Слайд 1Педагогические система воспитания Макаренко
Слайд 2Антон Семёнович Макаренко ( 1888- 1939) — советский педагог и писатель.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём
педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления
в ХХ веке
Слайд 3А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания -
самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества
целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Слайд 4Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности
воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему
неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ".
Слайд 5К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви
к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям
обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее
Слайд 6Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было
наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал
им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
Слайд 7А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых
выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей
наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания
Слайд 8В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее,
а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные
реальные перспективы.
"Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А.С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".
Слайд 9Воспитание в коллективе и через коллектив.
Центральная проблема педагогической практики и
теории А.С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о
чем говорила и Н.К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.
Слайд 10Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал
законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в
коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.
"Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива
Слайд 11Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив
должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны
быть органы, направляющие его жизнь и работу.
Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.
По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм
Слайд 12А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен
отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с
коллективом воспитанников.