была для него той родной стихией, в которой он чувствовал
себя властителем. Если в области симфонии он воплощал свои монументальные замыслы, то фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он записывал свои непосредственные высказывания, жизненные наблюдения. Поэтому в его сонатах полнее раскрывается внутренний мир композитора, и это как бы «очеловечивает» его героику» Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе. Достаточно проиграть первую строчку сонаты «Аппассионата», чтобы почувствовать это.По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора» 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества, В них как бы проявляются два начала творчества композитора: действенное, драматическое, ведущее к поискам новых форм и приемов, и философское, созерцательное. Правда, границу между ними всегда провести трудно, они как будто переплетаются друг с другом, наслаиваются одно на другое. Из всего многообразия бетховенских сонат мы с нами выберем лишь одну.