Слайд 31. Понятие «политика»
Политика (искусство управление государством) – это сфера
отношений между большими социальными группами, связанная с обеспечением общественных интересов
и борьбой за власть.
внутренняя политика – это совокупность экономических, социальных, культурных мероприятий по управлению, контролю и прогнозированию отношений государства и общества.
внешняя политика – это деятельность государства на международной арене.
Политическая жизнь – это совокупность действий людей по поводу участия в политической системе. Целью политики является власть.
Слайд 41. Понятие «политика»
Функции
Организационная - создает для общества
организационные основания
Коммуникативная - обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь
между ними
Воспитательная - влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам
Контролирующая - воздействует на людей, используя власть
Интегративная - сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества
Слайд 52. Власть и ее характерные признаки
Власть – это способность
и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на поведение и
деятельность людей.
власть как влияние – это способность воздействовать на поведение людей.
власть как авторитет – отношение, выражающее добровольное согласие подчиняться приказам властвующего.
власть как принуждение – влияние, характеризующееся высоким уровнем давления.
власть как могущество – способность использовать все виды влияния на поведения других людей.
Властная деятельность – это деятельность по выработке и принятию властных решений и проведению их в жизнь.
Слайд 62. Власть и ее характерные признаки
Структура власти
Источник власти - авторитет, сила, престиж, закон, богатство и т.д.
Субъект – активное начало, которым может обладать личность или социальная группа, имеющая волю к власти.
Объект – подчиненное начало, которое держится либо на страхе за неповиновение, либо на интересе в необходимости подчинения, либо зависит от неравенства объекта и субъекта.
Ресурсы власти – все те средства, использование которых позволяет субъекту власти влиять на объект.
Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление и т.д.
Слайд 7В зависимости от характера сфер жизнедеятельности выделяют различные виды власти:
экономическую, социальную, культурно-информационную и политическую
Ресурсы власти:
Экономические: материальные ценности,
деньги, полезные ископаемые и т.д.
Социальные: способность повышения или понижения социального статуса.
Культурно-информационные: знания и информация.
Силовые: оружие, аппарат принуждения.
Демографические: людской ресурс, создающий другие виды ресурсов.
Слайд 83. Политическая власть
Политическая власть – это право воздействовать на
большие социальные группы и общественные процессы при помощи государственного аппарата
принуждения и ресурсов власти.
Типология политической власти:
Традиционный власть – держится на обычаях, традициях, вере в надежность и непоколебимость существующих общественных порядков.
Харизматическая власть – управление страной осуществляется выдающейся личностью, способной своим авторитетом воздействовать на общество в целом.
Легальная власть – узаконенная, так как основана на юридических нормах, которые необходимо выполнить.
Главными чертами политической власти является суверенитет и легитимность (общественное признание власти)
Слайд 9Типология политической власти
Государственная один из видов власти в обществе,
где в качестве субъекта власти выступает государство.
Общественная –
осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение (партии и профсоюзы).
По функциям органов: законодательная, исполнительная и судебная.
По широте распространения: мегауровень (международные организации), макроуровень (центральные органы государства), мезауровень (региональный уровень власти), микроуровень (власть в первичных малых группах).
По способам взаимодействия субъекта и объекта: демократическая, авторитарная и тоталитарная.
Слайд 11Признаки политической власти
Публичность — решения политической власти обязательны
для всех людей и для всех видов власти
Всеобщность —
политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Слайд 131. Понятие «государство»
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях
в узком смысле – организация верховной власти общества.
в широком смысле – страна и политически организованный народ, проживающий на определенной территории.
Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принужденияк выполнению своей воли.
Слайд 142. Теории происхождения государства
Теологическая теория – государство продукт
божественной воли (Ф. Аквинский).
Ирригационная теория – государство возникло
из-за необходимости строительства ирригационных систем (К. Виттфогель).
Патриархальная теория – государство рассматривается как большая разросшаяся семья, где глава государства является отцом по отношению к своим подданным и заботится об их благополучии (Аристотель, Р. Филмер).
Договорная теория – государство есть рациональное объединение людей на основании соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, а государство должно следить за порядком в обществе (Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо).
Теория насилия – государство возникает как аппарат для управления порабощенными народами и территориями (Е. Дюринг, Л. Гумплович).
Органическая теория – государство является продуктом социальной эволюции (Г. Спенсер).
Материалистическая теория – государство возникло из-за социально-экономических причин (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Слайд 153. Признаки государства
Территория, очерчивающая границы государства.
Публичный характер власти
(особый аппарат управления).
Суверенитет (независимость во внешних и внутренних отношениях).
