Слайд 1Педагогика и психология высшей школы
Лектор: Смирнов Сергей Дмитриевич,
профессор кафедры психологии
образования и педагогики ф-та психологии МГУ
Слайд 2Основное учебное пособие:
обновлённое издание
Слайд 3Функции преподавателя в учебном процессе.
Нужен ли преподаватель в аудитории, нельзя
ли его заменить технической системой?
Анекдот с магнитофоном.
Не устарела ли лекционная
форма обучения?
Какие лекции вам представляются интересными и полезными?
По-видимому те, в которых ярко представлен личностный компонент знания или «личностное знание», наиболее полно раскрытое в работах М. Полани. (Michael Polanyi).
Слайд 4Функции преподавателя в аудитории.
Коммуникативная;
Инфомационная;
Обучающая;
Воспитательная;
Экспрессивня (эмоциональное заражение);
Побудительная, мотивирующая;
Стимулирующая;
Обеспечения всех видов обратной
связи;
Слайд 5Функции преподавателя в аудитории
9. Организующая;
10. Контролирующая;
11. Удовлеторения потребности в общении;
12.
Синдикативная;
13. Формирования образа Я у студентов;
14. Самоподачи и самопрезентации;
15.
Терапевтическая и др.
Слайд 6Ролевой репертуар преподавателя
Слайд 7Функция приобщения студентов к личностному знанию преподавателя
Эта функция не лежит
на поверхности и редко актуализируется и осознается слушателями (учащимися), но
играет важнейшую роль и может осуществляться только в непосредственном контакте с преподавателем (в совместной деятельности и общении) и не реализуется (или очень слабо) через тексты в отрыве от их носителей (создателей).
Слайд 8Определение личностного знания
Личностное знание – вид научного знания, которое запускает,
напрвляет и регулирует научную деятельность по добыванию артикулированного и объективированного
научного знания, но само при этом нами почти не осознается (чаще всего не можем дать в нем отчет).
Слайд 9Способы трансляции личностного знания
Тем не менее этот вид знания может
транслироваться другим через некоцептуализированные формы передачи знания - демонстрацию, подражание,
прямое заимствование в реальной, совместной научной деятельности и в непосредственном, лицом к лицу педагогическом общении.
Слайд 10Определение личностного знания через близкие по смыслу синонимы
Личностное знание :
глубинное, имплицитное, латентное, неартикулированное, неконцептуализированное, неявное, необъективированное, периферическое, плохо осознаваемое,
скрытое, смутное, таситное, трудно рефлексируемое, и др.
Человек всегда знает больше, чем может сказать!
Слайд 11Составляющие (компоненты) личностного знания
Вера (убеждённость)- коренная предпосылка всякого знания, в
том числе и научного. Если человек верит или не верит
в истинность проверяемой гипотезы, результаты его исследования будут разными.
Страстность (пристрастный вклад, добавка, которую мы неизменно вносим во всякое знание), эмоциональная нагруженность.
Чувство прекрасного (понятие красоты специфично в разных науках и практиках, например, в спорте). (Пуанкаре, Туполев).
Слайд 12Составляющие (компоненты) личностного знания
4. Навыки научной деятельности, научная сноровка, искусство
измерения, искусство наблюдения, мастерство исследователя (экспериментатора)
5. Интеллектуальный порыв,
6.
Отношение к науке,
7. Отношение к жизни, к другим людям,
8. Моральные установки,
Слайд 13Составляющие (компоненты) личностного знания
9. Вся система ценностей,
10. Эвристические приемы
творческой деятельности, характерные именно для данного ученого,
11. Поведение в
казалось бы тупиковых ситуациях.
Это и есть тот питательный бульон, из которого вырастает новое эксплицитное, ясно осознаваемое знание. Яркий пример – научные школы и их лидеры.
Слайд 14Наставление от М. Полани
«Те, кто слушают с сочувствием, могут открыть
для себя то, что они в противоположном случае никогда бы
не поняли»(М. Полани, «Личностное знание». М., Прогресс, 1985, стр. 218).
Личностное знание как «вИдение». «Видение» и знание по М. Полани.
