1834
Арест Герцена и Огарева. Ссылка Герцена в Вятку
14.7.1835
Новый университетский устав
1836
Публикация в журнале «Телескоп» «Философических писем" Петра Чадаева.
Закрытие «Телескопа».
1845-1849
Кружок петрашевцев в Санкт-Петербурге
(Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский и др.)
1845-1847
Тайное Кирилло-Мефодиевское общество в Киеве (Шевченко, Костомаров)
1847
Отъезд Герцена за границу
1848
Революция во Франции.
Герцен – свидетель восстания в Париже
1853
Основание Герценом «Вольной русской типографии»
1833
Рождение «теории официальной народности» (Уваров, Погодин)
1828-1832
Общество №11 (Белинский, МГУ)
1857
Основание Герценом журнала «Колокол»
Дискуссия западников и славянофилов
Общественные движения времен правления Николая I (1825-1855)
Общественные движения второй четверти XIX в.
Во-вторых, важную роль в освободительном движении стала играть печать, формировавшая общественное мнение.
В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения второй четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 1830-х гг. – также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).
В-четвертых, с рубежа 1830-х – 1840-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.
Московский университет в 1820 г.
На протяжении 1820-х – начала 1830-х гг. существовали лишь небольшие кружки (от пяти до нескольких десятков человек), в которых велись вольнодумные разговоры.
Как правило, они быстро раскрывались полицией. Сведения о некоторых из них сохранились только благодаря полицейским делам. На общественную атмосферу они не оказали серьезного влияния.
Однако сам факт их возникновения свидетельствует о недовольстве правительственной политикой.
Это подтверждается сведениями о существовании подобных кружков не только в столицах, но и в провинции.
Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.
Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра начала XIX века
В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду и даже поговаривали о цареубийстве.
Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.
Фасад старого здания университета. Рисунок Осипа Бове
Александр Герцен (1812-1870)
Студент МГУ в 1829-1833 гг.
Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.
Николай Огарев (1813-1877)
Студент МГУ в 1829-1833 гг.
В Московском университете сложился и кружок Александра Герцена и Николая Огарева.
Члены кружка придерживались либеральных антиправительственных взглядов, восхищались революцией 1830 г. во Франции и восстанием 1830-1831 г. в Польше.
Оппозиционные кружки 1820-30–х гг. XIX в.
Виссарион Белинский о Николае Станкевиче:
«Станкевич никогда и ни на кого не налагал авторитета, а всегда и для всех был авторитетом, потому что все добровольно и невольно сознавали превосходство его натуры над своею…».
Тимофей Грановский о Николае Станкевиче:
«Он был нашим благодетелем, нашим учителем, братом нам всем, каждый из нас ему чем-нибудь обязан. Он был мне больше, чем брат. Десять братьев не заменят одного Станкевича… Как вам сказать. что я потерял вместе с ним. Это половина меня, лучшая, самая благородная моя часть, сошедшая в могилу»
Николай Станкевич (1813-1840)
Студент МГУ в 1830-1834 гг.
«Философическое письмо» Петра Чаадаева
Николай Надеждин (1804-1856)
русский учёный, критик, профессор словесных наук Московского Университета, философ, журналист, этнограф, знаток раскола церкви и её истории. Издатель журнала «Телескоп».
Петр Чаадаев
(1794-1856)
Автор «Философических писем»
Из «Философического письма» Петра Чаадаева:
«Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать»
«…тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства»
Из «Философического письма» Петра Чаадаева:
«Мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. … Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого <…> Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности… Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство, — вы на найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. <…> Мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
«Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?»
Петр Чаадаев (1794-1856)
Автор «Философических писем»
Славянофилы
Юрий Самарин
(1819-1876)
Константин Аксаков
(1817-1860)
Иван Аксаков
(1823-1886)
Алексей Хомяков
(1804-1860)
Иван Киреевский (1806-1856)
Тимофей Грановский (1813-1855)
Павел Анненков
(1813-1887)
Борис Чичерин
(1828-1904)
Михаил Катков
(1818-1887)
Сергей Соловьев
(1820-1879)
Константин Кавелин
(1818-1885)
Славянофилы считали европейский путь гибельным для России.
Все постигшие Россию беды они связывали с тем, что начиная со времен Петра I, Россия отказалась от самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.
Константин Аксаков
(1817-1860)
славянофил
Из рукописи Константина Аксакова «Переворот Петра Великого»:
«Вся Россия была под двумя властями – Земли к Государства, разделялась на два отдела – на людей земских и людей служилых.
Что же соединяло эти два отдела, что составляло неразрывную связь между ними? Мы говорили прежде о добровольном призвании Землею власти: это относится, собственно, к правительству, к государю; но здесь мы говорим уже о проявлении этих начал, о двух классах: служилом и земском. Что соединяло эти два отдела России? Вера и жизнь; вот почему всякий чиновник, начиная от боярина, был свой человек народу; вот почему, переходя из земских людей в служилые, он не становился чуждым Земле. Выше всех этих разделений было единство веры и единство жизни, быта, соединявшее Россию в одно целое. Верою и жизнью само Государство становилось земским.»
Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Православная церковь и нравственное развитие монарха, согласно идеям славянофилов, должны предотвратить превращение царской власти в деспотическую.
Русский народ славянофилы считали чуждым политике и преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции.
Иван Киреевский
(1806-1856)
Из письма Ивана Киреевского Алексею Кошелеву. 1853 г.:
«Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений»
Западники
Иван Тургенев
(1818-1883)
Русский писатель. Западник.
Из «Литературных и житейских воспоминаний» Ивана Тургенева:
«Скажу также, что я никогда не признавал той неприступной черты, которую иные заботливые и даже рьяные, но малосведущие патриоты непременно хотят провести между Россией и Западной Европой, той Европой, с которою порода, язык, вера так тесно ее связывают <…> Неужели же мы так мало самобытны, так слабы, что должны бояться всякого постороннего влияния и с детским ужасом отмахиваться от него, как бы он нас не испортил? Я этого не полагаю: я полагаю, напротив, что нас хоть в семи водах мой, – нашей, русской сути из нас не вывести. Да и что бы мы были, в противном случае, за плохонький народец! Я сужу по собственному опыту: преданность моя началам, выработанным западною жизнию, не помешала мне живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи».
Западники
Петр Чаадаев
(1794-1856)
Публицист.
Один из родоначальников западничества.
Автор «Философических писем», спровоцировавших дискуссию западников и славняофилов
Из «Философических писем» Петра Чаадаева:
«Петр хотел цивилизовать Россию для того, чтобы дать нам представление о просвещении, он прикрепил нас к мантии цивилизации: мы схватились за мантию, но мы не коснулись самой цивилизации»
Из «Апологии сумасшедшего» Петра Чаадаева:
«Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу».
Из сочинения Константна Кавелина «Мысли и заметки о русской истории»:
«…дело Петра не умерло после него на русской почве; напротив того, оно, несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, пустило корни и продолжалось почти полтора века, вплоть до нашего времени. Вместо того, чтобы ослабить Россию, реформа вызвала к деятельности дремавшие в ней громадные силы и развила их в невиданных размерах. Вот почему нельзя не признать реформы Петра органическим явлением великорусской жизни».
Константин Кавелин
(1818-1885)
Историк.
Начинал как западник, впоследствии сблизился со славянофилами, затем разошелся и с теми, и с другими
Революционная демократия
Виссарион Белинский
(1811-1848)
«Отечественные записки» эпохи Виссариона Белинского
Революционная демократия
Из письма Виссариона Белинского Николаю Гоголю
от 15 июля 1847 года:
«Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
Письмо Виссариона Белинского к Николаю Гоголю от 15 июля 1847 г.
Александр Герцен (1812-1870)
Революционная демократия
14.12.1825
Восстание декабристов в России
1830
Революция во Франции. Восстание в Польше
1848
«Весна народов». Революции в Европе
1853-1856
Крымская война
1825-1855 Николай I
1801-1825 Александр I
19.2.1861
Отмена крепостного права в России
1855-1881 Александр II
Александр Герцен (1812-1870)
25.3.1812
Рождение. Москва
9.1.1870
Смерть. Париж
1812-1829
Москва.
Детство. Юность.
Знакомство с Николаем Огаревым.
Поступление в МГУ.
Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Общество петрашевцев оставалось кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось.
Сам Буташевский-Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении , республики.
Более радикально настроены были некоторые члены общества, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.
Кружок «петрашевцев»
Михаил Буташевич-Петрашевский (1821-1866)
Федор Достоевский
(1821-1881)
Кружок «петрашевцев»
Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I. Раздел доклада с изложением сути социалистических учений. Сентябрь 1849 г.
Иван Липранди
(1790–1880)
Леонтий Дубельт
(1792–1862)
Список петрашевцев с указанием главных пунктов обвинения и приговора каждому из них. 22 декабря 1849 г.
Несмотря на то что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой.
Кружок «петрашевцев»
Обряд казни на Семёновском плацу. Рисунок Бориса Покровского, 1849 г.
Записка начальника III Отделения гр. Алексея Орлова об исполнении приговора над петрашевцами.
23 декабря 1849 г.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть