Слайд 2Образовательные технологии
Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х
годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие
способности ученика, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика.
Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием личностно-ориентированные образовательные технологии.
Слайд 3Педагогические технологии это –
Сочетание определённых методов и приёмов.
Инструментарий ( система
указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения)
Процесс (последовательная, взаимосвязанная
система действий педагога, направленная на решение педагогических задач)
Слайд 4 каждая технология должна обладать рядом характеристик.
Коцептуальность.( В основе каждой
технологии лежит научная концепция )
Системность ( логика процесса, взаимосвязь всех
его частей)
Содержательность (Набор определённых действий обязателен в рамках данной технологии)
Ситуативность ( теоретические основы каждой технологии включают в себя некую схему, которая не может быть реализована в чистом виде, она должна быть адаптирована под конкретный образовательный процесс. )
Эффективность ( обязательное достижение запланированного результата)
Гибкость ( возможность вариации в содержательном компоненте технологии)
Динамичность ( возможность развития или преобразования).
Слайд 5Условия реализации
Понимание педагогом идеологии технологии.
Учёт личных качеств педагога при
подборе технологии.
Реализация технологии целиком.
Наличие высокого уровня развития педагогической деятельности, мастерства
педагога.
Слайд 6Чем различаются понятия
« Программа», « методика» и
« Технология»
- документ, содержащий перечень целей и задач, которые необходимо решить,
а так же содержание знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать у обучающихся.
Методика – совокупность методов, приёмов, средств, позволяющих осуществлять образовательный процесс.
Технология – совокупность методов, приёмов, средств передачи социального опыта, обеспечивающая управляемость образовательным процессом и гарантированность результата.
Слайд 8Здоровье сберегающие технологии.
Они включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребёнка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Здоровьесберегающие технологии -
это система мер, включающая взаимосвязь всех факторов образовательной среды направленной на сохранение здоровья дошкольника.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико - профилактические
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
валеологического просвещения родителей.
Слайд 9Физкультурно – оздоровительные –направлены на развитие физических качеств, двигательной активности
и становление физической культуры дошкольников.
Различные виды гимнастик
Ритмическая гимнастика
Фитбол
Стрейчинг
Слайд 10Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий
- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни , накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Слайд 11Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Личность ребёнка
–приоритетный субъект как цель, а не средство образовательной системы.
Суть нового
индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
отказ от ориентировки на среднего ученика;
поиск лучших качеств личности;
применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
прогнозирование развития личности;
конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
( создание портфолио ребёнка)
Слайд 12Формирование положительной
Я-концепции личности.
Я-концепция – это система осознанных и
неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она
строит свое поведение.
В детсадовские годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности.
Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлением личности.
Отрицательная Я-концепция (я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Слайд 13Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у
ребёнка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
видеть в
каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение воспитателя);
создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
исключить прямое принуждение, а также акценты на отстаивание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
представлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!».
Слайд 14Игровые технологии
Игровая деятельность на ряду с трудом и ученьем
– один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего
существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлекать, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 15Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр
Игровая
форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Слайд 16Технологии исследовательской деятельности
Проблемные методы – это методы, основанные на создании
проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности детей, состоящей в поиске и
решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Воспитатель создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от воспитателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Схема проблемного обучения
Постановка педагогом проблемной задачи
Принятие и разрешение проблемной ситуации
Применения данных способов для решения конкретных задач.
Слайд 17Проектный метод – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии
педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая
деятельность по достижению поставленной цели.
Способ разработки тематических проектов.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на вопросы?
Слайд 18Методические проблемы создания проблемных ситуаций:
- воспитатель подводит детей к противоречию
и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия
практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Слайд 19
Информационно-коммуникативные технологии ( по преобладающему методу)
Это – развитие информационной компетентности
дошкольника.
Информационно –обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать
содержание изучаемых тем.
Использование мультимедийных презентаций.
Сайты, блоги.
Слайд 20Педагогические технологии в работе с родителями.
Мозговой штурм.
Дискуссия
Деловая игра
Метод кейсов
– метод анализа ситуаций, слушателям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию.
Педагогическая
студия.
Мастер – класс
Организована под конкретную яркую личность.
Организована по определённую тему, проблему. Идею.
Слайд 21Если объединить особенности всех технологий в одну, то получится Интегральная
технология.