Слайд 1Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности посредством дидактических
игр
коррекционная группа
Слайд 2«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. Сухомлинский.
Слайд 3Введение
В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе
РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах РФ
сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Слайд 4В ФГОС пункт 3.2.5. в условиях необходимых для создания социальной
ситуации детей выделено:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности ;
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.;)
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Слайд 5В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек
в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является
дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Слайд 6
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию
представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Слайд 7Виды дидактических игр:
игры с предметам
настольно-печатные
словесные игры
компьютерные игры
По содержанию
дидактические игры делятся:
математические
сенсорные
речевые
музыкальные
природоведческие
Слайд 8Функции дидактических игр
функции Д/И
Игровой метод обучения
Форма обучения детей
Самостоятельная игровая деятельность
Всестороннее
развитие личности
Слайд 9Самостоятельная игровая деятельность является одной из функций дидактической игры:
Основана она
на осознанности процесса. Осуществляется лишь в том случае, если дети
проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием в них играют. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вмести с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого, т.е. является равноправным участником игры.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их.
Слайд 10При руководстве дидактическими играми нужно, прежде всего, предусматривать отбор и
продумывание программного содержания, чётко определять задачи, определение места и роли
в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Слайд 11Чтобы усилить самостоятельную деятельность детей можно игру чередовать с занятиями,
где применяются различные дидактические игры.
Также стоит учесть, что правильно организованная
предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх-занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.
Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
Слайд 13А закончить выступление хотелось бы словами Н. К. Крупской: «Для
ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них
- учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания».