесли в течение прогнозного периода привлечение или возврат долгосрочных обязательств не планируется, (например, на момент расчета

Слайд 62Доходный подход

Доходный подход

Слайд 63Доходный подход
Дисконтирование денежных потоков проводится с целью учета рисков вложения

и обеспечения необходимого уровня доходности вкладываемых инвестиций, учитывающих степень вариабельности

дохода, который может быть получен благодаря владению пакетом акций или долей участия в предприятии.
Доходный подход		Дисконтирование денежных потоков проводится с целью учета рисков вложения и обеспечения необходимого уровня доходности вкладываемых инвестиций,

Слайд 64Доходный подход
В качестве ставок дисконта в оценке бизнеса используются:
стоимость капитала

(WACC) - средневзвешенная цена, которую компания уплатила за денежные средства,

использованные для формирования своего капитала – для дисконтирования денежного потока для всего инвестированного капитала;
ставка доходности собственного капитала (Rck ), рассчитанная для оцениваемого предприятия – для дисконтирования денежного потока для собственного капитала
Доходный подходВ качестве ставок дисконта в оценке бизнеса используются:стоимость капитала (WACC) - средневзвешенная цена, которую компания уплатила

Слайд 65Доходный подход
WACC = (%)(1 – НЕ) * ДО/КП + Rck

* CK/КП, где:
WACC – выраженная в процентах средневзвешенная стоимость


капитала предприятия;
(%) – проценты, выплачиваемые предприятием за привлеченные
долгосрочные обязательства;
НЕ - налог на прибыль (сумма процентов уменьшается с учетом
того, что погашение процентов осуществляется из прибыли
до налогообложения и государство как бы «возмещает» часть
средств, связанных с инвестиционной деятельностью);
ДО – сумма долгосрочных обязательств предприятия;
КП – капитал предприятия рассчитывается как сумма долгосрочных пассивов и собственного капитала предприятия;
Rck – стоимость собственного капитала;
CK – собственный капитал предприятия
Доходный подход	WACC = (%)(1 – НЕ) * ДО/КП + Rck * CK/КП, где:WACC – выраженная в процентах

Слайд 66Доходный подход
Требуемая доходность собственного капитала (Rck) определяется расчетом премии за

риск.
Премия за риск - это доход, требуемый инвесторами сверх

того уровня, который могут принести вложения, свободные от риска, например, государственные ценные бумаги.
Для определения стоимости собственного капитала существует два подхода, базирующихся на оценке риска вложения средств:
- метод кумулятивного построения;
- модель оценки капитальных активов (САРМ)
Доходный подход		Требуемая доходность собственного капитала (Rck) определяется расчетом премии за риск. Премия за риск - это доход,

Слайд 67Доходный подход
Определение стоимости собственного капитала предприятия методом кумулятивного построения производится

следующим образом:
Определяется уровень безрисковой ставки дохода по государственным ценным бумагам.
К

безрисковой ставке дохода прибавляется ряд премий в качестве компенсации за дополнительный риск, связанный с капиталовложениями в данную компанию по сравнению с безрисковыми инвестициями.
Методические указания по определению премий публикуются в специальных журналах, посвященных проблемам оценки бизнеса.
Доходный подходОпределение стоимости собственного капитала предприятия методом кумулятивного построения производится следующим образом:Определяется уровень безрисковой ставки дохода по

Слайд 68Экспертная оценка премий за риск, связанный с инвестированием в конкретную

компанию

Экспертная оценка премий за риск,  связанный с инвестированием в конкретную компанию

Слайд 69ПРИМЕР: Расчета ставки доходности для собственного капитала предприятия

ПРИМЕР: Расчета ставки доходности  для собственного капитала предприятия

Слайд 70ПРИМЕР: Расчета ставки доходности для собственного капитала предприятия

ПРИМЕР: Расчета ставки доходности  для собственного капитала предприятия

Слайд 71Доходный подход
Модель оценки капитальных активов (САРМ) - определяет премию за

