Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 2
Личностное и профессиональное развитие человека
Курс лекций
проф. Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Профессиональная компетентность и профессиональное развитие
Если функционально профессиональная компетентность может быть
определена через эффективность деятельности, то сущность компетентности лежит в сфере
не деятельности, а личности: ее опыта, способностей, отношений, мотивов, качеств, умений ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.
Профессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных знаний и умений, личностных качеств, мотивов и способностей, с другой – активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Л.М. Митина).
Слайд 3Принципы управления развитием человека
Использование «мягкого» управления, при этом управляющая система
должна обладать большим многообразием по сравнению с управляемой.
Человек личностно развивается
только в той деятельности, которая для него значима.
«Жесткое» управление
Требования, поощрения, наказания
Влияние на опыт и поведение
«Мягкое» управление
Создание среды, свободный выбор, значимая деятельность, поддержка
Влияние на механизмы управления опытом и поведением
Слайд 4Принципы управления развитием человека
Работа не с социальной ролью, а с
реальным человеком (понимание и принятие его таким, как он есть).
Отношения, ценности, цели
Опыт: знания, умения, навыки
Слайд 5Принципы управления развитием человека
Соблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и
внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во внутреннее.
Ограничители свободы
4
Личностные ресурсы
3
2
Слайд 6При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности
и личностно-профессиональному развитию студентов?
Слайд 7Условия управления личностно-профессиональным развитием
уважение и принятие студента как личности, признание
его права на самостоятельное построение жизненного пути;
вовлечение студентов в профессиональную,
социально и личностно значимую деятельность, опора на их потребности, интересы, жизненные задачи;
актуализация самоопределения, поиска новых значимых жизненных и профессиональных целей;
обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы студентов, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;
наставничество, сотрудничество преподавателей и студентов в решении общих задач;
опора на сильные стороны, конструктивная критика при необходимости.
Слайд 8Педагогика высшей школы: лекция 3
Новое высшее образование
Курс лекций проф.
Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 9Цель лекции:
Обобщить представления о тенденциях развития образования и личностно-профессиональном
развитии человека и с этих позиций вывести необходимые характеристики образовательного
процесса в инновационной высшей школе, а также его субъектов (преподавателя и студента).
Хорошая образовательная система должна реализовывать три цели: она должна предоставлять всем желающим учиться доступ к имеющимся ресурсам в любое время их жизни; позволять всем, кто хочет делиться тем, что знает, возможность делиться с теми, кто хочет у них учиться; и наконец, поддерживать тех, кто хотел бы представить общественности имеющийся у них запрос или затруднение. И. Иллич
Слайд 10Функции высшего образования: (из лекции 1)
обеспечение развития общества и технологий
за счет производства инноваций и развития человеческого капитала (высшее образование
– это новые технологии, «посаженные» на людей);
индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие человека;
реализация образования на протяжении всей жизни человека (для всех возрастов);
опережающее саморазвитие ВО (интеграция с практикой, производством, социальной сферой, поиск новых способов обучения, формирования опыта, развития).
Слайд 11Требования к системе высшего образования
построение системы непрерывного образования, ха-рактеризующейся
гибкостью организационных форм и многообразием образовательных программ (резкое увеличение выбора,
формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта);
кредитно-модульная система организации образовательного процесса; прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле; академическая мобильность;
новое регулирование образовательного рынка: главными субъектами становятся профессиональное сообщество (работодатели) и потребители (обучающиеся, родители).
Слайд 12Направления модернизации высшего образования
социальное партнерство, взаимодействие вуза с корпоративной
(отраслевой) наукой, производством, бизнесом, социальной сферой, предполагающее как ориентацию вуза
на решение задач развития региона, так и участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ;
интеграция учебного процесса, научных исследований и практической деятельности при подготовке специалистов, повышение конкурентоспособности выпускников и продвижение их на рынке труда;
индивидуализация образовательных траекторий, ориентация на обучающегося, его способности и запросы; гуманизация образования;
разработка и внедрение образовательных технологий, дающих новое качество образовательных результатов (компетенции).
Слайд 13Индивидуализация образовательных траекторий
разработка и предложение абитуриентам (и всем желающим) множества
различных (в том числе сетевых) образовательных программ и модулей основного
и дополнительного образования;
развитие образовательных интернет-порталов, массовых открытых онлайн-курсов и пр.;
предоставление студентам возможностей выбора кур-сов, модулей, вариативных дисциплин, преподавателей, методов обучения и пр.;
расширение возможностей академической мобильности студентов.
Слайд 14Показатели, характеризующие качество образовательной услуги (университетское задание)
доля иностранных студентов (не
менее 5 %);
доля обучающихся, с которыми заключены договоры о целевом
обучении (не менее 12 %);
доля студентов (не менее 32 %), имеющих диплом других образовательных организаций (для магистратуры);
количество студентов – победителей и призеров олимпиад;
уровень удовлетворенности студентов качеством образовательной программы;
доля студентов, прошедших практики на профильных предприятиях и организациях;
обеспечение реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий;
Слайд 15Показатели, характеризующие качество образовательной услуги (продолжение)
количество профессиональных дисциплин, преподаваемых на
иностранном языке;
доля выпускников, трудоустроившихся или продолживших обучение в течение календарного
года, следующего за годом выпуска;
доля трудоемкости образовательной программы, реализуемой с применением электронного обучения (включая использование электронных курсов ведущих образовательных организаций);
внешняя оценка качества образовательной программы: профессионально-общественная аккредитация, сертификация;
обеспечение открытости и доступности информации об образовательной программе на официальном сайте Университета.
Слайд 16Ориентация на формирование профессиональной компетентности
профессиональная компетентность развивается в деятельности,
дающей опыт самостоятельного решения проблем;
наиболее важные составляющие компетентности (склонность анализировать
явления, предвидеть препятствия, проявлять инициативу и др.) развиваются только в процессе стремления к значимым целям (Дж. Равен);
компетентность невозможно навязать, невозможно сформировать извне в обход смыслов, намерений, интересов самого человека;
компетентность является следствием саморазвития индивида, его не столько «технологического», сколько личностного роста (В.В. Сериков).
Слайд 17Компетентностно-ориентированные образовательные технологии обеспечивают:
осознанное освоение знаний совместно с умениями их
применять для решения профессиональных задач;
продуктивность познавательной деятельности; поиск, создание субъективно
и объективно новых знаний, технологий или других продуктов;
ориентацию на студентов, стимулирование их активности, инициативы, самостоятельности и ответственности;
контекстный характер обучения, т.е. «привязку» к реальным жизненным и профессиональным задачам;
вовлеченность студентов в выполняемую деятельность.
Слайд 18Особенности деятельности студентов:
активный поиск, переработка информации и самопроизводство знаний;
проектная групповая
работа и выполнение разных ролей (ученика, учителя, проектировщика, организатора, исполнителя
и пр.);
высокий уровень самостоятельности студента, как в выполнении учебной деятельности, так и в принятии решений относительно того, что изучать, как изучать и какие средства и ресурсы для этого использовать.
Слайд 19Уровни сложности когнитивных задач в таксономии Блума
Слайд 20Преподаватель и студент
Современному высшему образованию необходим преподаватель, не только знающий
свой предмет и умеющий хорошо его объяснить, но и имеющий
опыт участия в профессиональных проектах, способный организовывать групповую и индивидуальную познавательную, проектную, практическую деятельности студентов, стимулировать их активность и инициативу, вовлекать и воодушевлять, выступать партнером в достижении общих целей.
Высшее образование ориентировано на активного, инициативного обучающегося, устремленного к личностному и профессиональному росту, владеющего навыками самообразования, способного осознанно и ответственно управлять своей образовательной деятельностью и собственным развитием.
Слайд 21Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности:
личностно заинтересован в овладении профессиональным опытом,
а также ориентирован на ценности познания, развития, творчества;
владеет умениями саморегуляции
для ее планирования, организации и контроля;
осознает свои возможности и ограничения;
способен ставить задачи профессионального и личностного развития и понимает, зачем это надо;
не только ориентирован на результат, но и увлечен самим процессом познания и саморазвития.
Слайд 22Резюме:
Требования к образовательному процессу
Перенос акцентов с усвоения информации на ее
анализ и производство знаний, технологий и др. продуктов.
Обучение через исследования
и проектную деятельность.
Предоставление образовательных ресурсов для обучения в любом месте в любое время.
Перенос части процесса обучения в производственную среду, привлечение преподавателей-практиков.
Компетентностно-ориентированные образовательные технологии.
Студенто-центрированный подход, сотрудничество студентов и преподавателей; тьюторство, коучинг, фасилитация.
Самоорганизация и самоуправляемое обучение, активность и вовлеченность студента в процесс обучения.
Выбор студентами дисциплин; академическая мобильность.
Новые подходы к оценке образовательных результатов.
Слайд 23Лекция 4: Проектирование образовательного процесса (анонс)
Тот, кто не может то,
что хочет, пусть хочет то, что может. Леонардо да Винчи
Что
такое образовательные стандарты и программы?
Как разрабатывается образовательная программа: обязанности и возможности вуза.
Какова логика и процедура разработки рабочей программы дисциплины и фонда оценочных средств?
Как преподавателю учесть тенденции и цели образования при проектировании конкретного курса?
Каково соотношение планирования и импровизации в реализации дисциплины?