Слайд 15Стадии развития рефлексии в науке
(по П. Гайденко)
1. Онтологизм (классическая наука
По В. Степину): внеположенность знания по отношению к субъекту познания.
Единственность истины.
2. Гносеологизм (неклассическая нука (по В. Степину); зависимость знания от форм, средств и инструментов познавательной деятельности (множественность истины и даже противорчивость ее).
Слайд 16Стадии развития рефлексии в науке
(по П. Гайденко)
3. Методолгизм (постнеклассическая наука
по В. Степину):
зависимость научного знания и его истинности в том
числе от личностных качеств ученого, системы его ценностей, установок и других особенностей его личности.
Слайд 17Другие (близкие) виды неявного знания
Значение и личностный смысл по А.Н.
Леонтьеву.
Практика распространения «пердового педагогического опыта».
Пример В.А. Садовниччего.
Любое объективированное и отрефлексированное
знание невозможно без существования огромного объема неотрефлексированного, неясного имплицитного т.п. знания, на котором как на фундаменте оно строится.
Слайд 18Понятие рефлексивной рамки
Отсюда понятие рефлексивной рамки, внутри которой знание четкое,
явное, а за пределами – неявное, смутное, неосознаваемое. Задача науки
- увеличить объем знания внутри рамки за счет отодвигания границ ее и одновоременно еще большего увеличения знания неявного за пределами рефлексивной рамки.
Слайд 19Две составляющие профессиональной активности педагога
Педагогическкая деятельность
Педагогическое общение
Как они соотносятся между
собой, в чем их принципиальное различие?
Сначала определения любой деятельности и
любого общения
Слайд 20Категория деятельности - определение
Деятельность (как философская категория) – специфически человеческая
форма активного отношения к окружающему миру, основное содержание которой составляет
его (мира) целесообразное преобразование и через это преобразование человеком самого себя.
Слайд 21Категория Деятельности – определение (продолжение)
Предполагает разделение на активного субъекта деятельности
(S) и пассивного объекта воздействия (O), «терпящего», «страдающего», «уступающего», «поддающегося»
(S→О).
Слайд 22Опредмечивание - определение
Опредмечивание – переход процесса деятельности в покоящееся свойство
предмета, умирание деятельности в предмете (ср. понятие «мертвый труд» в
экономике).
В результате обогащается полюс Объекта – появляются все новые и новые артефакты в мире.
Слайд 23Распредмечивание - определение
Распредмечивание – раскрытие предметного значения объекта, использование его
в соответствии с заложенным в нем назначением, общественно выработанными и
закрепленными в нем нормами и правилами.
В результате обогащается полюс Субъекта – у человека появляются новые знания, умения, способности и компетенции.
Слайд 24Свойства деятельности
Целенаправленность;
Предметность;
Сознательность;
Субъективность;
Опосредствованность (другими предметами и отношением с другими людьми);
Активность
Социальная природа.
Слайд 25Общение - определение
Общение - многоплановый процесс взаимодействия двух или
нескольких субъектов (S1 - S2).
Три аспекта общения:
коммуникация (обмен
информацией);
2. интеракция (обмен действиями);
3. социальная перцепция (восприятие и понимание партнера).
Слайд 26Определение общения (продолжение)
В социальной психологи общение часто определяется как процесс
взаимодействия между людьми, превращающий отдельных индивидов в коллектив (диады, триады
и т.д.), за счет вхождения в контакт, поддержания его и выход из контакта.
Слайд 27Соотношение деятельности и общения
Деятельность и общение – две стороны образа
жизни человека, несводимые друг к другу и невыводимые друг из
друга; Они являются равномощными, рядоположенными, а не соподчиненными категориями.
Обозначаемые ими реальности не существуют друг без друга. Но в разных видах активности они выражены в разной степени, имеют как бы разный удельный вес.
Слайд 28Соотношение деятельности и общения
Пример с молодой мамой, узнавшей из литературы
о необходимости иметь телесные контакты (поглаживания, поцелуи, объятия и пр.)
не менее 10 раз в день с ребенком дошкольного возраста. Она может реализовать эти знания в форме деятельности (составить план, контролировать его исполнение и пр.) и в форме глубинного личнстного общения. Ожидаемый эффект (хорошее самочувствие ребенка) будет явным только во втором случае.
