Слайд 1Понятие, виды и показатели ассортимента
Преподаватель: Е.А. Юрченко
Слайд 2Понятие ассортимент
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам
и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.
Слайд 8Социально значимые продовольственные товары (товары первой необходимости)
Слайд 9Социально значимые непродовольственные товары (товары первой необходимости)
Слайд 11Основные показатели ассортимента
Слайд 12Широта ассортимента -
характеристика ассортимента товаров торгового предприятия, определенная по
количеству включенных в него группировок низшего классификационного уровня.
Слайд 13Широта ассортимента -
действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей
и наименований товаров, имеющихся в наличии;
базовая широта — количество видов,
разновидностей и наименований товаров, принятых за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, наименований товаров, регламентируемое нормативными документами или взятое для сравнения в торговых организациях одного профиля;
коэффициент широты — отношение фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров к базовому.
Слайд 14Широта ассортимента -
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается
коэффициентом широты:
Кш = Гф / Гн
где Гф — количество групп товаров на момент
определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.
Слайд 15Полнота ассортимента -
способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые
потребности.
Слайд 16Полнота ассортимента -
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов
товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.
Выражают полноту ассортимента через коэффициент
полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:
Кп = Вф / Вн
где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.
Слайд 17Глубина ассортимента -
характеристика ассортимента товаров торгового предприятия по количеству
видов и разновидностей, объединенных определенными группами и подгруппами.
Слайд 18Глубина ассортимента -
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому
наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:
Кг = Рф / Рн
где Рф —
фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.
Слайд 19Устойчивость ассортимента -
способность набора товаров удовлетворять спрос на одни
и те же товары. Особенностью таких товаров является устойчивый спрос
на них.
Слайд 20Устойчивость ассортимента -
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида
(разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:
Ку = 1 —
(Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)
где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.
Слайд 21Устойчивость ассортимента -
Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за
конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости
ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.
Слайд 22Новизна ассортимента -
способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за
счет новых товаров.
Слайд 23Новизна ассортимента -
Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный
период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:
Ко = Ро / Рф
где Ро —
количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.
Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.