Слайд 1Понятие «финансы»
Государственные и муниципальные финансы
Оксфордский словарь:
«1. практика обращения с деньгами
и управления ими;
2. капитал, участвующий в каком-либо проекте, и прежде
всего капитал, который необходимо получить, чтобы начать новое дело;
3. денежный заем для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией.»
З. Боди и Р. Мертон:
«Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени»
Слайд 2Понятие «финансы»
Государственные и муниципальные финансы
Финансы – фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая
категория, характеризующаяся процессами образования, распределения и перераспределения денежных средств государства,
регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения.
Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления у отдельных субъектов, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач
Слайд 3Понятие «финансы»
Государственные и муниципальные финансы
Финансовая наука – это наука о
выборе направления вложений, аккумуляции и использования денежных средств в условиях
неопределенности
Слайд 4Понятие «финансы»
Государственные и муниципальные финансы
Слайд 5Понятие «финансы»
Государственные и муниципальные финансы
Термин финансы от лат.:
Finis - конец,
срок уплаты денежной суммы по сделке;
Financia – наличность, доход
Европа, 16-18
в.в.
Сначала во Франции, а затем с к.17 в. – в других странах под словом финансы начали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги.
Россия, 18 в.
До н. 20 в. – употреблялся в сравнительно узком смысле, именно как государственные финансы
Деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей
Финансы (в категорийном понятии) – совокупность денежных (стоимостных) отношений (связей) по формированию и использованию различных денежных фондов, порождаемых и регламентируемых государством.
Слайд 6Функции финансов
Государственные и муниципальные финансы
Формирования денежных фондов
Использования денежных фондов
Распределительная
Стимулирующая
Контрольная
Слайд 7Государственные и муниципальные финансы
Финансовая система России
Финансы хоз. субъектов
(децентрализованные финансы)
Государственные и
муниципальные финансы
(централизованные финансы)
Бюджетная система:
федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ,
бюджеты муниципальных образований;
бюджеты ПФР, ФОМС, ФСС
Государственный и муниципальный кредит
Финансы дом. хозяйств
Коммерческие организации;
Некоммерческие организации;
Финансовые посредники.
Слайд 8Система национальных счетов
СНС — это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих
величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние
экономики страны.
Валовой Внутренний Продукт (ВВП) - макроэкономический показатель, представляющий собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за период времени (год).
Государственные и муниципальные финансы
Слайд 9Способы расчета ВВП
По доходам
По расходам
По добавленным стоимостям
Государственные и муниципальные финансы
Слайд 10Государственные и муниципальные финансы
Слайд 11СНС
Государственные и муниципальные финансы
Сектор нефинансовых корпораций
Сектор финансовых корпораций
Сектор государственного управления
Сектор
некоммерческих организаций
Сектор домашних хозяйств
Валовая прибыль
Налоги и сборы
Оплата труда с отчислениями
Слайд 12Государственные и муниципальные финансы
Планово-директивная теория
Классическая теория
Регулирующая теория
Финансовая политика
Финансовая политика –
это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в
финансовых отношениях.
Слайд 13Субъекты управления гос. финансами
Государственные и муниципальные финансы
Президент РФ
http://www.kremlin.ru/
ЦБ РФ
http://www.cbr.ru/
Министерство финансов
РФ
http://minfin.ru/ru/
Федеральное Казначейство
http://www.roskazna.ru/
ФНС
http://www.nalog.ru/rn78/
ФТС
http://www.customs.ru/
Счетная палата
http://audit.gov.ru/
Росфинмониторинг
http://www.fedsfm.ru
Главное контрольное управление
http://www.udprf.ru/obshchie-svedeniya/struktura-upravleniya-delami/glavnoe-kontrolnoe-upravlenie/246
Правительство РФ
http://government.ru/
Парламент РФ
http://www.gov.ru/main/page7.html
Слайд 14Бюджет
Государственные и муниципальные финансы
Центральное звено системы финансов, выражающее все их
основные качественные признаки
Документ
Денежные отношения
Финансы
Денежный фонд
Финансовый план
Финансовые фонды
Бюджет
Бюджетный план
Бюджетный фонд
Слайд 15Функции бюджета
Государственные и муниципальные финансы
Образование бюджетного фонда
Распределительная/
аллокационная
Использование бюджетного фонда
Контрольная
Перераспределительная
Стабилизационная
Контрольная
Информационная
Институционализация общественных
предпочтений
Слайд 16Бюджетный кодекс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201073#0
Государственные и муниципальные финансы
Бюджетная система Российской Федерации - основанная
на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством
Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджеты субъектов
Федеральный бюджет
Местные бюджеты
Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов
Слайд 17Консолидированный бюджет
Государственные и муниципальные финансы
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджеты городских округов
Бюджет субъекта РФ
Бюджеты муниципальных районов
Слайд 18Принципы бюджетной организации бюджетной системы
Государственные и муниципальные финансы
Единства бюджетной системы
Российской Федерации;
Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Самостоятельности бюджетов;
Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
Сбалансированности бюджета;
Эффективности использования бюджетных средств;
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
Прозрачности (открытости);
Достоверности бюджета;
Адресности и целевого характера бюджетных средств;
Подведомственности расходов бюджетов;
Единства кассы.
