Слайд 1Подростковый возраст
Выполнили студенты 1-го курса
Психолого-педагогического факультета
Пословская Юлия Александровна
Лактионова Татьяна
Владимировна
Ирхина Полина Алексеевна
Скворцова Екатерина Алексеевна
Курбатова Александра Андреевна
Мягкая Анастасия Сергеевна
Слайд 2Особенности психологического развития
Подростковый возраст – это период перестройки
социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности
ребенка.
Критический период в жизни любого человека является подростковый период.
Слайд 3
Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями
в уровне и темпах развития.
Особенность его – зарождающееся чувство
взрослости. Уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности.
Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.
Слайд 4Личностные особенности подростка
Формирующиеся у него чувства взрослости, “Я-концепцию”
Новообразования характеризуются
глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка, которые закрепляются
в виде психологических особенностей.
По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект.
Слайд 5
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а
к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще
один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностные нестабильности у него формируется “Я - концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Слайд 6Развитие самосознания
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации
В.В. Ковалев
отмечал, Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых
в отношении его личности
2. Реакция группирования со сверстниками
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план.
3. Возникновение интереса к противоположному полу
А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности
4. Развитие самосознания
Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».
Слайд 7Взаимодействие подростков со сверстниками
Межличностное взаимодействие подростков со сверстниками предопределяет успех
в процессе социализации и усвоения им коммуникативных навыков.
Общение со сверстниками
– одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.
Слайд 8
В федеральном государственном образовательном стандарте
Понятие «потрет выпускника основной школы»-
совокупность характеристик, которыми должен обладать учащийся общеобразовательной школы, одной из
них является коммуникативный потенциал, который определяется показателями, как «чувство уважения других людей»
Слайд 9
Потенциал данного возрастного периода развития связан с ведущим видом
деятельности, который определяется как интимно-личностное общение со сверстниками.
Умение устанавливать межличностные
контакты, решать совместные задачи, понимать собственные чувства и состояния собеседника будут определять развитость коммуникативных качеств личности.
Слайд 10
«Межличностное общение современных подростков играет значительную роль в
формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе.От
того, как происходит взаимодействие подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления».
Слайд 11Функции общения подростков со сверстниками
Важный специфический канал информации
Специфический вид межличностных
отношений
Специфический вид эмоционального контакта
Слайд 12организация общения
Педагога с подростками
Одна из сложных сторон педагогического взаимодействия с
учащимися подросткового возраста - организация общения.
В педагогическом процессе недопустимо
ограничивать общение передачи информации.
Необходимо реализовывать задачи и обмена информацией
Слайд 13
Педагогическое общение с подростками требует от учителя также
развитых коммуникативных умений.
Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по
сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним
Слайд 15педагогическое общение со школьником-подростком
Важной предпосылкой эффективности педагогического общения со школьником-подростком
является соблюдение социальной дистанции, особенно в доверительном общении, происходящем вне
рамок учебного процесса.
Уменьшение этой дистанции, которое иногда наблюдается у неопытных учителей и находит своё выражение в фамильярности отношений, ведёт к утрате авторитета.
Слайд 16Взаимодействие учителя с родителями учащихся
Является важной педагогической функцией профессиональной деятельности
учителя. Именно от родителей учитель может получить дополнительную информацию об
индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Главная цель — воспитание полноценной личности
Слайд 17Типы взаимодействия педагога с родителями
1) родители пытаются понять и принять
позицию педагога;
2) родители совершенно равнодушно относятся к преподавательской деятельности;
3) конфликтные родители, которые категорически не хотят сотрудничать с педагогами.
Слайд 18Формы взаимодействия педагогов и родителей учащихся
1) родительское собрание (является основной
формой взаимодействия, т. к. именно на родительском собрании обсуждается поведение
детей, степень подготовки, их развитие и воспитание);
2) дискуссия (включающая в себя рассуждение по проблемам воспитания ребенка, поведение ребенка, аргументирование проблемы)
3) групповые консультации (проведение лекций, практических занятий для родителей, возможно, с привлечением учителей-предметников, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения)
Слайд 19Взаимодействие педагогов и родителей детей
Осуществляется через:
1) приобщение родителей к педагогическому
процессу;
2) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка
(приспособленность)
3) информационно-педагогические материалы, выставки различных детских работ
4) объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка
5) проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка
6) уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Слайд 20Важность взаимодействия
На взаимоотношения педагога, родителя и учащегося нужно особенно тщательно
обращать внимание в подростковом возрасте
во-первых, он является переходным, очень
сложным и в связи с этим обстоятельством может возникнуть множество проблем;
во-вторых, тяжело в наше время найти опытного педагога с большим стажем работы;
в-третьих, сложно найти такого педагога, который стремится донести до каждого учащегося свои знания, умения навыки.
Слайд 21неформальные подростки
Семья и школа оказывают чаще всего так называемое косвенное
десоциализирующее влияние, в результате которого дезадаптированные подростки перестают усваивать моральные
ценности, культивируемые основными институтами социализации, и ориентируются, прежде всего, на нормы и ценности неформальных криминогенных групп.
Таким образом, как отмечает К. Е. Игошев, "около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%).
Слайд 22
Факты формирования групп подростков и юношей - процесс закономерный.(отмечает
К.Е.Егошев)
Опасность таит в себе не вообще подростковое общение и неформальные
подростковые группы, а лишь те, в которых происходит криминализация несовершеннолетних.
Слайд 23
По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения
И. С, Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через
стихийное групповое общение.
Слайд 24
Стихийные группы по социальной направленности
Просоциальные или социально положительные;
Асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в
системе узкогрупповых ценностей;
Антисоциальные - социально отрицательные группы
3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит, по мнению автора, к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединениям.
Слайд 25Группы неформальных подростков
Для хиппи характерна полная свобода, включая свободу
сексуальных отношений, построенная на равноправии и терпимости, отказе от всякой
заорганизованности и регламентации
У панков отношения в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет место внутренняя иерархия, ритуал "опущения", циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собственной жизни.
Хайлайфисты, пропагандирующие "красивую жизнь", изысканные манеры, роскошный образ жизни, устроенный быт, связи, карьерные устремления, также противопоставляют свою групповую субкультуру окружающим их людям, которых они относят ко второму сорту, стремясь всячески ограничить свои контакты с "серостью", "быдлом".
Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, сленг
Слайд 26асоциальные группы-криминализация.
Собираются в основном "трудные", находящиеся в изоляции в своих
классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки.
В лидеры в этих группах выдвигаются подростки с узко эгоистической направленностью.
"криминогенные группы - это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения".
Слайд 27
Члены криминогенных групп, не имеют четкой ориентации на совершение
преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, жестко не
определяют поведение их членов как преступников
Создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже - с правовыми.
Большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях.
Слайд 28
Преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для
них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. встречаются
достаточно редко.
Слайд 29уровни развития криминогенных групп
Предкриминальные
Стихийные, самовозникающие неформальные группы. по месту
жительства.
Характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение.
В полном составе
правонарушения не совершают.
Основная форма деятельности -общение
Неустойчивые или криминогенные
характеризуются преступной направленностью групповых ценностных ориентаций.
заранее подготовленной и организованной преступной деятельности в этих группах пока нет, но уже наблюдается склонность к совершению преступлений отдельными ее членами.
Устойчивые криминальные
Наблюдается уже четкая организационная структура.
имеется система неписаных законов" норм и ценностей, которые тщательно скрываются от окружающих
количественный состав таких групп более или менее постоянный. План преступлений заранее разрабатывается
Слайд 30Буллинг
Буллинг – насилие, издевательства и унижения в отношении к ребенку
со стороны сверстников. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда.
Буллинг чаще встречается в подростковой среде.
Слайд 31Цель и характеристики буллинга
Цель буллинга – вызвать страх у объекта
травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического
и физического притеснения.
Таким образом, для буллинга характерно:
Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.
Слайд 32Виды Буллинга
Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое
воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства,
например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.
По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.
Слайд 33Причины буллинга
Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам
буллинга относится:
привлечение внимания;
демонстрация силы;
утаивание неуверенности и страхов;
удовлетворение потребности во власти
и доминировании.
Слайд 34Профилактика буллинга
Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена
система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления.
Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается.
Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:
Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения.
Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
Если предмет травли можно исправить – исправьте.
Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.