Принудительный характер
власти.
Исключительное право на сбор налогов, эмиссию (выпуск) денег.
Наличие символики (герб, флаг, гимн).
Монополия на легитимное применение силы.
Монопольное право на издание законов и иных правовых актов.
Слайд 164. Функции государства
Внутренние:
1. Политическая – государство главный носитель политической
власти.
2. Экономическая – регулирование экономических отношений (приватизация, национализация).
3. Социальная
– развитие образования, здравоохранения, науки, обеспечение достойного уровня жизни.
4. Идеологическая – воспитание патриотических чувств.
Внешние:
1. Обороноспособность страны.
2. Участие в решение глобальных проблем.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества.
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Слайд 18 Форма государства - это организация, устройство и осуществление государственной власти.
Слайд 191. Формы государственного правления
Монархия - форма правления, при которой верховная
власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии
(король, царь, шах, султан, эмир, раджа, император).
Слайд 20А) Монархия
абсолютная монархия — правление единодержавного типа, согласно которой
монарх не ограничен конституцией и обладает всей полнотой власти, полагаемой
священной.
конституционная, или ограниченная монархия - форма правления, при которой предполагается юридическая зависимость власти монарха в области законодательной и исполнительной деятельности.
Слайд 21 Парламентская монархия
полномочия монарха строго определены законами;
власть монарха не
распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления;
законы
принимаются парламентом;
монарх практически не пользуется правом вето;
правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
все распоряжения монарха должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они приобретают юридическую силу
Слайд 23 Дуалистическая монархия
монарх - глава исполнительной власти;
монарх имеет право
формировать правительство, назначать и смещать министров и иных должностных лиц
(губернаторов, префектов и т.п.);
монарху принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.
Кувейт
Слайд 24Б) Республика
Республика - форма правления, при которой все высшие
органы государственной власти либо избираются населением напрямую, либо формируются представительным
органом.
Слайд 25Президентская республика
во главе государства стоит президент, который избирается
всеобщим голосованием;
правительство в большинстве случаев формируется из той партии, к
которой принадлежит президент,
нет поста премьер-министра;
у президента нет права роспуска парламента, а у парламента - права смещать правительство;
президент может пользоваться правом вето - не подписывать принятые парламентом законопроекты;
парламент может использовать механизм импичмента - отрешения президента от власти.
Слайд 27Парламентская республика
правительство формируется из числа лидеров партии, получившей большинство
в парламенте, и несет ответственность перед правительством;
правительство возглавляет премьер-министр;
парламент может
выразить вотум недоверия правительству, что влечет его отставку или роспуск парламента президентом;
президент избирается парламентом и выполняет представительские функции, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства
Слайд 29Смешанная республика
сильная президентская власть сочетается с контролем парламента правительством;
правительство
ответственно и перед президентом, и перед парламентом;
парламент не может сместить
президента, а президент может распустить парламент.
Слайд 302. Государственное территориальное устройство
Государственное территориальное устройство - система
деления государства на составные части.
Слайд 31Унитарное государство
Унитарное государство - единое государственное образование с общими
для всей страны органами законодательной и исполнительной власти, единой судебной
системой и конституцией (Великобритания, Венгрия, Греция, Франция).
Слайд 32Виды унитарных государств:
централизованное государство – отсутствуют выборные органы
на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы.
Данные функции на местах выполняют администраторы, назначенные из центра.
децентрализованное государство – предоставляет крупным регионам широкую автономию: они имеют собственные парламенты, правительства, администрации, но их самостоятельность ограничена финансовой зависимостью от центра.
сверхцентрализованные государства – формируется в государствах, где произошел политический переворот и местные органы власти заменяют военные чиновники.
Слайд 33Федеративное государство
Федерация - состоящее из союза государственных образований объединение,
обладающих как юридической, так и определенной политической самостоятельностью.
Слайд 34Признаки федерации
Государство состоит из территорий ее субъектов.
Верховная власть
принадлежит федеральным органам власти, но компетенции федеральных и региональных органов
власти разграничены конституцией.
субъекты обладают правом иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
двухпалатный парламент – одна из палат парламента представляет интересы субъектов ( США, Россия, Канада, Германия и т.д.)
Слайд 35Конфедерация
Конфедерация - временное объединение различных независимых государств для
решения определенных, политических, военных, экономических целей.
Слайд 37 Политический режим — совокупность методов и приемов, при помощи которых
осуществляется власть государственными органами.
Слайд 401. Демократический режим
Признание народа источником власти.
Разделение властей.
Равноправие
граждан.
Конституционные гарантии политических прав и свобод граждан и их
организаций.
Политический плюрализм, наличие оппозиционных партий, действующих в рамках конституции.
Рынок, регулируемый государством, в качестве экономической основы.
Демократический режим – политический режим, при котором обеспечивается реальное участие личности в различных сферах жизни общества
Слайд 41Формы демократии
Прямая демократия
Представительная демократия
Прямое выражение личностью ее
интересов через выборы, референдумы, сходы, митинги и т.д.
когда народ
имеет возможность осуществлять власть через своих представителей в различных представительных органах
Слайд 42Условия для возникновения и существования демократии
экономические условия –
частная собственность, принадлежащая широкому слою собственников и защищенная законом.
социальная основа – сложившийся и осознающий свои интересы средний класс, составляющий большинство населения страны.
политические предпосылки – плюрализм мнений, многопартийность, разделение властей.
духовная основа – широкий доступ к культуре, образованию, информации всех слоев населения.
Слайд 43Недостатки демократии
Максимальная степень свободы способна повлечь за собой
потерю нравственных ориентиров и культурную деградацию, которые могут привести к
беззаконию и тирании.
Политические лидеры могут использовать различные способы манипулирования общественных мнением в корыстных целях. Этого можно избежать при высокой политической культуры.
Подчинение меньшинства большинству создает возможность тирании большинства, во избежание чего предусматривается делегирование полномочий государственного правления небольшому числу граждан, избираемых всеми остальными.
Информационные технологии, с одной стороны, создают новые каналы связи общества с институтами власти, с другой – обеспечивают возможность тотального контроля над гражданами.
Полиархия – тип политического правления, который характеризуется высокой терпимостью по отношению к оппозиции, широкими возможности влияния граждан на правительства.
Слайд 442. Авторитарный режим
Авторитаризм – политический режим, основанный на беспрекословном
подчинении власти одного человека иди группы лиц.
Значительное ограничение политических прав
и свобод граждан, запрещение оппозиционных партий и других организаций.
Закрытая система отбора политических элит.
Усиление роли исполнительной власти и ограниченной законодательной.
Опора на силу и методы принуждения
Консолидация власти в руках главы государства любыми путями, в том числе и путем насилия.
Невмешательство в неполитические сферы жизни общества.
Наличие господствующей идеологии (революционной, националистической или религиозной по содержанию).
Контроль над СМИ.
Слайд 45Причины сохранения авторитаризма
Сохранение традиционного типа общества с ориентацией
на привычные формы социальной жизни.
Сохранение патриархального и подданнического
типов политической культуры.
Значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения.
Экономическая отсталость.
Неразвитость гражданского общества.
Слайд 46Виды авторитарных режимов
партийные режимы основываются на монопольной власти какой-либо
партии или политической группировки.
конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в
руках одной партии при формальном существовании многопартийности.
военно-диктаторские режимы базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц.
теократический режим сосредоточен на власти религиозного деятеля.
национальный авторитет возникает в результате доминирования в политической элите национальной группы. Для таких стран характерно вытеснение национальных меньшинств из общественных отношений.
деспотический режим основан на абсолютно произвольной, неограниченной власти, основанный на самоуправстве.
персональная тирания принадлежит лидеру при отсутствии сильный общественных институтов.
Слайд 47Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующим:
если при тоталитаризме устанавливается
всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, не
охваченных государственным контролем;
при тоталитарном правлении осуществляется массовый систематический террор по отношению к противникам, в авторитарном же обществе проводится тактика избирательных репрессий, направленных на предотвращение возникновения оппозиции.
Слайд 483. Тоталитарный режим
Тоталитаризм – политический режим, основанный на контроле
государства над всеми сферами жизни общества.
Господство группы лиц, возглавляемой
лидером.
Всесторонний контроль государства за жизнью общества.
Репрессии, террористическая тайная полиция.
Господство одной идеологии, монополия на средства массовой информации.
Централизованная экономика.
Однопартийная система.
Полное подчинение личности власти, отсутствие свободы суждений и действий.
Слайд 49Причины возникновения тоталитаризма
Глубокий кризис экономической и всей общественной
жизни государства.
«Догоняющая» форма развития – тоталитаризм устанавливается в
странах «второго эшелона», которые в определенный этап вступают в экономическое «соревнование» с развитыми экономическими странами, что требует значительного сосредоточения экономических ресурсов в повышенном промышленном производстве.
Традиция решать государственные проблемы путем мобилизации многомиллионных масс населения.
Деформация политического сознания. Отсутствие демократических традиций.
Нестабильная внешнеполитическая обстановка.
Слайд 50Разновидности тоталитаризма
Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, устранение частной
собственности и всякой автономии личности. Но социалистической сущности присущи гуманные
политические цели.
Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, претендующее на становление «народной души», обеспечение коллективной идентичности на этнической почве.
Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого государства т.н. «арийской расы», имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени («тысячелетний рейх»).
Слайд 51Гражданское общество и правовое государство
Слайд 521. Гражданское общество
Гражданское общество - это совокупность негосударственных общественных
отношений и объединений, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Слайд 54Эволюция понятия «гражданское общество»
Слайд 56Предпосылки становления гражданского общества
демократический режим.
законодательное закрепление
юридического равенства людей на основе наделения правами и свободами.
юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства.
создание механизмов саморазвития и само регуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов.
неполитические отношения в добровольно-сформировшихся ассоциациях и организациях граждан.
Слайд 57Признаки гражданского общества
• персонифицированные отношения собственности;
• равенство людей в
своих правах, разграничение прав человека и гражданина;
•неполитические отношения в добровольно
сформировавшихся ассоциациях и организациях граждан (чем больше членов включено в такие организации, тем более развито гражданское общество);
• политическая активность граждан и социальных групп, транслирующих наверх свои устремления и ценности, компетентно отстаивающие свои интересы;
• независимые средства массовой информации;
• социальный договор как основной регулятор гражданской жизни.
Слайд 58Примеры гражданского общества
1) В экономической сфере - Союзы предпринимателей;
благотворительные фонды; кооперативы; акционерные общества.
2) В социальной сфере - семья;
общества защиты прав потребителей; объединения защиты окружающей среды; страховые фонды; молодежные, женские, детские организации; общества ветеранов войны и труда и др.
3) В сфере духовной культуры - научные и культурные организации; спортивные общества; церковь, религиозные организации.
4) Сфера защиты прав и интересов граждан перед лицом государства - политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти; общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); органы местного самоуправления, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые СМИ.
Слайд 592. Правовое государство
Правовое государство — это такая организация социально-политической жизни
общества, при которой осуществляется верховенство права во всех его сферах.
Эволюция
понятия «правовое государство»
Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…
Слайд 61Признаки правового государства:
• верховенство закона, которому не должны противоречить все
другие нормативные акты;
• разделение властей на независимые друг от друга
ветви власти;
• реальные права и свободы личности, закрепленные в Конституции, их гарантия и защита независимым судом;
• взаимная ответственность государства и личности, сохраняющая пропорциональность во взаимоотношениях двух сторон на основе общественного согласия.
Слайд 62Предпосылки создания правового государства
1) производственные отношения, основанные на многообразии
форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума,
поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы - это важнейшая предпосылка.
Слайд 63Участие граждан в политической жизни
Слайд 641. Понятие «политическое участие»
Политическое участие - это действия гражданина
с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор
представителей в органы власти.
Слайд 651. Формы политического участия
обращение индивида в различные властные структуры с
целью удовлетворения личных или групповых интересов;
лоббистская деятельность по установлению контактов
с политической элитой;
направление различных проектов и предложений по принятию законов и нормативно-правовых актов;
политическая активность в качестве участника политической партии, общественного движения;
участие в выборах, референдумах.
Слайд 662. Политическая культура
Политическая культура - это уровень усвоения человеком
и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ, обеспечивающий воспроизводство политической
жизни.
Слайд 672. Политическая культура
Политические знания - это знания о политике,
политической системе, политических идеологиях, институтах и процедурах участия в политике
(например, в выборах).
Политические ценностные ориентации - представления об идеалах и ценностях лучшего общественного устройства, а также чувства, испытываемые к политической системе.
Политические действия - правила политического поведения, исполнение политических ролей (избирателя, гражданина, лидера и т.л.).
Слайд 68Уровни политической культуры
Патриархальный тип - характеризуется отсутствием специализированных политических
ролей и интереса населения к политической жизни, сращенностью политических функций
руководителя с религиозными и социально-экономическими (ряд стран Африки и Азии);
Подданнический тип - сочетает в себе сильную политическую систему и низкую индивидуальную активность граждан (богатые страны Персидского залива, Куба);
Активистский тип - отличается и заинтересованностью граждан в политических процессах, и активным в них участием (развитые страны).
Слайд 69Абсентеизм - политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от
какого-либо политического участия
полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные
вопросы, не задумываясь о делах государства;
разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям - обычно происходит при падении уровня жизни;
неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в правильности этого выбора.
Причины абсентеизма