Слайд 1ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ № 61
Пролетарского
района города Тулы
Аристова Татьяна Николаевна
Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век»
Дать понятие об основных
направлениях поэзии Серебряного века
Сформировать представление о поэтах Серебряного века
Расширить кругозор
учащихся
Воспитывать любовь к поэзии
Слайд 3Повторение
Какой период русской поэзии называют «Золотым веком»?
Какие поэты представляют «Золотой
век»?
Слайд 4
Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…
Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений,
катастрофичности…
Двадцатый век…еще
бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И
отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам , раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.А.Блок
Слайд 5Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в различных видах
искусства, ставшее расцветом русской поэзии в конце XIX- начале XX
века
XIX век Серебряный век XX век 80-е-90-е годы 1917 г.
Эпоха безвременья Идеологизация всей
жизни
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
СИМВОЛИЗМ
АКМЕИЗМ
ФУТУРИЗМ
Слайд 8Символизм – направление в искусстве, выражение идей посредством символов, поэзия
намеков, иносказаний
Поэтический символ (многозначное иносказание) рассматривалось как действенное художественное орудие
Преемственная
связь с романтизмом
Близкий род искусства – музыка
Провозгласили Пушкина гениальным национальным поэтом
1894 г. вышел сборник «Русские символисты
Старшие символисты Младосимволисты
В. Брюсов А. Блок
К Бальмонт А. Белый
З Гиппиус Вяч. Иванов
Ф.Сологуб
Издательство «Мусагет», «Гриф», «Скорпион», журналы «Весы», «Золотое руно»
Слайд 9
«Старшие символисты»
Д.Мережковский
З. Гиппиус
В. Брюсов
К. Бальмонт
Слайд 10
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый
прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому
не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В. Брюсов
Слайд 12
Cравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Слайд 13Символисты
Валерий Брюсов (1873-1924)– основоположник русского символизма
ТВОРЧЕСТВО
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Слайд 14Константин Бальмонт
(1867-1942)
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие
поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны
Перепевные,
гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.
Слайд 15Александр Блок
(1880-1921)
Сегодня шла Ты одиноко,
Я не
видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.
И этот
лес, сомкнутый тесно,
И эти горные пути
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.
Слайд 16Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень чего-либо) – направление в
поэзии, которое возвращает слову его первоначальное значение, изображает конкретно-чувственные образы
реального мира
Вернули слову его первоначальное, а не символическое значение
Декларировали конкретно-чувственное восприятие мира
Изображали мир яркими красками
Близкий род искусства – скульптура, архитектура
Литературная основа: Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», О.Мандельштам «Утро акмеизма»
Объединились в группу «Цех поэтов»
Журналы: «Гиперборей», «Аполлон», альманахи «Цеха поэтов»
Слайд 17
Cравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Слайд 18Акмеисты
Николай Гумилев
(1886-1921)
Я И ВЫ
Да, я
знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Слайд 19Анна Ахматова (Горенко)
(1889-1966)
Александру
Блоку
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате
просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Слайд 20Осип Мандельштам
(1891-1938)
Вечер нежный. Сумрак важный.
Гул за гулом. Вал
за валом.
И в лицо нам ветер влажный
Бьет соленым покрывалом.
Все погасло.
Все смешалось.
Волны берегом хмелели.
В нас вошла слепая радость —
И сердца отяжелели.
Оглушил нас хаос темный,
Одурманил воздух пьяный,
Убаюкал хор огромный:
Флейты, лютни и тимпаны...
Слайд 21Футуризм( от лат. futurum – будущее) – направление в литературе,
которое отрицало традиционную литературу, провозглашало поэзию, способную словом преобразовать мир
Декларативный
разрыв с прошлым
Эпатаж
Разрушение традиционных литературных жанров, стилей, форм
Стремление передать пульс новой урбанистической жизни
Неограниченное словотворчество
Близкий род искусства – живопись
«Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», сб. «Садок судей»
Слайд 22Поэты - футуристы
Кубофутуристы («Гилея»)
Хлебников В.В.
Бурлюк Д.Д.
Маяковский В.В.
Лившиц Б.К.
Каменский В.В.
«Центрифуга»
Асеев Н.
Пастернак Б.Л.
Эгофутуристы
Северянин И. (Лотарев И.В)
Олимпов К.К. (Фофанов)
«Мезонин поэзии»
Лавренев В.
Ивнев Р.
Слайд 23Футуристы
Велимир Хлебников
(1885-1922)
О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как
Тютчев
Безмерное замирным полня.
Слайд 24Владимир Маяковский
(1893-1930)
А вы могли
бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на
блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
На флейте водосточных труб?
Слайд 25Игорь Северянин (Лотарёв)
(1887-1941)
УВЕРТЮРА
Ананасы в
шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то
испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе
дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
Слайд 26
Cравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Слайд 27Закрепление
Назовите временные границы Серебряного века
С какими основными направлениями в поэзии
вы познакомились? В чем особенность каждого направления?
Назовите поэтов каждого направления
Слайд 28Определите, к какому литературному направлению можно отнести данное стихотворение. Свой
ответ аргументируйте.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких–то соответствий
Вне протяжения жило Лицо
В. Хлебников
Слайд 29Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, которое прозвучало на уроке
Доказать
принадлежность этого стихотворения к литературному направлению