Слайд 19Адресность и целевой характер бюджетных средств
Государственные и муниципальные финансы
Бюджетные ассигнования
- предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году
для исполнения бюджетных обязательств;
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Слайд 20Бюджетная классификация РФ
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования
дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций
сектора государственного управления
Код "классификации" доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
Код "классификации" расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Слайд 21http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=211957&rnd=244973.810627756&from=168997-0#0
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слайд 23Бюджетный процесс
Государственные и муниципальные финансы
БК РФ: регламентируемая законодательством РФ деятельность
органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного
процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Рассмотрение проектов бюджетов, их утверждение
Составление проектов бюджетов
Исполнение бюджетов
Осуществление бюджетного учета
Контроль за исполнением бюджетов
Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Слайд 24Рассмотрение и утверждение бюджетов
Государственные и муниципальные финансы
Проект федерального бюджета
Проект федерального
бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются
и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов основывается на:
положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;
основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
прогнозе социально-экономического развития;
бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
Слайд 25Участники бюджетного процесса
Государственные и муниципальные финансы
Президент Российской Федерации;
высшее должностное
лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Слайд 26Рассмотрение и утверждение бюджетов
Государственные и муниципальные финансы
Проекта федерального бюджета –
до 1 октября
Проекта бюджета субъекта РФ – до 1 ноября
Проекта
местного бюджета – до 15 ноября
Принятый ГД ФЗ о ФБ рассматривается СФ в течение 14 дней
Одобренный СФ ФЗ о ФБ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования
Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в СМИ
Слайд 27http://www.duma.gov.ru/news/273/831674/?sphrase_id=1432557
Государственные и муниципальные финансы
Слайд 29Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных
средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти России
и предназначенные для расходов:
На социальное обеспечение по возрасту;
Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством России о социальном обеспечении;
Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Слайд 30Государственные и муниципальные финансы
Программно-целевые инструменты
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой
документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений
Слайд 31Государственные и муниципальные финансы
Слайд 32Государственные и муниципальные финансы
Слайд 33Государственные и муниципальные финансы
Слайд 34Государственные и муниципальные финансы
Бюджетное
Казенное
Автономное
Федеральный закон от 8
мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Государственное задание
Смета
Федеральные органы исполнительной власти, которые выполняют функции и полномочия учредителя
ГРБС
Слайд 35Государственные и муниципальные финансы
Государственное задание
План финансово-хозяйственной деятельности
Государственное задание
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных)
услуг (выполняемых работ);
порядок контроля исполнения государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении госзадания бюджетного учреждения;
определение категорий физических и (или) юридических лиц – потребителей соответствующих государственных и муниципальных услуг;
порядок оказания таких услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством.
Слайд 36Государственные и муниципальные финансы
Субсидия
Финансирование
Государственное задание
Нормативные затраты на оказание
госуслуги учитывают:
нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).
Нормативные затраты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом расходов:
на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;
на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;
на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.
Слайд 38Государственные и муниципальные финансы
Государственные (муниципальные) услуги (работы)
Государственная (муниципальная) услуга
(работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами
местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
http://www.minfin.ru/ru/budget/83-fz/resmon/services/
Слайд 40Государственные и муниципальные финансы
Перечни услуг
Слайд 41Государственные и муниципальные финансы
Перечни услуг
наименование государственной услуги (работы);
наименование категории потребителей государственной услуги (работы);
обозначение единицы
измерения показателя объема (содержания) государственной услуги (работы);
показатели, характеризующие качество государственной услуги (работы);
наименования федеральных государственных учреждений (групп учреждений), оказывающих государственную услугу (выполняющих работу).
Слайд 42Государственные и муниципальные финансы
Примеры
http://ao.avo.ru/Docs/Files/GosZ_2014.pdf
http://v4.udsu.ru//files/1305983824.pdf
Слайд 43Государственные и муниципальные финансы
Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях
http://bus.gov.ru/public/home.html
http://bus.gov.ru/public/document/document.html?section=1909
Слайд 44Государственные и муниципальные финансы
Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях
Слайд 45Государственные и муниципальные финансы
Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях
Слайд 46Государственные и муниципальные финансы
Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях
Слайд 47Государственные и муниципальные финансы
Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях
Слайд 48Государственные и муниципальные финансы
Совет МО СПб
http://www.sovetmo-spb.ru/
Слайд 49Государственные и муниципальные финансы
Совет МО СПб
http://www.sovetmo-spb.ru/
Слайд 50Государственные и муниципальные финансы
Портал государственных и муниципальных услуг
http://gu.spb.ru/organizations/services.php?ID=3039
Слайд 51Государственные и муниципальные финансы
Муниципальная власть в СПб
http://омсу-спб.рф/
Слайд 52Задание – 30 - 40 мин.
Государственные и муниципальные финансы
Выберите направление
государственного регулирования
Выберите профильную госпрограмму/проект. Приведите краткое описание. Цели, срок, целевые
индикаторы
Опишите для выбранной программы пример конкретного проекта, мероприятия: название, суть - что нужно сделать, примерный объем финансирования, срок, кто будет заказчиком, кто может являться исполнителем, каковы должны быть целевые индикаторы, по возможности – их целевые значения.