Разделы презентаций


Пишем сочинение о роли морфем

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1С2
Пишем сочинение о роли морфем
ОГЭ
2015
Лингвистическое сочинение

С2Пишем сочинение  о роли морфемОГЭ2015Лингвистическое  сочинение

Слайд 2Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского

филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные

слова, их окончания и приставки».
Задание   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают

Слайд 3Классификация морфем русского языка  
Все морфемы делятся на корневые

и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий

суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс). Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие — для образования форм слова.
Классификация морфем русского языка    Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на

Слайд 4Приставка
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед

корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Приставка уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (вид у глагола).
Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения.
Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, вылететь обозначают те же действия, что и глагол лететь . Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголам) и признаки (прилагательным и наречиям). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: античастица, ультрадемократ . Число таких слов не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки вносят дополнительные указания временного характера (предыстория ).

Приставка     Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье,

Слайд 5Глагольные приставки
1) приставки, образующие глаголы с пространственным значением:

до-: до-бежать, до-плыть; вз- (вс-): вз-бежать, вс-плыть; пере-: пере-бежать, пере-плыть;

при-: при-бежать, при-плыть; у-: у-бежать, у-плыть; вы-: вы-бежать, вы-плыть; от-: от-бежать, от-плыть; под-: под-бежать, под-плыть;

2) приставки, образующие глаголы с количественно-временными значениями: за-, по- (начало действия или процесса: за-петь, по-бежать, по-течь); от-, до- (окончание действия или процесса: от-цвести, до-читать); вы-, из- (исчерпанность предмета действием: вы-топтать, из-мылить); до-, под- (дополнительность действия: до-варить, под-лить); недо-, при- (неполнота или незначительное проявление действия: недо-бежать, при-болеть).
Глагольные приставки  1) приставки, образующие глаголы с пространственным значением: до-: до-бежать, до-плыть; вз- (вс-): вз-бежать, вс-плыть;

Слайд 6Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и

падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи

слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
ОкончаниеОкончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и

Слайд 7Будьте внимательны!
Окончания есть только у изменяемых слов!

Неизменяемые слова окончаний не имеют:
наречия (весело, по-новому),
деепричастия

(приехав, отдыхая),
инфинитив (лежать, беречь),
форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее),
несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки),
служебные части речи (из, если, только).       

Будьте внимательны!  Окончания есть только у изменяемых слов!   Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия

Слайд 8С помощью окончания выражаются следующие грамматические значения
1) значение рода, числа

и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого

неб-а ; 2) значений падежа числительных: дв-а, дв-ух ; 3) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишь, сид-ят .

Одно окончание может выражать:
1) только одно грамматическое значение: значение падежа (тр-ех ), значение числа (читал-и); 2) два грамматических значения: значение рода и числа (читал-а), значение числа и падежа (чернил-а); 3) три грамматических значения: значение рода, числа и падежа (рыж-ую).
С помощью окончания выражаются следующие грамматические значения 1) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий,

Слайд 9Помните!
  При изменении слова или образовании какой-либо

его формы:       числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный —

красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.     

Помните!     При изменении слова или образовании какой-либо его формы:       числа (дом — дома, добр — добры,

Слайд 10Текст для работы

Текст для работы

Слайд 11 (1)Однажды вместо занятий нам

выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше

было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.
(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.
(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.
(10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»
(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.
— (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать.
— (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку.
(22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.
(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению.
(29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.
— (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.
(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке.

Слайд 12(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, —

потом уж я с тобой разделаюсь!»
(37)На опушке леса в траве

мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.
— (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
(42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!»
(43)Мы принесли соль и два куриных яйца.
— (44)Теперь давай ямку копать.
(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен... (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой…
— (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.
(51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.
(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает.
(61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.
(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.
(По В. Солоухину)
(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»(37)На опушке

Слайд 13Работаем с текстом.


1) Приставки придают особую выразительность глаголам. Найдите

в тексте
приставки, образующие глаголы с пространственным значением;
приставки, образующие глаголы с количественно-временными значениями.
Найдите глаголы с приставками, которые
а) указывают на степень интенсивности действия,
б) на разнообразные оттенки его проявления,
в) придают словам разговорную окраску.

2) Сделайте вывод о функции приставок.

3) Попробуйте переделать любое предложение, поставив все слова в начальную форму. Что изменилось?
Сделайте вывод о функциях окончания.

Работаем с текстом.         1)   Приставки придают особую

Слайд 14Пишем сочинение

Пишем  сочинение

Слайд 15 Филолог Ф.И. Буслаев был убежден:

«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания

и приставки».
С этим сложно не согласиться. Приставки придают новые оттенки словам, а окончания служат для выражения грамматических значений слов и их связей. Смысл же слова невозможно понять, не принимая во внимание контекст предложения.
Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина. Так, приставка в слове «распрямившись» в предложении 4 указывает на изменение состояния: наклонившийся рассказчик, выпрямил спину, а окончание глаголов «стукнет», «не спущу» (предложение 62) - показатель такой глагольной категории, как будущее время. Действительно, только в предложении можно увидеть богатство значений слов, оценить важность окончаний и приставок. Я не могу не согласиться с мнением филолога Ф.И. Буслаева.

Вариант 1

Филолог Ф.И. Буслаев был убежден: «Только в предложении получают своё значение отдельные

Слайд 16 Слова обретают определённый смысл лишь

в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие

морфемы. В тексте В. Солоухина можно найти множество примеров, доказывающих это утверждение.
Так, в предложении 40 приставка в слове «перебежать» придает глаголу «бежать» значение «преодолеть», то есть бежать до тех пор, пока препятствие не закончится. Окончание также играет огромную роль. Например, у существительных оно выражает значение рода, числа, падежа; без этой функции нарушилось бы логика речи и устной, и письменной. Так, в предложении 1 слово «участок» в словосочетании «копать на участке» могло быть употреблено только с этим окончанием, указывающим на единственное число, мужской род, предложный падеж.
Следовательно, справедливо утверждение Ф.И. Буслаева о том, что «только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Вариант 2

Слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют

Слайд 17 «Только в предложении получают своё

значение отдельные слова, их окончания и приставки»,- был уверен филолог

Ф.И. Буслаев, и я целиком разделяю эту точку зрения.
Действительно, слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы.
Обратимся к тексту В.Солоухина и докажем это утверждение. Приставка за- в глаголе «закричал» (предложение 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении 4 не было согласовано в роде, числе и падеже с существительным «прут» и не стояло в единственном числе мужского рода творительного падежа, на что указывает окончание –ым,  то вряд ли бы стал понятен смысл высказывания.
Следовательно, филолог Ф.И.Буслаев был прав.

Вариант 3

«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»,-

Слайд 18
Вдохновения в работе!

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Вдохновения в работе!     Егораева Г.Т., ведущий методист издательства

Слайд 19Литература
Литневская Е. И. «Русский язык: краткий

теоретический курс для школьников»
Лачимова Л.Я., Гусева

Е.В., Бегаева Е.В., Янсюкевич А.А.
«Современный русский язык. Практическое пособие»ю М., «Экзамен», 2005

Литература    Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика