Слайд 1Ознакомление детей с понятием «СЛОВО»
Слайд 2План
Задачи
Содержание работы
Слово как самостоятельная смысловая единица речи
Слова – существительные
Слова для
обозначения действий
Слова- определения
Слова- наречия
Родственные слова
Многозначные слова
Длинные и короткие слова
Слова звучат
по- разному
Слова звучат похоже
Слова с противоположным значением
Слова близкие по значению
Приемы
Вывод
Литература
Слайд 3
ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова
и составление из слов (2 - 4) предложений;
ознакомление со звуковым
строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимающие смыслоразличительной роли фонемы;
ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов и слогов;
ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
Слайд 4Обучение дошкольников грамоте/Под.ред.Н.В.Дуровой.-М.:,2002
Речь состоит из слов.
Слов много, они называют предметы,
их признаки, действия предметов и с предметами.
Слова имеют протяженность (бывают
длинные и короткие).
Слайд 6Игра «Детский мир»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие игрушки они видели
в «Детском мире», назвать их. За каждое названное слово воспитатель
дает игрушку-фишку.
В конце игры игрушки собираются на поднос или коробку, обращается внимание детей, что они назвали много разных слов.
Слайд 7«Назови по- разному»
Мишка
Медведь
Мишутка
Зверь
Косолапый
Как много разных слов мы назвали
Слайд 8Слова для обозначения действий
Слайд 9
Каким словом можно сказать про то, что делает доктор?
лечит
рисует
Каким
словом можно сказать про то, что делает мальчик?
Слайд 10Какими словами можно сказать про то, что делает кошка?
ласкается
мурлычет
царапается
мяукает
играет
бежит
смотрит
Слайд 12Какими словами можно сказать про солнышко?
ясное
золотистое
веселое
светлое
лучистое
Ласковое
весеннее
доброе
горячее
радостное
Слайд 13О чем можно сказать, используя слова:…?
Слайд 16Как падают листья на землю листья во время листопада?
Слайд 17Как волк мчится за своей добычей?
быстро
стремительно
грозно
Слайд 19Какие клички лисе можно придумать, чтобы было понятно, что она
рыжая?
Рыжик
Рыжулька
Рыжка
Рыжуля
Слайд 21Какие бывают ключи?
Много разных есть ключей,
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный,завитой,
И обычный
ключ дверной.
Слайд 22Послушайте рассказ и назовите слова, которые звучат одинаково, но имеют
разное значение
Встретились два друга: Саша и Матвей.
Саша сказал:
- А у
меня дома овсянка!
- Люблю я овсянку!- добавил Сашка.
И я люблю!- добавил Матвей.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная. Особенно с молоком!
Как это- вкусная? Как это- с молоком?- удивился Сашка.
Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Сашка.
Слайд 23Как это- про что? Про овсянку!- ответил Матвей.
Про какую
овсянку?
Про обыкновенную. А ты про какую?
И я про
обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?- изумился Матвей.
Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли?- рассердился Сашка и добавил:- Айда ко мне- мою овсянку слушать!
Айда!- согласился Матвей.- А потом ко мне- мою овсянку кушать!
И друзья побежали…
Слайд 24Скажи, как называется?
Кран
Коса
Лисички
Лук
Слайд 27Короткие – длинные слова
К коротким словам подбери длинные
Слайд 29Добавь слово
Поскорее наливай мне в стакан горячий…
чай
У меня пропал носок,
Утащил
его…
щенок
Бегать быстро я могу,
Я по улице…
бегу
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей
шерстку …
гладко
Слайд 30У травы зеленые слова.
И слышны они едва-едва.
А у ветра синие
слова,
И от них кружится голова.
А у солнца-
Столько ясных слов,
Красных пятен,
Золотых
стихов.
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.
Какие ласковые слова вы знаете?…
Какие сладкие слова вы можете назвать?…
Какие страшные слова вы можете назвать?…
Как много разных слов мы назвали!
Назови слова
Слайд 32 Найди слова, которые звучат похоже
Носик круглый, пятачком,
Им в земле
удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и
до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Слайд 33Слова с противоположным значением
Слайд 34Найди слова с противоположным значением
Вечер покажет, каков был день.
Кошке смех,
а мышке слезы.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
Легко сказать, да
тяжело сделать.
Где гнев, там и милость.
Слайд 36Найди слова близкие по значению
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке,
Мерзнет
в жару.
(И. Токмакова)
Слайд 37Подбери слова близкие по значению
Дом
Доктор
Лошадь
Конь
Здание
Врач
Слайд 38Приемы ознакомления с понятием «слово»
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Словарно- логические упражнения
Слайд 39Игры со словами.
«Выбери слово»
«Закончи слово»
«Распутай слово»
Слайд 40Выбери слово в котором нет звука Л
Слайд 41Закончи слово.
Педагог предлагает ребёнку закончить слово слогами СА, затем СЫ,
затем СОК.
Например:
Ко (са), ли (са), колба (са), кляк
(са), плак (са).
У (сы), но (сы), воло (сы), ча (сы), бу (сы), о (сы).
Но (сок), поя (сок),ку (сок), коло (сок).
Закончить слогами ШИ, затем ША.
Ка (ши), у (ши), су (ши), малы(ши), хоро (ши).
Ма (ша), Ми (ша), Са (ша), поро (ша), Анто (ша).
Слайд 42Распутай слово.
Педагог предлагает ребёнку
«Распутать слово»,
т.е. поменять в словах слоги
местами и правильно произнести слово.
Мосокат (самокат), скатан (стакан), босака (собака),
мосалёт (самолёт), мосовар (самовар), сромодина ( смородина), пустеньки (ступеньки), сроководка ( сковородка) и т.д.
Слайд 43Анализ слова.
Местоположение звука
Количество слогов.
Ударный слог.
Слайд 45Звуковой анализ и качественная характеристика выделяемых звуков
Работа со схемой слова
Характеристика
звука
Слайд 46Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим
путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу
речи,начинают правильно использовать в своей речи.
Слайд 47Литература:
Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников-М.: «Академия»,1998.
Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н.В.Дуровой.-М.:Школьная Пресса,2001.
Развитие. Программа нового
поколения для дошкольных образовательных учреждений.-М.: «Гном-Пресс»,1999.
Тумакова Г.. Ознакомление дошкольников со звучащим словом/Под ред.Ф.А. Сохина.-М.: Просвещение,1991.