Слайд 29Соотношение деятельности и общения
Деятельность
Асимметричный процесс (S-O)
2. Всегда целенаправленная.
Общение
Симметричный процесс (S1-S2)
2.
Может быть нецеленаправленной и прямо удовлетво-рять потребность в общении.
Слайд 30Соотношение деятельности и общения
Деятельность
3. Возникает в онтнгенезе позже общения.
4. Обслуживается
общим (предметным) интеллектом и развивает его.
Общение
3. Возникает раньше деятельности и
является условием ее возникновения и развития.
4. Основана на социальном интеллекте, требует других познава-тельных способностей.
Слайд 31Причины сложности социальных задач
Сложность предмета познания и взаимодействия (человек, его
личность).
Большая его изменчивость.
Недостаток информации и трудность ее получения
Недостаточная достоверность информации
Ограничеснность
времени, отводимого для решения задач.
Слайд 32Причины сложности социальных задач
6. Высочайшая цена ошибки (невозможность исправить неверное
решение).
7. Нет организованного обучения решению социальных задач.
8. Необходимость в большей
степени опираться на интуицию.
Слайд 33Примеры социальных задач
Замечания Пушкина о Чацком - горе не от
ума, а как раз от отсутствия социального интеллекта, говоря нашим
языком.
Примеры социальных задач (в лекции).
Слайд 34Общий (предметный) и социальный интеллект
Используя термин «интеллект», обычно имеют в
виду общий или предметный интеллект, который обслуживает процессы деятельности. Для
успешной реализации процессов общения необходим социальный интеллект.
Слайд 35Определение социального интеллекта
Способность, обеспечивающая решение задач по налаживанию межличностных отношений,
эффективного воздействия на других людей и достижения целей совместной деятельности.
Для этого необходимо хорошо чувствовать, понимать других людей и адекватно реагировать на их поступки.
Слайд 36Виды и типы интеллекта
Общий
Академический (образовательный)
Вербальный
Информационный
Пространственный
Профессиональный (техническое, математическое, музыкальное, канцеляр-ское,
педагогическое мышление и др.)
Слайд 37Виды и типы интеллекта
Дивергентный и конвергентный (Дж. Гилфорд)
Флюидный и кристаллизированный
(Р. Кеттелл)
Генетический
Биологический
Социальный (Дж. Торндайк), (социо-культурный)
Эмоциональный (Дж. Майер, П. Саловей)
Слайд 38Виды и типы интеллекта
Психометрический
Регуляционный
Внутриличностный и межличностный (Г. Гарднер)
Сенсомоторный (наглядно-действенное мышление).
Образное
мышление
Понятийное (логическое) мышление
(и генетические стадии и формы мышления)
Аналитическое – синтетическое
мышление
Слайд 39Виды и типы интеллекта
Продуктивное и реподуктивное мышление.
Феноменологическое мышление
Первобытное (пралогическое) мышление
(Леви-Брюль)
Критичесое мышление
Диалектическое мышление
Слайд 40Виды и типы интеллекта
Латеральное мышление (Э. Де Боно)
Прогностическое мышление (А.В.
Брушлинский)
Янусово мышление (А. Рот(з)енберг)
Реалистическое и аутистическое мышление (Э. Блейлер)
Абстрактное и
конкретное мышление
Слайд 41Составляющие (стороны) человеческого ума
1. Интеллект (в психологии выделены более 50
видов интеллекта).
2. Креативность (как и интеллект может быть дифференцирована по
видам деятельности и общения, которые обслуживает).
3. Любознательность (исследовательское поведение) и др.
Слайд 42Составляющие (стороны) человеческого ума
Перчисленные виды интеллекта и «составляющие» ума относительно
независимо развиты у разных людей и нет жестких корреляционных связей
между ними. Поэтому нельзя давать общую оценку ума, понимая, что одни составляющие у индивида могут быть развиты сильнее, другие слабее, а третьи более развиты в порядке компенсации менее развитых. Например, у людей с невысоко развитыми общим интеллектом и креативностью, как правило, хорошо развит социальный интеллект.