риск компании, соотнеся ее прошлые доходы или доходы отрасли, в

которой она действует с поведением рынка ценных бумаг в целом. Использование данной модели основывается долговременном изучении статистики и конъюнктуры рынка ценных в течение десятков лет
Доходный подходМодель оценки капитальных активов (САРМ) - определяет премию за риск компании, соотнеся ее прошлые доходы или

Слайд 72Доходный подход
Дисконтированный денежный поток предприятия представляет собой сумму дисконтированного денежного

потока прогнозного периода (PVпрогн.) и дисконтированного денежного потока остаточного периода

(PVост),
Доходный подходДисконтированный денежный поток предприятия представляет собой сумму дисконтированного денежного потока прогнозного периода (PVпрогн.) и дисконтированного денежного

Слайд 73Доходный подход
Расчет дисконтированного денежного потока остаточного периода проводится в два

этапа:
На первом этапе методом капитализации прибыли, по денежному потоку (прибыли)

последнего году прогнозного периода определяется стоимость денежного потока (прибыли) остаточного периода, при этом в качестве коэффициента капитализации используется ставка дисконтирования;
На втором этапе рассчитывается дисконтированное значение стоимости денежного потока по ставке дисконтирования для последнего года прогнозного периода
Доходный подходРасчет дисконтированного денежного потока остаточного периода проводится в два этапа:На первом этапе методом капитализации прибыли, по

Слайд 74Доходный подход
Рыночная стоимость предприятия РСП (стоимость 100% пакета акций) при

использовании метода дисконтированных денежных потоков определяется следующим образом:
при расчете методом

дисконтированного денежного потока ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА:
РСП = DCFкп. – ДО + НФА
где:
ДП - – сумма долгосрочных обязательств предприятия
Доходный подходРыночная стоимость предприятия РСП (стоимость 100% пакета акций) при использовании метода дисконтированных денежных потоков определяется следующим

Слайд 75Доходный подход
При расчете методом дисконтированного денежного потока для собственного капитала:

РСП

= DCFск. + НФА

Доходный подход		При расчете методом дисконтированного денежного потока для собственного капитала:РСП = DCFск. + НФА

Слайд 76Доходный подход
Учет инфляции при использовании метода дисконтированных денежных потоков
Существует следующее

основное правило:
если будущие денежные потоки или прибыли предприятия определялись с

учетом инфляционных ожиданий, то есть будущие доходы и расходы рассчитывались в текущих (номинальных) ценах, учитывающих инфляцию, то и ставка дисконта, тоже должна учитывать инфляцию – номинальный коэффициент дисконтирования (Rн);
если будущие денежные потоки или прибыли определялись без учета инфляционных ожиданий, то есть рассчитывались в реальных (постоянных) ценах, не учитывающих инфляцию, то и ставка дисконта не должна учитывать инфляцию – реальный коэффициент дисконтирования (Rр).
Доходный подходУчет инфляции при использовании метода  дисконтированных денежных потоков	Существует следующее основное правило:если будущие денежные потоки или

Слайд 77Доходный подход
Учет инфляции при определении коэффициентов дисконтирования производится при расчете

ставок доходности для собственного капитала по модели оценки капитальных активов

(САРМ), а для перерасчета безрисковых ставок дохода, среднерыночных ставок дохода и ставок дохода для собственного капитала из реальных в номинальные и наоборот, используется формула Фишера:
Доходный подходУчет инфляции при определении коэффициентов дисконтирования производится при расчете ставок доходности для собственного капитала по модели

Слайд 78Доходный подход
Rн = Rр + i + Rр * i;

Rн – i
Rр = ----------
1+ i
где: i

– уровень инфляции (%100)
Доходный подходRн = Rр + i + Rр * i;  Rн – iRр = ----------

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика