Слайд 2Значение слова.
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит —
«страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые
Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, иногда, акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Христовых.
Слайд 3Появление пассий на Западе.
Свое начало пассии получили на Западе, где
они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение
евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением, слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника — другой, текст о событиях - третий; значительное место уделялось хору; все действо исполнялось в соответствующих одеяниях.
В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.
Слайд 5Появление пассий в РПЦ.
В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются
в XVII веке на юго-западе Руси. Можно предположить, что вопрос
о введении пассий в богослужебную практику был предложен к соборному рассмотрению настоятелем Киево-Печерской Лавры архимандритом Петром Могилой (1596-1647) на Киевском Соборе 1629 года при известном ревнителе Православия Иове Борецком (+1631).
Слайд 7В 1632 году Петр Могила становится Киевским митрополитом, и пассии
в юго-западном крае начинают совершаться повсеместно.
Слайд 8В 1702 году чин пассии впервые был напечатан по распоряжению
архимандрита Киево-Печерской Лавры Иоасафа Кроковского в конце Цветной Триоди, как
прибавление к богослужебному Уставу. В конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение и Церкви Святыя Православный подаются». Это была именно Цветная Триодь, но начиналась она с Недели ваий — Недели Цветоносной, отчего книга и получила свое название.
Слайд 9ИОАСАФ (Кроковский), митр. Киевский.
(Кроковский Александр; ок. 1648 - 1.07.1718, Тверь),
митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России.
Слайд 10Согласно данному последованию, пассия совершается в чине малого повечерия. После
молитв «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…» лик поет на
«Слава, и ныне» стихиру Великого Пятка – «Тебе, Одеющагося светом яко ризою...»; в это время открываются царские врата, выносится на середину храма и полагается на аналое Святое Евангелие, и совершается полное каждение храма: Евангелие окрест, алтарь, иконостас и молящиеся, а затем весь храм и Евангелие «точию сопреди».
По окончании стихиры читается положенное Евангелие. По прочтении Евангелия - стихира Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». Затем произносится проповедь, после которой — тропари «Помилуй нас, Господи...», возглас «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычное окончание малого повечерия.
Слайд 11Практика совершения пассии на малом повечерии сохранилась до наших дней
преимущественно в епархиях Московского Патриархата на территории нынешней Украины.
Слайд 12В Киево-Печерской Лавре пассия в настоящее время служится на великом
повечерии (в пятницу вечером) или на малом (в воскресенье вечером).
На великом повечерии вышеизложенное последование бывает по «Слава в вышних Богу...»: на «Слава, и ныне» — «Тебе, Одеюшагося...», чтение положенного Евангелия, стихира «Приидите, ублажим...», затем проповедь и далее по чину повечерия; отпуст малый.
Слайд 13С 1-й четверти XX века пассии получают широкое распространение и
в других епархиях Русской Православной Церкви. Пассии приурочивались к первым
четырем пятницам Великого поста и совершались в вечер этих пятниц, в конце великого или малого повечерия, по определенному чину. Именно чин пассии описывает протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» (Изд. 7-ое: СПб, 1907. С. 585).
Слайд 15С XIX века существовала и другая богослужебная практика воспоминания Страстей
Христовых в иной день, кроме Великого Пятка.
Так, святитель Иннокентий Херсонский
и Таврический, составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым, издававшуюся неоднократно. Эта служба, вероятно, могла использоваться при служении молебного пения с акафистом (подобно тому, как в настоящее время в Киево-Печерской Лавре каждую среду перед Литургией совершается молебное пение пред чтимой иконой Успения Божией Матери) или же для келейного чтения.
Кроме того, во многих храмах Великим постом принято читать акафист Страстям Христовым, с добавлением евангельского повествования, вместо всего акафиста, который обычно читается на приходе в один из седмичных дней.
Из сказанного видно, что пассии совершается, чаще всего, по установленной местной практике.
Слайд 16Популярность снискали и составленные Иннокентием акафисты, основу для которых он
брал из западнорус. акафистников, но при этом сокращал и редактировал
их. Составил и издал акафисты Страстям Господним, Покрову Пресв. Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению Христову, арх. Михаилу, Пресв. и Животворящей Троице. В последние дни жизни составлял акафист к причащению Св. Таин. В Харькове чтение И. акафистов в крестовой церкви привлекало множество богомольцев.
Слайд 17В современной богослужебной практике РПЦ распространён обычай совершать пассии в
вечер четырёх воскресных дней Великого поста (как правило начиная не
с Недели Торжества Православия, а со 2-ой Недели – свят. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещенье, 1-ое и 2-ое Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40-ка мучеников или храмовый праздник).
Слайд 18Перед великой вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма
поставляется большое Распятие.
Начало вечерни обычное, пред «Свете Тихий…» бывает
вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поётся стихира Великого Пятка «Тебе, Одеющегося». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие; предстоятель несёт Евангелие; ему предшествует свеченосец; за предстоятелем идут прочие священники по старшенству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершаегся полное каждение храма.
Слайд 20Акафист Страстям Христовым или Кресту Господню.
Иногда затем следует акафист Страстям
Христовым или Кресту Гсподню, причем 1-й кондак хор начинает петь
сразу после стихиры «Тебе Одеюшагося...».
По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение .
Слайд 21Далее следует прокимен, глас 4-й: «Раздел и ша ризы Моя
себе, и о одежди Моей меташа жребий»,
стих: «Боже, Боже
Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Слайд 23Евангельское повествование о Страстях Христовых:
1-я пассия — из Евангелия от
Матфея, главы 26 и 27, зачала 107 114 (в некоторых
храмах читается только глава 27, зачала 110—114);
2-я пассия — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63-69 (или только глава 15, зачала 66—69);
3-я пассия — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108-111 (или только глава 23, зачала 110-111);
4-я пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58-62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе...».
Когда пение закончится, на солее (царские врата остаются открытыми) произносится Слово о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...».
Слайд 24Архиерей и иерей коленопреклоненно читает молитву. После акафиста помещены две
молитвы, можно читать их на четырёх пассиях попеременно.
Слайд 25Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите ублажим» Священнослужители, совершив
три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь
(впереди идут младшие священнослужители, потом старшие).
Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь . Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства.
Слайд 26По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Слайд 27Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по
«Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю
Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона и далее по чину, отпуст обычный.
Слайд 28Богословие пассии.
Стоит отметить, что пассия получила в Православной Церкви новый
характер, отличный от того, какой она имела в Западной Церкви.
У нас это уже не духовная драма или оратория с преобладанием музыкального элемента, а церковное последование с отличительными признаками православного богослужебного чина.
Однако пассия все же не является уставным богослужением, и настоятель волен решать, совершать такую службу или нет, и каким образом совершать. Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
Слайд 29Фрагмент проповеди, которую произнес в 80-х годах прошлого века ныне
почивший митрополит Владимир Киевский и всея Украины: "Время не идет,
а летит, - говорит Владыка. - Меняемся и мы с вами, братья и сестры, и, к сожалению, часто в худшую сторону. Непостоянны наши чувства, мысли, наша любовь и преданность. Зато постоянно милосердие Божие, оно неизменно, как и Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Прошел год, как ветром перенесенная с места на место песчинка, как капля воды, упавшая в безбрежный океан. Время уходит в вечность, которая стоит перед каждым из нас, непонятная и таинственная... В бесчисленном чередовании лет, подобно адаманту, сверкают отдельные моменты, в которые Святая Церковь особенно горячо призывает своих детей вспоминать о вечности. Эти светлые моменты, рассеиваюшие мрак греха, особенно ярко светятся в период святого Великого поста, когда теснее, чем когда-либо, душа наша может соединиться со своим Божественным Спасителем.
«Се Жених грядет в полунощи». - поет Святая Церковь. — Бодрствуй, душа моя, чтобы сном тебе не отяготиться. Внимай, душа, не проспи этого времени, когда воспоминаем мы муки и смерть Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда Господь раздает щедро дары покаяния и причашает нас Своей таинственной Плоти и Животворящей Крови. Сегодня, - говорит Владыка, - мы собрались в храме не для того, чтобы услышать о чем-то новом. Нет. правда — всегда одна: была, и есть, и будет. Мы собрались чтобы, вспоминая о вольном страдании Христа, участвовать в Его крестоношении, молиться с Ним о распинателях, плакать и сокрушаться о своих грехах, которые были и остаются главной причиной жертвенного истощания и страданий нашего Господа Иисуса Христа. Иисусе Распятый, помоги, чтобы слова Твоего Евангелия, слова, которые Ты произнес, вися на Кресте, нашли добрую почву в наших сердцах, помогли нам познать Тебя и Твою святую волю!