Слайд 1ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Раздел 2.
Конструкция двигателя и рабочие процессы
Тема 2.3. Кривошипно-шатунный механизм
Урок № 10.1.
Виды
кривошипно-шатунного механизма
Учебник АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков , Глава 2 Кривошипно-шатунный механизм, стр. 44 - 58.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 10 – 14 , стр. 151 – 190.
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. Глава 2 Двигатель, Параграф 8, Кривошипно-шатунный механизм, стр. 47 - 60
Слайд 4В одноцилиндровом четырехтактном двигателе на каждые два оборота коленчатого вала
приходится
четыре хода поршня, только один из которых рабочий.
Слайд 5Применение нескольких цилиндров, в которых рабочий ход происходит в разные
моменты времени, дает возможность сгладить пульсации крутящего момента на вале
двигателя.
Слайд 6Большинство легковых автомобилей малого класса имеют четырехцилиндровые двигатели
Слайд 7Легковые автомобили иногда используют двухцилиндровые и трехцилиндровые.
Слайд 8Легковые автомобили иногда используют двухцилиндровые и трехцилиндровые.
Слайд 9На более тяжелых автомобилях, требующих большой мощности, наряду с четырехцилиндровыми,
могут применяться пятицилиндровые и шестицилиндровые двигатели.
Слайд 10Легковые автомобили высшего класса оборудуются восьми цилиндровыми и двенадцати цилиндровыми
двигателями,
хотя встречаются двигатели с десятью цилиндрами.
Слайд 11Большинство грузовых автомобилей
средней и большой грузоподъемности имеют двигатели с шестью
и восемью цилиндрами.
Слайд 12Кривошипно-шатунный механизм многоцилиндрового двигателя состоит из подвижных
и неподвижных деталей.
Слайд 13К подвижным деталям КШМ относятся: поршень, поршневые кольца, поршневой палец,
шатун, коленчатый вал, вкладыши подшипников и маховик.
Слайд 18Неподвижными деталями КШМ
являются: блок цилиндров, головка блока и прокладка головки
блока гильза цилиндра
Слайд 20Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов, возникающих при сгорании топлива в
цилиндрах двигателя, и преобразует это давление в механическую работу
по вращению
коленчатого вала.
Слайд 21Прежде чем перейти к подробному рассмотрению конструкций
отдельных деталей современных
КШМ, необходимо разобраться в применяемых компоновочных схемах.
Слайд 22Расположение цилиндров в блоке определяет
компоновочную схему двигателя. Если оси цилиндров
расположены в одной плоскости, то такие двигатели
называют рядными.
Слайд 23Рядные двигатели могут устанавливаются на автомобиле вертикально
Слайд 24Рядные двигатели могут устанавливаются на автомобиле
под углом к вертикальной плоскости
для уменьшения высоты, занимаемой двигателем,
Слайд 25В V-образных двигателях оси цилиндров находятся в двух плоскостях, расположенных
под углом друг к другу.
Слайд 26Угол между осями цилиндров может быть различным.
Слайд 28Рядные двигатели устанавливаются на автомобиле
горизонтально, например при размещении под
полом автобуса.
Слайд 29Разновидностью такого двигателя можно считать двигатель
с так называемыми оппозитными (противолежащими)
цилиндрами
сторанах, такую компоновку называют «boxer», у которого этот угол составляет
180°.
Слайд 30Сравнительно недавно появился двигатель W12, разработанный группой компаний Volkswagen, схема
которого представляет собой как бы два V-образных двигателя с разными
углами между осями цилиндров, имеющими общий коленчатый вал
Слайд 33Необходимо определиться с такими базовыми
понятиями, как ход поршня и диаметр
цилиндра, которые определяют рабочий объем двигателя и оказывают основное влияние
на рабочие характеристики любого двигателя.
Слайд 34Диаметр цилиндра — это диаметр отверстия, выполненного в блоке цилиндров.
Слайд 35Ход поршня — расстояние между ВМТ и НМТ.
Слайд 36Диаметр цилиндра и ход поршня принято измерять в миллиметрах, а
объем двигателя в литрах.
Слайд 37Понятно, что два двигателя одинакового объема могут иметь различное число
цилиндров и различную компоновку.
Слайд 38Если диаметр цилиндра больше хода поршня, то такой двигатель называют
короткоходным.
Слайд 39Короткоходные данные двигатели развивают более высокие максимальные обороты коленчатого вала,
и в них упрощается размещение впускных и выпускных клапанов, что
дает возможность получения высокой мощности.
Слайд 40Если ход поршня превышает диаметр цилиндра, то двигатель считается длинноходным.
Такие двигатели, как правило, более экономичны и характеризуются большими значениями
крутящего момента.
Слайд 41Длинноходные двигатели имеют большую
высоту, но короче по длине.
Слайд 42Чем меньше цилиндров
имеет двигатель, тем большей массой должен обладать маховик.
Слайд 43В то же время массивный маховик
из-за своей инерционности ухудшает способность
двигателя быстро набирать обороты.
Слайд 44Поэтому конструкторам двигателей приходится принимать компромиссные решения.
Слайд 45Пульсации, возникающие при работе ДВС, могут быть уменьшены применением массивного
маховика, устанавливаемого на конце коленчатого вала
Слайд 46Как уже отмечалось ранее, чем большее число цилиндров имеет двигатель,
тем равномернее он работает.
Слайд 49Домашнее задание
Учебник АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков ,
Глава 2 Кривошипно-шатунный механизм, стр. 44 - 58.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ
И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 10 – 14 , стр. 151 – 190.
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. Глава 2 Двигатель, Параграф 8, Кривошипно-шатунный механизм, стр. 47 - 60
Индивидуальные задания студентам
Сделать презентации на тему: «Устройство КШМ рядного ДВС».
Сделать презентации на тему: «Устройство КШМ V – образного ДВС».
Сделать презентации на тему: «Устройство поршневой группы КШМ».
Сделать презентации на тему: «Устройство подвижной части КШМ».
Сделать презентации на тему: «Устройство неподвижной части КШМ».
Сделать презентации на тему: «Устройство КШМ W12 ДВС».