Разделы презентаций


Патетическая соната

Фортепианные произведения БетховенаБетховен был гениальным пианистом-вир­туозом. Поэтому область фортепианной музы­ки была для него той родной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Музыкальная литература
2 год обучения
Патетическая соната

Музыкальная литература 2 год обученияПатетическая соната

Слайд 2 Фортепианные произведения Бетховена
Бетховен был гениальным пианистом-вир­туозом. Поэтому область фортепианной музы­ки

была для него той родной стихией, в кото­рой он чувствовал

себя властителем. Если в об­ласти симфонии он воплощал свои монументаль­ные замыслы, то фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он запи­сывал свои непосредственные высказывания, жизненные наблюдения. Поэтому в его сонатах полнее раскрывается внутренний мир компози­тора, и это как бы «очеловечивает» его герои­ку» Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе. Достаточно проиграть первую строчку сонаты «Аппассионата», чтобы почув­ствовать это.
По фортепианным сонатам можно просле­дить путь становления композитора» 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жиз­ни, в разные этапы его творчества, В них как бы проявляются два начала творчества компо­зитора: действенное, драматическое, ведущее к поискам новых форм и приемов, и философское, созерцательное. Правда, границу между ними всегда провести трудно, они как будто перепле­таются друг с другом, наслаиваются одно на другое. Из всего многообразия бетховенских сонат мы с нами выберем лишь одну.
Фортепианные

Слайд 3 «Патетическая соната» до минор, ор.13
Это произведение было создано в 1798

году и сразу было воспринято как сочинение смелое и новаторское.

Сам композитор дал ему назва­ние «Большая патетическая соната». Слово «па­фос» означает приподнято, возвышенно. И это проявляется во всей сонате.
Современники Бетховена рассказывали, что вокруг этой сонаты разгорелись такие же жар­кие споры, как вокруг какой-нибудь оперной премьеры. И действительно, эту сонату очень многое связывает с театром. Эта театральность проявляется уже в первой части сонаты. Хотя первая часть сонаты написана в традиционной форме сонатного allegro, в этой части много нового. Здесь, как и во многих других произ­ведениях композитора, выражен конфликт между «судьбой и человеком», который так ха­рактерен для классического театра той эпохи. Эта связь «Патетической сонаты» с драмати­ческой музыкой XVIII века, а особенно — с оперными увертюрами Глюка, заметна уже в интонациях тем. Само медленное вступлении в этом отношении показательно — оно похоже на традиционные оперные увертюры своим тор­жественным массивным стилем». Основу его со­ставляет своеобразная тема — диалог — чело­веческая мольба и неумолимо грозный «ответ судьбы» И жалобные интонации мольбы, вы­ражающие настроение «страха и скорби», и су­ровый голос рока очень близки типичным тра­гическим интонациям оперной и симфоничес­кой музыки.

«Патетическая соната»  до минор, ор.13Это произведение было создано в 1798 году и сразу было воспринято

Слайд 4С оперной увертюрой роднит первую часть «Патетической» и рельефность образов,

их рез­кое противопоставление, сжатость и насыщен­ность. Волевой характер тем, их

развитие, стол­кновение, взаимопроникновение подчеркивают силу конфликта, упорной борьбы.
Всё развитие сонатного allegro характерно для Бетховена. Волевая стремительная главная партия похожа на вздымающийся вал.

Ей противостоит напевная побочная партия с интонациями вздохов. Их развитие становит­ся все более энергичным к концу экспозиции. На границе е разработкой вновь появляется тема вступления. Однако ее грозный вопрос здесь ос­тается без ответа — лирический эпизод темы не возвращается. Но именно он вступает в борь­бу с главной партией в разработке. Это очень похоже на схватку «сильного» и «слабого». А грозная тема вступления вновь заявит о себе перед окончанием части. Поэтому в соответствии с замыслом композитор меняет ее характер. Он начинает тему со слабой доли, тем самым придавая ей ощущение тревоги и даже отчаяния. Неужели не будет ответа на этот грозный воп­рос судьбы? И ответ появляется в виде энергич­ной и волевой темы главной партии. Воля, стремление к победе, мужество побеждают

С оперной увертюрой роднит первую часть «Патетической» и рельефность образов, их рез­кое противопоставление, сжатость и насыщен­ность. Волевой

Слайд 5Возвышенное, спокойное настроение царит во второй части сонаты, Andante cantabile,

Это глубокие размышления композитора о чем-то очень серьезном и возвышенном,

воспоминания о прошлом, мудрые думы о будущем. Широкая, вдохновенно льющаяся мелодия, выразительные подголоски, приглушенная звучность придают музыке ощущение глубокой сосредоточенности.

Третья часть сонаты — финал, Allegro, очень близка первой. Она так же стремительна и взволнованна. Но здесь нет контраста между темами. Поэтому нет здесь и мужественного напряженного развития. Финал менее патети­чен, чем первая часть, но так же пронизан дра­матизмом.
Написан финал сонаты в форме рондо-сона­ты. Рефрен по своему характеру, лирическому и взволнованному, больше близок теме побоч­ной партии первой части. Тема рефрена прохо­дит здесь четыре раза.

Возвышенное, спокойное настроение царит во второй части сонаты, Andante cantabile, Это глубокие размышления композитора о чем-то очень

Слайд 6В форме рондо-сонаты эта тема играет роль главной партии. Побочной

партией является подвижный эпизод.
Второй эпизод, изложенный полифоничес­ки, заменяет разработку.
Заканчивается финал

кодой, которая несет в себе основную идею сонаты. Энергичная воле­вая музыке, выражающая мужество и непре­клонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.
Бальзак однажды назвал стиль классицистской литературы «пламенем, скрытым в крем­не». Эта характеристика удивительно подходит и к драматизму «Патетической сонаты» Бетховена в которой «огненно-страстный пафос» об­лачен в величественную строгость выражения.
В форме рондо-сонаты эта тема играет роль главной партии. Побочной партией является подвижный эпизод.Второй эпизод, изложенный полифоничес­ки,

Слайд 7Вопросы
1. Перечисли жанры творчества Бетховена.
2. Что отличает музыку Бетховена от

музыки Гайдна и Моцарта?
2. Сколько сонат для фортепиано написал Бетховен?

Назови известные тебе сонаты.
Переведи на русский язык слово «Патетическая».
В каком разделе сонаты заключена основная идея произведения, итог всего развития?
Расскажи о строении сонаты.
Вопросы1. Перечисли жанры творчества Бетховена.2. Что отличает музыку Бетховена от музыки Гайдна и Моцарта?2. Сколько сонат для

Слайд 8Все вопросы и выполненные задания (можно сфотографировать) отправляйте мне на

электронную почту :
ala1974@list.ru

Все вопросы и выполненные задания (можно сфотографировать) отправляйте мне на электронную почту :ala1974@list.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика