Слайд 1 План:
1.Понятие и структура
гендерной идентичности.
2.Этапы формирования
гендерной идентичности.
3.Маскулинность и
феминность как гендерные
стандарты современного общества.
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Слайд 2
Социализация, заключается в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей
Гендерная
идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с
точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет (Кон, 1999).
Слайд 3Факторы формирования пола в эмбриогенезе
Известно более 30 врожденных вариаций полового
развития с суммарной средней популяционной частотой 1,5-2%
Слайд 4Половая идентичность
соотнесенность личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями
маскулинности и фемининности.
Виды: (В.Е. Каган)
1. базовая идентичность — соотнесенность личности
с традиционными, восходящими к филогенетическим, половым различиям, представлениям о маскулинности и фемининности;
2. ролевая идентичность — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами;
3. персональная идентичность — интеграция первой и второй, она характеризует соотнесенность личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.
Феномен половой идентичности в первую очередь связан с соматическими признаками, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола;
Слайд 5Формирование гендерной идентичности
Слайд 6Гендерная идентичность
Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человека как представителя того
или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя
другой категории.
Гендерная идентичность ставит на первое место социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель конкретного пола.
Гендерная идентичность необязательно совпадает с приписанным при рождении полом.
Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.
«Подгонка под стандарты» - интерсекс-дети часто подвергаются необоснованным корригирующим операциям (до 1% от числа новорождённых)
Слайд 7
Андреа Пежич - стала знаменитой еще до смены пола,
она участвовала в показах как мужской, так и женской
одежды,
в 2011 году в Париже Андреа продемонстрировала женские модели Жана-Поля Готье и мужские от Марка Джейкобса.
Слайд 8Амайя Скот - модель, бывшая когда-то парнем по имени Артур,
решилась на трансгендерный переход в возрасте 17 лет. Именно тогда
Амайя поняла, чего хочет от жизни, и сделала операцию по смене пола, а также увеличила грудь, губы и щеки
Слайд 9Айсис Кинг - Айсис была одной из первых женщин-трансгендеров, появившихся
на телевидении. Бывшая звезда шоу «Топ-модель по-американски» осознала, что является
трансгендером, еще в школе и совершила переход в 2009 году.
Слайд 10Половая и гендерная идентичность
Гендерная идентичность — понятие более
широкое, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не
только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (прическу, одежду, опрятность и т.д.).
Гендерная идентичность, формируясь как заданная социумом, переживается индивидом как личностная, именно поэтому, говоря об идентичности, мы всегда говорим об идентичности личности (Л.Н. Ожигова).
Конструируя гендерную идентичность, человек строит не только свой собственный образ, но и образ группы, к которой она принадлежит или не принадлежит.
Слайд 11Уровни явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию идентичности женщин и
мужчин:
1) Биологический уровень — это индивидуальный ресурс и жизненный
потенциал человека.
2) Психологический уровень — это личностный ресурс, который человек использует для конструирования своей идентичности.
3) Социальный уровень — это доминирующая в обществе идеология и социальные изменения, влияющие на мужчин и женщин как участников общественных отношений.
Слайд 12Структура гендерной идентичности по Клециной И.С.:
когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности
к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности;
аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности;
конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы.
Слайд 13структура гендерной идентичности (Egan and Perry (2001) ):
1)знание своей гендерной
принадлежности;
2)гендерная типичность (воспринимаемая степень сходства с представителями собственного пола);
3)удовлетворенность своей
гендерной принадлежностью;
4)ощущаемое давление со стороны сверстников, родителей и собственной личности в сторону соответствия гендерным нормам ;
5)внутригрупповая предвзятость (представление о превосходстве своего пола над другим).
Слайд 14Этапы формирования гендерной идентичности:
1.Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности,
формируется у ребенка уже к 1,5 годам.
2. Двухлетний ребенок знает
свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.
Слайд 15Этапы формирования гендерной идентичности:
3. В 3-4 года ребенок осознанно различает
пол окружающих людей, но часто ассоциируют его с чисто внешними
признаками (одежда, например) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола ребенка в этом возрасте:
4. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, это совпадает с бурным усилением половых различий в поведении и установках.
Слайд 16Этапы формирования гендерной идентичности:
5. Подростковый возраст - гендерная идентичность становится центральным
компонентом самосознания.
В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в
строении тела и новые переживания, связанные со своей гендерной идентичностью и гендерными ролями.
В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей.
Слайд 17Этапы формирования гендерной идентичности:
6. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой
сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию,
«сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения .
Слайд 18Мужская идентичность
Это отнесение себя к категории мужской
социальной группы и воспроизведение соответствующих гендерно обусловленных ролей и самопрезентаций.
В основе конструирования мужской идентичности лежит «идеология мужественности»
Центральная характеристика мужской идентичности есть потребность доминировать.
Слайд 19Базовые, сущностные характеристики мужской идентичности:
1)Ориентация на профессиональную самореализацию;
2)Потребность отличаться от
женщин;
3)Установка на эмоционально сдержанное поведение (мужчина не должен демонстрировать чрезмерные
эмоциональные реакции);
4)Установка на то, что мужчина должен зарабатывать и обеспечивать жену и детей, быть добытчиком.
Слайд 20Кризис маскулинности
Перечисленные константы играют роль своеобразных
опор мужского Я, и когда они неустойчивы или под угрозой,
появляется чувство внутренней дезорганизации, нарушения границ мужской идентичности, что отражается в неадекватном поведении.
Длительное пребывание мужчины в ситуации, где сложно поддерживать стандарты традиционного маскулинного поведения, подрывает основы его самоутверждения и приводит к возникновению стресса, сопровождается снижением самооценки, повышением уровня тревожности и депрессивных проявлений.
Это ситуация, когда невозможно реализовать ценности, потребности и установки, на которых базируется мужская самоидентификация – кризис мужской роли (идентичности).
Основными факторами, инициирующими такой кризис, являются внешние социальные условия.
Слайд 21Женская идентичность
Это отнесение себя к категории женской
социальной группы и воспроизведение соответствующих, гендерно обусловленных ролей и самопрезентаций.
Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным «женским опытом».
Слайд 22Основные шаги на пути создания женской идентичности :
Родители создают гендерно-нормированный
образ уже с младенчества (бантики, длинные волосы, нарядные платья), а
также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатия, пассивность и т. п.).
В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации (ровесники, а также СМИ).
Особую роль в конструировании женской идентичности играет период полового созревания и менархе (первая менструация, главный признак полового созревания женского организма).
Следующие важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом связаны с телесным опытом — это развитие сексуальности, беременность и рождение детей.
Слайд 23Базовые константы женского самоутверждения:
1)Установка на материнство как основную сферу самореализации;
2)Стремление
быть хорошей хозяйкой;
3)Ориентация на сферу межличностных отношений и на достижение
компетентности как субъекта взаимодействия;
4)Привлекательная внешность и установка на сохранение привлекательности.
Слайд 24Кризис женской идентичности
Кризис гендерной идентичности называют кризисом
женской роли или кризисом двойной идентичности, в основном этот феномен
обусловлен обострением конфликта семьи и работы.
Выраженные противоречия в структуре гендерной идентичности предопределяют негативное отношение к себе, что порождает состояние внутреннего конфликта и кризисные проявления
Слайд 25кризис гендерной идентичности
Кризис гендерной идентичности порождает ситуация, при которой мужчины
и женщины, осознавая свое несоответствие по главным характеристикам общепринятой и
нормативно заданной модели мужественности или женственности, актуализируют эту проблему в публичном дискурсе как личностно и социально значимую.
Правомерно говорить о двух типах гендерной идентичности, присущих мужчинам и женщинам: первый тип можно назвать кризисной идентичностью, второй — некризисной, или согласованной, идентичностью.
Слайд 26конструктивное разрешение кризиса гендерной идентичности является важнейшим фактором сохранения психологического
благополучия личности.
!
Слайд 27Маскулинность и феминность как гендерные стандарты современного общества
1.Маскулинность/феминность как дескриптивная
категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей,
объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.
2.Маскулинность/феминность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина/женщина, какие качества ему приписываются.
3.Маскулинность/феминность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину/женщину, это нормативный эталон мужественности/женственности.
Слайд 28Маскулинность
Это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих
свойствах, характерных для мужчин.
Слайд 29Маскулинности – в стереотипном представлении приписываются:
1)значимое, доминирующее, рациональное, духовное, культурное
начало, активно-творческие характеристики, инструментальные черты личности – активность, доминантность, уверенность
в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству;
2)самореализация в макросреде; особая значимость профессиональной роли (работа, политика, наука); включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи;
3)творческая, созидательная, военная и руководящая деятельность, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.
Слайд 30Фемининность
Нормативные представления
о соматических, психических и поведенческих свойствах,
характерных
для женщин.
Слайд 31Фемининности – в стереотипном представлении приписываются:
1) вторичное, чувственное, телесное, греховное,
природное, пассивно-репродуктивное начало, проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках: зависимость, заботливость,
тревожность, низкая самооценка, эмоциональность;
2) самореализация в микросреде (семья, быт); особая значимость роли домохозяйки, матери; нахождение в приватной сфере жизни – дом, рождение детей, ответственность за взаимоотношения в семье;
3) исполнительский, обслуживающий характер, часть экспрессивной сферы деятельности – торговля, здравоохранение, образование.
Слайд 32Основные подходы к исследованию психологических проблем пола:
Биполярный подход (В. Геодакян)
Биполярность психологического пола заключается в том, что
все полоспецифичные характеристики, присущие индивиду и проявляющиеся в поведении, расположены на одной шкале с двумя полюсами.
Большая выраженность маскулинности автоматически означает меньшую фемининность, и наоборот, то есть совокупность характеристик половой идентичности должна строго соответствовать определенному полу.
Слайд 332. Гендерный подход (И.С. Кон)
Психологический пол личности, кроме
маскулинных и фемининных свойств, включает в себя и другие характеристики
гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности сложно взаимосвязаны между собой.
Гендерная идентичность при этом предстает как многоуровневая, сложная структура, включающая в себя основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.
Слайд 343. Андрогинная модель С. Бэм:
В 1974 г.
Сандра Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей
с различной гендерной идентичностью:
- с преобладанием фемининных характеристик,
- с преобладанием маскулинных характеристик,
- «андрогинных», т. е тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик.
Наиболее привлекательным ей казался третий тип: по её мнению, андрогинные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны.
Первые же два типа изображались негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы.
Андрогинная личность формируется под воздействием специфического воспитания благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов.
Слайд 35Вывод:
Формирование половой идентичности является одним из самых важных факторов самопознания
и самоопределения человека.
Это очень сложный процесс, в ходе взросления
и половой социализации ребенок перенимает половые и гендерные стереотипы, учится вести себя в соответствии с половыми ролями, которые он усвоил в детстве.
Описания маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины - в семейно-родственных терминах. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости).
Важность правильно сформированной половой и гендерной идентичности невозможно переоценить. Её можно считать основой для дальнейшего полноценного развития.