Слайд 1Планирование учебного материала по разделу гимнастика
Слайд 21. Методика составления тематизированной рабочей программы
2. Методика составления плана-графика прохождения
учебного материала
(конкретизация задач урока в соответствии с планом)
3. Учет и
контроль учебного процесса
4. Педагогический контроль и анализ урока
Слайд 3 Ни одно занятие не может сразу привести к желаемым результатам,
поэтому тренер, учитель должен заранее «разложить по полочкам» то, как
он будет организовывать учебно-воспитательный, тренировочный процесс
Успех такого планирования зависит главным образом от того, насколько четко тренер, учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать, какие качества личности предстоит развивать
Поэтому до начала учебного года (или в первые его дни) осуществляется системное планирование
Слайд 4Системное планирование начинается с тщательного изучения следующих документов:
федеральных государственных образовательных
стандартов образования
основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего, высшего) образования
учреждения
примерной учебной рабочей программы по дисциплине (предмету)
Слайд 5
В.И.Лях,
А.А.Зданевич Матвеев Анатолий Петрович
Петров
Павел Карпович
Слайд 6На уровне учителей физической культуры, преподавателей разрабатываются такие документы, как:
годовой план-график учебного процесса
рабочий (почетвертной) план
тематизированный план
план-конспект урока
Слайд 7
Методика составления тематизированной рабочей программы
1. Методика составления программы
Тематизированная программа –
разбивка материала на небольшие части, объединённые в упражнение или простой
перечень одного или нескольких элементов (комбинаций)
Слайд 8Тематизации подлежат:
теория
строевые упражнения, перестроения
танцевальные упражнения
общеразвивающие упражнения
упражнения на снарядах
акробатика
прыжки
игры, эстафеты,
прикладные упражнения (полоса препятствий)
упражнения на внимания и формирование правильной осанки
Слайд 9Этапы распределения учебного материала:
Учебный материал программы прежде всего распределяется на
основные виды упражнений (теория, акробатика…)
После этого определяются темы упражнений в
порядке нарастания сложности для каждой части урока
для подготовительной части урока гимнастики наиболее приемлемы строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на осанку и координацию движений, танцевальные упражнения и игровые задания
для основной части урока характерны упражнения на снарядах, опорные прыжки, лазание, акробатические упражнения и упражнения, направленные на развитие физических качеств, подвижные игры и упражнения в равновесии
основными упражнениями для заключительной части урока являются успокаивающие и отвлекающие (строевые и танцевальные упражнения, игровые задания на внимание, упражнения на координацию, упражнения хатха-йоги, стретчинга и т. п.)
Слайд 103. После того как выделены основные виды упражнений и темы
для каждой части урока, необходимо приступить к определению количества уроков
(повторений), на которых эти темы будут изучаться
Основным ориентиром может служить:
трудность (координационная сложность, необходимость проявления физических качеств) осваиваемого двигательного действия для учащихся конкретного класса причем нельзя не учитывать накопленный опыт
реальные условия проведения занятий
особенности класса (подготовленность занимающихся)
Слайд 11Тематизированная рабочая программа для IX класса
I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний
Тема 1/1 — обеспечение
техники безопасности
Тема 2/1 — упражнения для самостоятельной тренировки Тема 3/6 — страховка и помощь во время занятий (дается непосредственно во время обучения упражнениям)
2. Передвижения
Тема 1/3 — передвижение вперед (назад, в сторону) на определенное количество шагов по команде: «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в сторону) шагом—МАРШ!»
3. Общеразвивающие упражнения
Тема 1/2 — ОРУ без предметов (поточным способом) Тема 2/3 — ОРУ со скакалками Тема 3/3 — ОРУ с гантелями Тема 4/2 — ОРУ на скамейках Тема 5/4 — ритмическая гимнастика
Слайд 12II. Основная часть урока (мальчики)
Акробатические упражнения
Тема 1/3 — из упора присев
силой стойка на голове и руках
Тема 2/3 — с трех
шагов разбега кувырок прыжком
Тема 3/4 — комбинация для совершенствования навыков
Прыжок
Тема 1/4 — прыжок согнув ноги через козла в длину (высота 115 см)
Перекладина (высокая)
Тема 1/3 — из виса подъем переворотом в упор силой и медленное опускание в вис
Тема 2/2 — из виса на одной (виса завесом) подъем в упор ноги врозь (упор верхом)
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков
Брусья
Тема 1/1 — из размахивания в упоре сгибание и разгибание рук на махе вперед
Тема 2/2 — из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом вперед в сед ноги врозь
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования навыков
Слайд 13Упражнения на развитие физической
подготовленности
Тема 1/4 — упражнения на развитие
гибкости
Тема 2/4 — упражнения на развитие силы отдельных мышечных групп
Тема
3/6 — комплексное развитие физической подготовленности посредством круговой тренировки
Слайд 142. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-ГРАФИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
План-график представляет собой распределение
средств, представленных в тематизированной программе, во времени (на то количество
уроков, которое предполагается федеральной программой по физическому воспитанию)
План-график составляется на основе рабочей программы
Как правило, вначале распределяется материал для основной части урока, затем для подготовительной и заключительной частей
В окончательном варианте план-график оформляется в виде таблицы
Слайд 15В плане-графике прохождения учебного материала предусматриваются:
количество видов упражнений и их сочетаний
на каждом занятии
сроки контрольных уроков
чередование упражнений на уроках
последовательность прохождения учебного
материала по разделу в целом
Слайд 16Примерные варианты ПЛАН-ГРАФИКОВ
Слайд 19Весь объем материала надо разместить в определенное количество часов, но
возможны крайности
материала мало – уроки полупустые, однообразные
материал легкий – уроки
не интересные, не требующие напряжения физических и духовных сил учащихся
материала много – будет слишком мелко раздроблено время, уменьшится возможность закрепления, уроки окажутся перенасыщенными и в итоге малополезными
материал труднодоступный классу – может быть потерян интерес к его освоению, возникнуть отрицательное отношение к уроку, возможность травматизма
Слайд 20Конспект урока
является одним из документов планирования учебной работы по
предмету физическая культура где:
конкретизированы задачи урока
детализировано содержание его частей
определена их
продолжительность
указана дозировка каждого упражнения
представлены условия выполнения упражнений и организации занимающихся
Слайд 21Конспект урока № 6 по физической культуре (гимнастика) для учащихся
6 класса
студента группы АОБ-49.03.01-21 ИФКиС Иванова И.И.
I Образовательные
задачи:
Мальчики:
Опорный прыжок: Совершенствовать прыжок ноги врозь через козла в ширину
h-100-110 см.
2. Акробатика: Учить «Мост» из положения стойки ноги врозь
Девочки:
Акробатика: Продолжить учить комбинацию
Брусья р/ в: Оценить вскок на в/ж, размахивания изгибами в висе, соскок в глубину
II Оздоровительные:
Формировать правильную осанку посредством ОРУ
Развивать скоростно-силовые способности посредством игры: «Вызов номеров»
III Воспитательные:
Воспитывать умение красиво выполнять ОРУ
Формировать чувство коллективизма и ответственности за порученные задания
Слайд 24II. Основная часть урока
(девочки 9 класс)
Акробатические упражнения
Тема 1/4 — равновесие на
одной, выпад вперед и кувырок вперед
Тема 2/4 — комбинация для совершенствования и контрольного урока
Прыжок
Тема 1/6 — прыжок боком через коня в ширину (высота 110 см)
Равновесие
Тема 1/5 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока
Брусьях р/в
Тема 1/4 — вис прогнувшись на н/ж с опорой ступнями о в/ж и переворот в упор на н/ж
Тема 2/4— комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока
Слайд 253. УЧЕТ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
В практике работы по ФК (гимнастике)
можно выделить три вида учета:
предварительный
текущий
итоговый
Слайд 26Предварительный учет позволяет
изучить состав класса, группы
уточнить условия проведения занятий
состояние
здоровья, физического развития, физической подготовленности
Слайд 27Текущий учет позволит следить за
всем ходом учебно-воспитательного, тренировочного процесса
за посещаемостью
за
состоянием здоровья занимающихся, их физическим развитием
спортивным ростом, своевременно
вносить необходимые коррективы
Слайд 28Итоговый учет осуществляется в конце периода учебной работы (четверти, полугодия,
года), он подводит:
итоги учебно-воспитательной, тренировочной работы на основании данных текущего
учета
результатов соревнований или нормативных испытаний, зачетов, экзаменов
Раздел гимнастики следует заканчивать итоговыми соревнованиями или контрольно-соревновательными уроками (занятиями), в которых должны участвовать все занимающиеся
Программа соревнований должна включать упражнения разной трудности. Полученные результаты соревнований, контрольных уроков позволяют преподавателю судить о правильности планирования учебного материала и методике обучения. По этим показателям занимающиеся могут наблюдать за своим спортивным ростом и физическим развитием
Слайд 294. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ УРОКА
Видами педагогического контроля за проведением
урока являются:
1). Педагогическое наблюдение за ходом урока
2). Хронометрирование
деятельности учащихся на уроке
3). Определение физической нагрузки во время урока
Слайд 30ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ УРОКА
Примерный план (схема) наблюдений
1. Подготовка учителя
к уроку:
правильность и логичность постановки задач
соответствие подобранных средств и методов
поставленным задачам
соответствие формы конспекта установленным требованиям
2. Подготовка условий для успешного проведения урока предполагает:
подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек
использование нестандартного оборудования
обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий
подготовку помощников и технических средств
3. Проведение урока:
оценивается умение пользоваться гимнастической терминологией
владение методом показа
приемами оказания помощи и страховки
умение правильно организовать учащихся при обучении упражнений
Слайд 31ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА ГИМНАСТИКИ
В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных
видов деятельности учащихся на уроке для определения общей и моторной
плотности
Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части
Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности
Слайд 32Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя
и учащихся
слушание учителя, объяснения, указания, исправления ошибок учащихся, показ упражнений
учителем, наблюдения за выполнением упражнений
выполнение физических упражнений
отдых и ожидание учащимися очередного выполнения задания
действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий
простои по вине учителя, опоздание класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря
Слайд 33 Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется
по скользящей стрелке секундомера
Секундомер пускается со звонком и останавливается
после организованного выхода учащихся из зала
В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный
Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе
Слайд 35Фамилия наблюдаемой: Кузнецова Анастасия
Примечания к таблице: э
4 - слушание учителя и наблюдение за выполнением упражнений
5 - выполнение физических упражнений
6- отдых и ожидание воспитанниками очередного выполнения упражнений
7- действие по организации занятий
8- простои по вине учителя э
э
Слайд 36ВЫВОД: М.П урока=____%
М.П. п.ч. =460с *100% : 11.20с (680с) = 67%
М.П. о.ч. =_____%
М.П. з.ч. =_____%
О.П.У =_____%
В выводах указать соответствие нагрузки с задачами, структурой урока, возрастом занимающихся, учитывая условия проведения. Дать рекомендации.
Слайд 37ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Физическую нагрузку можно измерять различными
способами, но наиболее доступным и распространенным является измерение частоты ударов
пульса (пульсометрия)
Верхняя граница ЧСС (частота сердечных сокращений) после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы — 170-180 уд./мин.
Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд./ мин
Низкой — 110-130 уд./мин.
В каждый урок рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной.
Слайд 38Составить конспект урока
по гимнастике