Разделы презентаций


Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за

Содержание

Становление самостоятельного дыханияИзменения в системе кровообращенияСтановление терморегуляцииНачало вскармливания Контакт с окружающей средой, а также формирование психо-эмоциональной связи с матерью, отцом и родственникамиАдаптация ребенка к внеутробной жизни

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за

новорожденным
Модуль 6С

Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за новорожденнымМодуль 6С

Слайд 2Становление самостоятельного дыхания
Изменения в системе кровообращения
Становление терморегуляции
Начало вскармливания
Контакт с

окружающей средой, а также формирование психо-эмоциональной связи с матерью, отцом

и родственниками

Адаптация ребенка к внеутробной жизни

Становление самостоятельного дыханияИзменения в системе кровообращенияСтановление терморегуляцииНачало вскармливания Контакт с окружающей средой, а также формирование психо-эмоциональной связи

Слайд 3Подготовить помещение для родов
Обсушить ребенка
Оценить состояние ребенка
Классифицировать, принять меры,

быть готовым к началу реанимации новорожденного
Передать ребенка матери в

контакт «кожа к коже»
Очистить дыхательные пути (при необходимости)
Пережать/пересечь пуповину

Шаги 2 – 7
осуществляются
одновременно
в первую
минуту после
рождения

Принципы ухода за новорожденным: основные шаги (1)

Подготовить помещение для родов Обсушить ребенкаОценить состояние ребенкаКлассифицировать, принять меры, быть готовым к началу реанимации новорожденного Передать

Слайд 48. Начать грудное вскармливание
9. Провести профилактические процедуры (напр., обработка глаз)
10.

Не оставлять мать и ребенка одних
11. Осмотреть, взвесить, измерить

и одеть ребенка
12. Организовать круглосуточное совместное пребывание с матерью

Принципы ухода за новорожденным: основные шаги (2)

8. Начать грудное вскармливание9. Провести профилактические процедуры (напр., обработка глаз)10. Не оставлять мать и ребенка одних 11.

Слайд 5Универсальные меры предосторожности
Придерживайтесь правил мытья рук
Используйте универсальные меры предосторожности:
Используйте

перчатки, если возможен контакт с любыми биологическими жидкостями
Защитите себя от

контакта с биологическими жидкостями (кровь или околоплодные воды). Используйте фартук, защиту для глаз, бахилы, маску для лица
Придерживайтесь правил безопасного уничтожения отходов (плацента, кровь, колющие предметы и осколки стекла)
Используйте стерильные (чистые) инструменты

WHO, 2006
Универсальные меры предосторожности Придерживайтесь правил мытья рукИспользуйте универсальные меры предосторожности:Используйте перчатки, если возможен контакт с любыми биологическими

Слайд 6 Подготовка к родам
Наличие обученного медицинского персонала (напр., акушерка)
Все роды

должны проходить в помещении, которое отвечает следующим критериям:
Индивидуальное
Чистое
Теплое

(температура не должна быть ниже 25°C)
Без сквозняков
Хорошо освещенное
Безопасно для матери и ребенка с медицинской точки зрения
Оборудовано для выбора свободных позиций в родах
Ориентировано на семью - обстановка, как можно более приближенная к домашней

WHO, 1996
Подготовка к родамНаличие обученного медицинского персонала (напр., акушерка)Все роды должны проходить в помещении, которое отвечает следующим

Слайд 7Оснащение, необходимое для каждых родов
Чистый стол с источником тепла
Теплые

полотенца/пеленки для обсушивания ребенка
Необходимая одежда: теплая шапочка, носочки, и одеяло

для ребенка
Настенные часы с секундной стрелкой
Оборудование для санации верхних дыхательных путей
Набор для пережатия/пересечения пуповины
Электронный термометр или ртутный термометр с низким минимальным показателем (<35°С)
Необходимые лекарства (препараты для реанимации, витамин К, мазь для обработки глаз)

WHO, 1996
Оснащение, необходимое для каждых родовЧистый стол с источником тепла Теплые полотенца/пеленки для обсушивания ребенкаНеобходимая одежда: теплая шапочка,

Слайд 8Обсушивание ребенка
Ребенка необходимо обсушить сразу же после рождения
Ребенка следует

немедленно выложить на грудь матери, где завершить тщательное обсушивание сухой

теплой пеленкой
Убрать влажные пеленки
Надеть шапочку и носочки
Укрыть ребенка теплым сухим одеялом

WHO, 1997

Обсушивание ребенкаРебенка необходимо обсушить сразу же после рождения Ребенка следует немедленно выложить на грудь матери, где завершить

Слайд 9Излучение
Конвекция
Испарение
Проводимость
Пути потери тепла новорожденным
WHO, 1997

ИзлучениеКонвекцияИспарениеПроводимостьПути потери тепла новорожденнымWHO, 1997

Слайд 10Что такое гипотермия?
Температура тела – 36,5-37,5ºC - Норма
Температура тела

ниже 36,5ºС - Гипотермия
36,4-36,0ºС – Холодовой стресс/Легкая гипотермия
Начинайте согревать ребенка


35,9-32ºС – Гипотермия средней тяжести
Опасность!!!
Ниже 32ºС – Тяжелая гипотермия
Тяжелые осложнения, риск смерти
Срочно необходима квалифицированная помощь

WHO, 1997
WHO, 2006

Что такое гипотермия?Температура тела – 36,5-37,5ºC - Норма Температура тела ниже 36,5ºС - Гипотермия36,4-36,0ºС – Холодовой стресс/Легкая

Слайд 11 Гипотермия
Ацидоз
Гипогликемия

ГипотермияАцидоз Гипогликемия

Слайд 12Тепловая цепочка означает:
Теплое помещение для родов (>25°C)
Немедленное обсушивание (убрать влажные

пеленки)
Ранний контакт «кожа к коже» (как минимум, в течение

2 часов)
Ранее начало грудного вскармливания (в течение первого часа после рождения)
Отложить купание, взвешивание и полный осмотр
Адекватно одеть ребенка
Организовать совместное пребывание
Обеспечить тепловую защиту во время реанимации и транспортировки
Персонал должен быть обучен внедрению всех шагов тепловой цепочки

WHO, 1997

Тепловая цепочка означает:Теплое помещение для родов (>25°C)Немедленное обсушивание (убрать влажные пеленки) Ранний контакт «кожа к коже» (как

Слайд 13
Ребенок должен быть сухим и в тепле

Поощряйте мать использовать

домашнюю детскую одежду
Поощряйте мать одевать ребенка в теплую, свободную одежду

из мягкого материала
Покрывайте голову ребенка (25% тепла теряется через кожу головы)
Накрывайте ребенка одеялом

Как правильно одеть ребенка?

WHO, 1997

Ребенок должен быть сухим и в тепле Поощряйте мать использовать домашнюю детскую одеждуПоощряйте мать одевать ребенка в

Слайд 14Вред тугого пеленания
Блокирует движения диафрагмы
Снижает циркуляцию крови
Ограничивает свободные движения

конечностей, что может негативно влиять на грудное вскармливание – ребенок

не может двигать головой и нормально открывать рот
Недостаточная воздушная прослойка между телом и пеленками не дает ребенку согреться
Спеленатые дети больше спят и реже просят есть

WHO, 1997

Вред тугого пеленанияБлокирует движения диафрагмыСнижает циркуляцию крови Ограничивает свободные движения конечностей, что может негативно влиять на грудное

Слайд 15Оценка состояния ребенка
Сразу же после рождения проведите оценку состояния ребенка

для определения:
Новорожденных, нуждающихся в специальном уходе
Здоровых детей, которые могут

оставаться с матерями

Проводите оценку состояния ребенка во время обсушивания

WHO, 2006

Оценка состояния ребенкаСразу же после рождения проведите оценку состояния ребенка для определения:Новорожденных, нуждающихся в специальном уходе Здоровых

Слайд 16 Компоненты оценки
После рождения ребенка:
1. Самостоятельное дыхание – для определения

детей, нуждающихся в немедленной реанимации.
Это нужно сделать в течение

30 секунд после рождения
Кожные покровы – в течение нескольких минут после рождения ребенок должен стать розовым
Мышечный тонус ребенка
Реакция ребенка на стимуляцию

До рождения ребенка:
Гестационный возраст/предполагаемый вес ребенка
Наличие мекония в околоплодных водах

WHO, 2006; American Heart Association, 2005;
European Resuscitation Council, 2005

Компоненты оценкиПосле рождения ребенка:1. Самостоятельное дыхание – для определения детей, нуждающихся в немедленной реанимации. Это нужно

Слайд 17Классификация и уход
Адекватное дыхание, срок гестации > 37 недель, вес

>2500 г, отсутствие пороков/травм –уход за здоровым ребенком
Неадекватное/отсутствие самостоятельного дыхания

– начать реанимацию
Адекватное дыхание, срок гестации < 37 недель, вес < 2500, отсутствие пороков/травм –специальный уход за маловесным ребенком
Адекватное дыхание, наличие врожденных пороков/родовых травм - уход за ребенком с врожденным пороком/родовой травмой.

WHO, 2003
WHO, 2006

Классификация и уходАдекватное дыхание, срок гестации > 37 недель, вес >2500 г, отсутствие пороков/травм –уход за здоровым

Слайд 18Санация верхних дыхательных путей
Не обязательна для всех детей
Проведите санацию

в случае, если:
Околоплодные воды окрашены кровью или меконием
При проведении

реанимации
Используйте грушу или катетер
Если нет мекония в околоплодных водах, проводите санацию не дольше 5 секунд
Не глубже чем на 5 см от края губ или 3 см от края ноздри (доношенный ребенок)

Murray W. Enkin et al, 2000

Санация верхних дыхательных путейНе обязательна для всех детей Проведите санацию в случае, если:Околоплодные воды окрашены кровью или

Слайд 19Помогает температурной адаптации новорожденного
Удовлетворяет потребность матери и ребенка в формировании

уз
Помогает не пропустить «тонкий» период формирования родственных уз
Способствует раннему

началу грудного вскармливания
Способствует обсеменению ребенка материнской флорой


Контакт «кожа к коже» сразу после рождения

Andersson G.C et al., 2004
WHO, 2006

Помогает температурной адаптации новорожденногоУдовлетворяет потребность матери и ребенка в формировании узПомогает не пропустить «тонкий» период формирования родственных

Слайд 20Контакт «кожа к коже»

Контакт «кожа к коже»

Слайд 21Когда?
Наиболее оптимальное время – к концу 1 минуты после рождения
Раннее

пережатие – только в экстренных случаях (напр., реанимация)
Как?
Используйте стерильное лезвие

или ножницы.
Накройте пуповину марлевой салфеткой, чтобы при пересечении кровь не разбрызгивалась
Пересеките пуповину между двумя зажимами
Не пораньте ребенка – положите свою руку между ребенком и режущим инструментом
Для перевязывания пуповины используйте эластичный перевязочный материал (напр., резиновый жгут) или пластиковый зажим для пуповины, а не нитки или ленты

Пережатие и пересечение пуповины

Когда?Наиболее оптимальное время – к концу 1 минуты после рожденияРаннее пережатие – только в экстренных случаях (напр.,

Слайд 22Следите за появлением признаков готовности ребенка к кормлению
Помогите матери найти

комфортную позицию для кормления
Помогите матери правильно приложить ребенка к груди
Оцените

правильность положения ребенка
Не ограничивайте длительность кормления
Похвалите мать
Проконсультируйте мать

WHO, UNICEF, 1993

Раннее начало грудного вскармливания

Следите за появлением признаков готовности ребенка к кормлениюПомогите матери найти комфортную позицию для кормленияПомогите матери правильно приложить

Слайд 23Раннее начало грудного вскармливания

Раннее начало грудного вскармливания

Слайд 24Профилактические процедуры
Профилактика кровотечений
Витамин K:
Назначение двух доз по 2 мг

перорально: одну - в первый день жизни, вторую - на

седьмой день жизни
Внутримышечное введение однократной дозы (1 мг) сразу после рождения
Профилактика конъюнктивита
1% тетрациклиновая мазь (в количестве размером с рисовое зернышко)
0.5% эритромициновая мазь доступна, безвредна и эффективна
Не позднее, чем через час после рождения

WHO, 2006
Puckett RM et al, 2005
Murray W. Enkin et al, 2000

Профилактические процедурыПрофилактика кровотеченийВитамин K: Назначение двух доз по 2 мг перорально: одну - в первый день жизни,

Слайд 25Наблюдение за ребенком в течение первых двух часов
Повторно оцените

дыхание ребенка через 15 минут после рождения, потом – каждые

30 минут
Подсчитайте частоту дыхания (в норме – 30-60 дыханий в минуту)
Послушайте, нет ли стонущего выдоха
Понаблюдайте, нет ли тяжелого втяжения податливых участков грудной клетки
Оцените цвет кожных покровов ребенка через 15 минут после рождения, потом – каждые 30 минут
Измерьте температуру ребенка через 30 минут и через 2 часа после рождения
Измеряйте температуру в подмышечной впадине

WHO, 2006

Наблюдение за ребенком в течение первых двух часов Повторно оцените дыхание ребенка через 15 минут после рождения,

Слайд 26Как согреть ребёнка?
Если ребенок недостаточно обсушен, вытрите его теплой пеленкой

досуха
Снимите мокрую/холодную одежду и замените её тёплой/сухой
Обеспечьте контакт «кожа

к коже»
Укройте мать и ребенка теплым одеялом
Продолжайте кормление ребенка
Регулярно измеряйте температуру (каждые 15-30 минут)
Наблюдайте за общим состоянием ребенка
Обеспечьте температуру в комнате не ниже 25°С (могут потребоваться дополнительные обогреватели)
WHO, 2006
Как согреть ребёнка?Если ребенок недостаточно обсушен, вытрите его теплой пеленкой досухаСнимите мокрую/холодную одежду и замените её тёплой/сухой

Слайд 27Полный осмотр новорожденного
Отложите полный медицинский осмотр ребенка на 2 часа

Во

время полного клинического осмотра взвесьте и измерьте ребенка, обработайте пуповинный

остаток

Отметьте в медицинской документации ребенка время первого прикладывания к груди, первого стула и мочеиспускания

Отложите купание/мытье ребенка по крайней мере на 6 часов (чем позже, тем лучше)

WHO, 2006
Полный осмотр новорожденногоОтложите полный медицинский осмотр ребенка на 2 часаВо время полного клинического осмотра взвесьте и измерьте

Слайд 28Мать и ребенок должны быть вместе с момента рождения
Рутинный уход

за ребенком осуществляет мать
Персонал родильного стационара должен помогать матери
После

кесарева сечения мать и ребенок должны быть переведены на совместное пребывание, как только мать проснется после наркоза
Матери могут помогать родственники

Совместное пребывание матери с ребенком

Мать и ребенок должны быть вместе с момента рожденияРутинный уход за ребенком осуществляет мать Персонал родильного стационара

Слайд 29Совместное пребывание матери с ребенком

Совместное пребывание матери с ребенком

Слайд 30Мальчик Саша родился в сроке беременности 39 недель без осложнений
Дыхание

ребенка было адекватным, ЧСС >120 ударов в минуту, через одну

минуту после рождения он был розовый и очень активный
После рождения акушерка тщательно вытерла Сашу теплой пеленкой и положила его на грудь матери. Она надела шапочку на голову ребенка.
Через 20 минут она взвесила младенца, перевязала пуповину, туго спеленала младенца и положила в кроватку рядом с матерью.
Температура ребенка через 30 минут была
36,2°C

Ситуационная задача 1

Мальчик Саша родился в сроке беременности 39 недель без осложненийДыхание ребенка было адекватным, ЧСС >120 ударов в

Слайд 31Вопросы к ситуационной задаче 1
Каков результат вашей оценки этого новорожденного?

Все

ли было сделано правильно?

Вопросы к ситуационной задаче 1Каков результат вашей оценки этого новорожденного?Все ли было сделано правильно?

Слайд 32Девочка София родилась в сроке беременности 36 недель в родзале,

где температура была 23°C
После рождения она сразу закричала, через

минуту ее кожа стала розовой
Акушерка быстро обсушила Софию, и из-за того, что девочка выглядела «маленькой», акушерка взвесила ее перед тем как одеть. Вес ребенка был 2,300 г.
Беспокоясь о состоянии ребенка, акушерка попросила неонатолога оценить состояние ее здоровья. София оставалась раздетой и накрытой пеленкой под источником лучистого тепла в течение 15 минут
При осмотра выявлено, что состояние ребенка нормальное, и через 20 минут ее отдали обратно маме для контакта «кожа к коже»
Через 30 минут температура тела ребенка была 36.2°C

Ситуационная задача 2

Девочка София родилась в сроке беременности 36 недель в родзале, где температура была 23°C После рождения она

Слайд 33Вопросы к ситуационной задаче 2
Каков результат вашей оценки этого новорожденного?

Все

ли было сделано правильно?

Вопросы к ситуационной задаче 2Каков результат вашей оценки этого новорожденного?Все ли было сделано правильно?

Слайд 34Заключение
Готовность персонала и помещения к каждым родам
Надлежащие навыки реанимации новорожденных
Правильная

первичная оценка и эффективный уход за новорожденным
Отложить процедуры, в

которых нет острой необходимости, как минимум на 2 часа
Полный медицинский осмотр новорожденного включает в себя измерение веса и роста, а также обработку пуповины
ЗаключениеГотовность персонала и помещения к каждым родамНадлежащие навыки реанимации новорожденныхПравильная первичная оценка и эффективный уход за новорожденным

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика