Разделы презентаций


Политическая философия западноевропейского средневековья

Политическая философия св. Фомы Аквинского

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Политическая философия западноевропейского средневековья
Тесля Андрей, к.филос.н., доц. каф. философии и

культурологии ТОГУ,
г. Хабаровск
4.V.2016

Политическая философия западноевропейского средневековьяТесля Андрей, к.филос.н., доц. каф. философии и культурологии ТОГУ, г. Хабаровск4.V.2016

Слайд 2Политическая философия св. Фомы Аквинского

Политическая философия  св. Фомы Аквинского

Слайд 3Lex (ST, I-II.90)
Закон (lex) есть «не что иное, как предписание

разума, направленное на общее благо и обнародованное тем, на чьем

попечении находится община» (ST I-II.90.4)
Т.е. закон определяется Фомой через четыре критерия: (1) предписание разума; (2) направленное к общему благу; (3) надлежащим авторитетом и (4) обнародованное.

Lex (ST, I-II.90)Закон (lex) есть «не что иное, как предписание разума, направленное на общее благо и обнародованное

Слайд 4Законодатель
«Закон (lex) по присущему ему неотъемлемому свойству направлен прежде всего

на всеобщее благо (ad bonum commune). Между тем устанавливать что-либо

ко всеобщему благу дано либо всему народу (totius multitudinis), либо кому-то, представляющему народ. И, таким образом, установление закона есть дело публичного лица, на чьем попечении находится весь народ (personam publicam quae totius multitudinis curam habet). Поскольку во всех других вопросах устроение чего-либо к какой-либо цели есть дело того, кому эта цель присуща» (ST, I-II.90.3).
Законодатель«Закон (lex) по присущему ему неотъемлемому свойству направлен прежде всего на всеобщее благо (ad bonum commune). Между

Слайд 5De legis ratione (об определении закона)

De legis ratione  (об определении закона)

Слайд 6Самосохранение – поскольку собственное благо необходимым образом и всеми воспринимается

как благо, а потому является желательным.
Половое влечение, инстинкт продолжения

рода и выращивания потомства
«Во-вторых, в человеке заложено стремление к особому роду вещей, в соответствии с природой, общей для него с другими животными, в силу чего такие вещи, «какими природа научила всех животных» [Digesta, I, 1], как то – половая жизнь, выращивание потомства и т.д. – относятся к сфере естественного закона» (ST, I-II.94.2)
Стремление к общественной жизни и поискам истины.
«В человеке есть третья склонность – к благу, согласному с природой его разума, а такая природа свойственна только ему: так, у человека есть естественная склонность к познанию истины о Боге и к общественной жизни; все, что относится к этой склонности, принадлежит сфере естественного закона, например, избегать невежества, не обижать тех, рядом с кем суждено жить, и прочие вещие, относящиеся к вышеуказанной склонности» (ST, I-II.94.2)

Принципы естественного закона

Самосохранение – поскольку собственное благо необходимым образом и всеми воспринимается как благо, а потому является желательным. Половое

Слайд 7«Законы бывают несправедливыми в двух случаях: во-первых, когда они противоречат

благу людей, будучи противопоставлены вещам, упомянутым выше: или относительно цели,

- если кто из правителей устанавливает законы, тяжелые для подчиненных, и не ради всеобщего блага, но ради удовлетворения собственной алчности и тщеславия; или относительно законодателя, - когда он издает закон, превышающий его полномочия; или же по форме, - когда, например, бремя закона неравномерно распределено между группой людей, хотя и ради общего блага. Такого рода установления являются в большей степени актами насилия, чем законами; так в «О свободном произволении» Августин [I,5:11] говорит: «несправедливый закон не представляется и законом». Следовательно, такие законы не обязательны для совести, за исключением, возможно, тех случаев, когда следует избежать скандала и беспорядка, ради чего человек должен даже отказаться от своих законных притязаний, согласно Мф. 5: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; и кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»». (ST, I-II.96.4)

Несправедливые законы

«Законы бывают несправедливыми в двух случаях: во-первых, когда они противоречат благу людей, будучи противопоставлены вещам, упомянутым выше:

Слайд 8Порок – разум и страсти находятся в гармонии друг с

другом, но диссонируют с человеческой природой, т.е. страсти подчинены разуму,

но разум извращен.
Невоздержанность – разум не извращен, но страсти не гармонируют с разумом и главенствуют над ним.
Воздержанность – разум способен одерживать победу над страстями.
Добродетель – гармония между страстями и разумом, а также гармония разума с тем, что является естественным благом для человека.

Моральные состояния

Порок – разум и страсти находятся в гармонии друг с другом, но диссонируют с человеческой природой, т.е.

Слайд 9Политическая философия Уильяма Оккама

Политическая философия Уильяма Оккама

Слайд 10«[…] в одном значении естественны закон соответствует естественному разуму, который

никогда не ошибается, например: «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и тому

подобное» (Dialogus III.2.3.6).
«В другом значении естественный закон таков, что он должен соблюдаться теми, кто пользуется одним только естественным равенством без какого-либо человеческого обычая или установления, и он является естественным в том смысле, что не противоречит природному состоянию, как оно было установлено; и если бы все люди жили согласно естественному разуму и Божественному закону, то не потребовалось бы его ни учреждать, ни соблюдать» (ibid.).
«Естественным законом в третьем значении считается такой, который выводится очевидным образом из права народов или из каких-либо человеческих деяний, если по соглашению тех, для кого это имеет значение, не установлено нечто противоположное, что может быть названо естественным законом «по суппозиции»» (ibid).

Три значения «естественного права» (jus naturalis)

«[…] в одном значении естественны закон соответствует естественному разуму, который никогда не ошибается, например: «не прелюбодействуй», «не

Слайд 11Спор о бедности

Спор о бедности

Слайд 12Архиепископ Пизанский Симон Салтарелли, предостерегающий Михаила Чезенского и Уильяма Оккама

[Andrea Bonaiuti, фреска из Chapelle des Espagnols à Florence, 1360-70-е]

Архиепископ Пизанский Симон Салтарелли, предостерегающий Михаила Чезенского и Уильяма Оккама [Andrea Bonaiuti, фреска из Chapelle des Espagnols

Слайд 13 Defensor pacis (1324)

Defensor pacis (1324)

Слайд 14Барельеф Людовика VI Баварского (Римского короля с 1314 г., императора

– с 1328, ум. 1347), Папский дворец, Авиньон

Барельеф Людовика VI Баварского (Римского короля с 1314 г., императора – с 1328, ум. 1347), Папский дворец,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика