Слайд 2Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме
Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись
у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Слайд 3Древние люди пришли к идее изображать предметы не одним, а
многими путями.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на
историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время.
Слайд 4Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно зародилось еще
во время позднего палеолита около 33 тыс. лет до н.э.
Речь идет, прежде всего, о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом - тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.
Слайд 5Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических
формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая...
Первобытное искусство - только часть первобытной
культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Первобытное искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Слайд 6Первые образы наскальной живописи - росписи в пещере Альтамира (Испания),
относящиеся примерно к XIIтыс. до н.э. - были обнаружены в
1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.
Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XIIтыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.
Слайд 7Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом
свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными
в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт, попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое - иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.
Слайд 8Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, -
наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в
Испании, (между VIIIи Vтыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.
Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов - около 14 см., а высота фигурок людей - в среднем всего 5-10 см.
наскальные рисунки на побережье Пиренейского полуострова
Слайд 9Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в
ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные
фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.
рисунок в ущелье Гасулья
Слайд 10Пещера Ласко, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была открыта осенью
1944 г. Ее иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И
действительно, это высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Автор книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым писал что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире».
Пещера Ласко
Слайд 11Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в
провинции Сантандер(Кантабрийские горы). Эта пещера, вход в которую также оказался
засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.
РОСПИСЬ В ПЕЩЕРЕ АЛЬТАМИРА
Слайд 12В период нового каменного века, или неолита (около IVтыс. до
н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре
- глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.
И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные столбы - менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи.
М
Е
Н
Г
И
Р
Ы
Слайд 13Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир, южная Англия)
расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света,
крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои. По форме это кромлех - сложная круговая постройка. Создавали ее в три этапа. На первом этапе (3100 - 2600 гг. до н.э.) здесь возникло окруженное земляной насыпью и рвом святилище, где производили сожжение трупов. На втором этапе (около 2000 г. до н.э.), на пространстве внутри рва были установлены двумя концентрическими кругами 80 так называемых голубых камней - тесаных глыб из доломита. Наконец, на третьем этапе (около 1800 г. до н.э.) из голубых камней был сооружен внешний круг, а в центре их заменили столбами из песчаника. Именно в это время Стоунхендж («висячие камни») приобрел свои окончательные формы. В средней части площадки поставили пять пар вертикальных камней, перекрытых сверху такими же каменными глыбами (трилиты). Вместе они имели вид подковы, которая была окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м. Внутри подковы поставили каменный алтарь.
Слайд 15Жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная
скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.
Слайд 16У первобытных людей зародилось и музыкальное искусство. Матери, напевая, укачивали
детей; воины воодушевляли себя перед битвой; пастухи протяжными словами собирали
стада и т.д. Так возникли древнейшие формы музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи.
Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства - поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо.
В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.
Более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе - духовом инструменте.
Слайд 17Люси — скелет женской особи, жила 3,2 млн лет назад — первый известный
науке представитель своего вида.
В середине 1970-х годов в Афарской низменности
работала французско-американская экспедиция, члены которой нашли небольшой скелет взрослой женской особи. Скелет был практически полный, сохранность костей была 40 %. Рост Люси составлял всего 105 см, вес 27 кг. Выглядела Люси как шимпанзе обыкновенный, однако у неё был маленький мозг, и таз с костями нижних конечностей были сходны по функциональности с человеческими, что свидетельствовало о том, что представители данного вида были прямоходящими Оценки, сделанные по зубам, говорят о том, что Люси погибла в 25-30 лет
Слайд 18Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад и существовало
до IV тысячелетия до н. э.
Оно охватывает несколько периодов каменного
века:
поздний палеолит (40 — 10 тыс.
до н. э.);
мезолит (10 — 6 тыс. до н. э.);
неолит (6 — 4 тыс. до н. э.).
Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (ручное рубило, религиозные представления, зачатки языка), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens или "человек разумный".
«Адам и Ева» диптих А. Дюрера
Слайд 19В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются важные компоненты
материальной культуры:
орудия становятся все более сложными и законченными по
форме;
организуется охота на крупных зверей;
строятся жилища с использованием дерева, камня и кости;
носится одежда, для чего обрабатывают шкуры.
Человек -умелый
Слайд 20Более сложной становится духовная культура. Первобытный человек уже в полной
мере обладает главными человеческими качествами: мышлением, волей, языком.
В обществе формируются
первые формы религии:
магия (колдовство, волшебство) — вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления;
тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений;
фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды;
анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
Успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски - сажа, разноцветная охра.
Слайд 21рисунки в пещере Ласко (Франция)
Слайд 22рисунки в пещере Альтамира (Испания),
Слайд 23рисунки в Каповой пещере (Россия),
Слайд 24скульптура "Венера Виллендорфская"
Слайд 25Гарпуны, игла, рыболовный крючок из кости
Слайд 26Каменные орудия труда, наконечник кварцевый
Слайд 30И в заключении, первобытное искусство сыграло важную роль в истории
и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные),
человек приобрёл некоторую власть над временем.