Слайд 1Планирование и расчет показателей
ТО автомобилей
Слайд 21. Методика планирования ТО автомобилей и определение периодичности ТО по
среднегодовому пробегу на планируемый период.
Слайд 31. Методика планирования ТО автомобилей и определение периодичности ТО по
среднегодовому пробегу на планируемый период.
Автомобильный транспорт в общей транспортной системе
занимает особое место. На его долю приходится более 70% всех грузов в тоннах, перевозимых всеми видами транспорта в нашей стране. Для обеспечения работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, его надежности при осуществлении перевозок возникает необходимость поддержания высокого уровня работоспособности. Предупреждение отказов и неисправностей требует регулярного по плану выполнения определенных операций ТО с установленной периодичностью и трудоемкостью.
Слайд 4Организация технического обслуживания машин, как правило, начинается с планирования количества
технических обслуживаний и трудоемкости их выполнения.
Планирование ТО автомобилей включает в
себя:
составление годового плана проведения ТО различных видов в зависимости от среднегодового пробега на планируемый период (месяц, квартал, полугодие, год);
определение трудоемкости ТО всех видов;
расчет необходимого количества технических средств, обслуживающего персонала и ТСМ на проведение ТО.
Слайд 5Действующая в нашей стране система технического обслуживания разработана на основании
«Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
и предусматривает следующие виды ТО, отличающиеся по периодичности, перечню и трудоемкости работ:
ежедневное техническое обслуживание ЕТО;
первое техническое обслуживание ТО-1;
второе техническое обслуживание ТО-2;
сезонное техническое обслуживание СО.
Слайд 6Номерные периодические технические обслуживания ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенные
интервалы пробега.
Назначением ежедневного обслуживания является: общий контроль, направленный на каждодневное
обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля; заправка его топливом, маслом, охлаждающей жидкостью; а для некоторых видов подвижного состава – санитарная обработка кузовов. ЕТО выполняется после работы подвижного состава и перед выездом на линию.
Слайд 7Назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изменения параметров технического
состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение отказов и
неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Целью сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). СО совмещается с очередным ТО-2, с увеличением трудоемкости по сравнению с трудоемкостью ТО-2 (от 20 до 50%).
Слайд 8Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям
эксплуатации, называемыми эталонными. За эталонные условия принята работа автомобиля, имеющего
пробег от начала эксплуатации в пределах 50-75% от нормы пробега до капитального ремонта в умеренной климатической зоне по загородным дорогам с асфальтобетонным и приравненным к нем покрытием. При этом предусматривается, что, ТО и ТР выполняются на АТП, имеющем в своем составе 200-300 автомобилей.
Слайд 9Таблица 1 - Нормативная периодичность технических обслуживаний автомобилей, км пробега
(1-я категория условий эксплуатации)
При работе в иных, отличительных условиях эксплуатации,
изменяются безотказность и долговечность автомобилей. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.
К1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категорий условий эксплуатации
(К1ТО=0,9II … 0,6V; К1КР=0,9II … 0,6V);
Слайд 10Категории условий эксплуатации в зависи-мости от дорожного покрытия и состояния
дорог подразделяются на следующие:
1-я – асфальт, бетонное покрытие;
2-я – гравийное,
битумно-минеральное покрытие;
3-я – дороги с твердым, грунтовым обработанным покрытием;
4-я – накатанные грунтовые дороги;
5-я – естественные дороги (бездорожье, в т.ч. горный рельеф).
За основу принимаются нормативы периодичности ТО автомобилей в км пробега для условий эксплуатации 1 –й категории.
Слайд 11А для 2-й – 5-й категорий нормативы периодичности корректируются поправочными
коэффициентами «К1».
К2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации
автотранспорта
(К2 пробег до КР = 0,95 …0,75; К2труд ТО и ТР = 1,10 …1,25);
К3 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (К3ТО=1,0… 0,8; К3КР=1,1 … 0,7);
К4 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от пробега с начала эксплуатации
(К4 груз = 0,4 …2,1; К4 авт = 0,5 …2,5; К4 лег = 0,4 …2,5);
Слайд 12К5 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества технологически
совместимых групп автотранспорта.
К5 = 1,15…0,8 (до 3-х гр.);
К5 =
1,2…0,85 (3 гр.);
К5 =1,3…0,95 (более 3-х гр.)
Весь парк России подразделен на технологически совместимые группы:
I – легковые и грузовые автомобили ИЖ, ВАЗ.
II – легковые ГАЗ, автобусы ГАЗель, УАЗ.
III – автобусы ПАЗ, КАвЗ, грузовые ГАЗ.
IV- автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ, грузовые ЗИЛ.
V – дизельные автобусы ЛАЗ, грузовые МАЗ, КаМАЗ, КрАЗ.
Слайд 13Результирующий коэффициент корректирования нормативов периодичности ТО получают перемножением коэффициентов
КРТО =
К1 · К3,
а до капитального ремонта (КР) КРКР =
К1 ·К2 ·К3.
Для составления годового плана технических обслуживаний автомобилей необходимо иметь фактические показатели их работы за последние три года, т.е. нужны данные бухгалтерской учетной документации по каждому автомобилю.
Слайд 14Периодичность технических обслуживаний, км, определяется по формуле
где Li – скорректированное
значение пробега до ТО-1 и ТО-2, км;
- нормативное значение
пробега до ТО-1 и ТО-2, км.
Количество технических воздействий рассчитывается на основе данных о межремонтных пробегах и периодичности ТО.
Слайд 15Количество капитальных ремонтов определяется по формуле
Количество ТО-2
Количество ТО-1
Слайд 16Основным назначением сезонного обслуживания является подготовка автомобилей к работе в
зимний и летний период и проводится два раза в год.
Как правило, сезонное обслуживание совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ. Количество сезонных обслуживаний рассчитывают по формуле
Слайд 17
Удельная трудоемкость ЕО, ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле
где -
нормативное значение удельной трудоемкости ЕО, ТО-1 или
ТО-2, чел-ч.
Количество ежедневных обслуживаний
определяется следующим образом:
Слайд 18Удельная трудоемкость текущего ремонта определяется следующим образом:
где- нормативная
трудоемкость текущего ремонта, чел-ч./1000 км.
Трудоемкость работ ЕО, чел-ч.
ТЕО = tЕОNЕО
Трудоемкость
работ по ТО-1, чел-ч.
ТТО-1 = tТО-1NТО-1.
Слайд 19Трудоемкость работ по ТО-2 с учетом сезонного обслуживания, чел-ч.
ТТО-2 =
tТО-2NТО-2 + Ксез tТО-2NСО,
где Ксез – коэффициент сезонного обслуживания
Трудоемкость
текущего ремонта, чел-ч.
ТТР = tТРLобщ/1000
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР определяется как сумма трудоемкости по отдельным видам технических воздействий:
ТТОиТР = ТЕО + ТТО-1 + ТТО-2 + ТТР.