Слайд 1Пермский звериный стиль.
Презентация Худяковой Тамары, ученицы 9 класса МБОУ «ПООШ
№2».
Слайд 2Пермский звериный стиль.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - искусство мелкой металлической пластики,
занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в
искусстве разных племен и народов.
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.
Слайд 3 Пермский звериный стиль представлен сотнями находок ажурных бронзовых и медных
пластин, фигурок, рельефных пронизок, подвесок с объемными изображениями животных, птиц,
рыб, фантастических существ и людей. Этот стиль со всей определенностью можно назвать пермским, так как сложился он на пермской земле, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья, преимущественно в Чердынском районе, на территории Коми-Пермяцкого округа и прилегающих к нему районов, а также в бассейнах рек Сылвы и Чусовой.
Слайд 4 Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита.
К древнейшим произведениям искусства, созданным человеком на территории Прикамья, можно
отнести геометрический рисунок на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог. В дальнейшем геометрический и зооморфный орнамент широко использовался при орнаментации посуды.
К периоду неолита относятся наиболее ранние рисунки знаменитого Писаного Камня на реке Вишере в Красновишерском районе. Рисунки, выполненные охрой, расположены на высоте от 2 до 7 м. Охота была главным занятием первобытных людей. В таежных районах Прикамья она сохранялась значительно дольше, в связи с чем долго удерживались религиозные верования, связанные с почитанием животных и птиц.
Слайд 5 В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются
привозные изделия с изображениями животных Зауралья.
В период бронзового и
раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья.
В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья.
Слайд 6 Золотым веком" звериного стиля называют период ломоватовской культуры (VII-IX века).
В этот период оформляются сложные литые композиции, объединяющие человека, животных,
птиц, а также фантастических существ.
Слайд 7 Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа
предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее
распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.
Слайд 8 Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась
в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение
в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени.
Слайд 9 Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением
медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на
лапе медведя. На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.
Бляхи с медведем в большом количестве изготовлялись и использовались в Зауралье, найдены они и в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля.
Слайд 10 Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти
могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц.
Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.
Слайд 11 Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги
могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая
нырнула по приказу бога и досталась со дна горсть первой суши — землю.
Птицы с личиной на груди — это первопредки народа бьярмов. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки — помощники шаманов.
В западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка — образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.
Слайд 12 «Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля.
Существуют изображения второго
порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над
человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов.
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами.
Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами.
Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.
Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.
Слайд 13Коллекции пермского звериного стиля имеются в собраниях следующих музеев:
Государственный Эрмитаж;
Государственный исторический музей;
Пермский краевой музей;
Чердынский краеведческий музей им.
А.С. Пушкина;
Музей археологии Пермского государственного университета им. А.М. Горького.
Отдельные предметы пермского звериного стиля находятся в музеях:
Музее археологии и этнографии Прикамья в Пермском государственном педагогическом университете;
Пермской государственной художественной галерее;
Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова;
Свердловском областном краеведческом музее;
Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка;
Национальном музее Республики Татарстан;
Музее археологии Казанского государственного университета;
Национальном музее Финляндии.
Более 1500 предметов пермского звериного стиля находится в частных коллекциях.