Разделы презентаций


Познавательные процессы: мышление

Содержание

Общая характеристика мышленияПринципиально важная особенность мышления – способность раскрывать обобщенные, сущностные признаки и качества явленийМышление – деятельность, в результате которой рождаются (иногда мгновенно!) новые решения, новые знания, не содержащееся в памяти

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Познавательные процессы: мышление

Познавательные процессы: мышление

Слайд 2Общая характеристика мышления
Принципиально важная особенность мышления – способность раскрывать обобщенные,

сущностные признаки и качества явлений
Мышление – деятельность, в результате которой

рождаются (иногда мгновенно!) новые решения, новые знания, не содержащееся в памяти в готовом виде и недоступные непосредственно органам чувств
Часто в сложной ситуации человеку надо найти нестандартное решение и предпринять нестандартные действия

Общая характеристика мышленияПринципиально важная особенность мышления – способность раскрывать обобщенные, сущностные признаки и качества явленийМышление – деятельность,

Слайд 3Общая характеристика мышления
Мышление – процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий

в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами

Две стороны мыслительного

процесса:
Процессуальная (мыслительные операции)
Мотивационная («Мыслит не мышление. Мыслит человек»; «Мысль рождается не из другой мысли, а из сферы потребностей» – Л.С. Выготский)




Общая характеристика мышленияМышление – процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в установлении связей и отношений между познаваемыми

Слайд 4Мышление как постановка и решение задачи
Мышление (в узком значении слова)

– процесс постановки и решения задачи
Проблемная ситуация как начальный момент

мышления
Цель
Условия, в которых задается цель
Потребность в достижении цели
Недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий

В результате анализа проблемной ситуации возникает задача – цель, данная в определенных условиях
(А.Н. Леонтьев)

Мышление как постановка и решение задачиМышление (в узком значении слова) – процесс постановки и решения задачиПроблемная ситуация

Слайд 5Решение мыслительной задачи
Зачеркните точки четырьмя прямыми линями, не отрывая карандаша

от бумаги










Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда, когда

это уже не нужно?
Решение мыслительной задачиЗачеркните точки четырьмя прямыми линями, не отрывая карандаша от бумагиЧто бросают тогда, когда это необходимо,

Слайд 6Структура решения мыслительной задачи







Карл Дункер
(1903-1940)
К. Дункер:
«метод рассуждения вслух»
Стадии

решения задачи:
Анализ материала
Понимание (осознание) конфликта (проблемной ситуации)

Нахождение функционального решения (инсайт)
Реализация

решения

3) Инкубационный период

Прочитать:
Задача с X-лучами

Структура решения мыслительной задачиКарл Дункер (1903-1940) К. Дункер:«метод рассуждения вслух»Стадии решения задачи:Анализ материалаПонимание (осознание) конфликта (проблемной ситуации)Нахождение

Слайд 7Решение мыслительной задачи
«Ага-реакции» – факт эмоционального решения задачи (О.К.Тихомиров)
Проблема подсказки

(Я.А.Пономарев)
Основные принципы действенности подсказки при решении задач
Последовательность предъявления задач: основная

задача — подсказка — основная задача
Достаточно много попыток решить основную задачу
Попыток решения основной задачи не должно быть слишком много, чтобы интерес к ней не утратился.
Способ, которым решается задача подсказка, не должен быть автоматизирован
Задача подсказка должна содержать принцип решения основной задачи, но не сам ответ

Решение мыслительной задачи«Ага-реакции» – факт эмоционального решения задачи (О.К.Тихомиров)Проблема подсказки (Я.А.Пономарев)Основные принципы действенности подсказки при решении задачПоследовательность

Слайд 8Правила решения задачи
Алгоритм – поэтапная последовательность действий,
которая всегда дает

правильный
ответ на строго определенный
вид задач
Эвристика – это недостаточно

точные, «размытые» рекомендации

Правила решения задачиАлгоритм – поэтапная последовательность действий, которая всегда дает правильный ответ на строго определенный вид задачЭвристика

Слайд 9Классификация эвристических приемов (Ильясов И.И.)
переформулирование цели
визуализация
вживание в образ явлений задачи


замена терминов определениями (полностью расписываются определения всех терминов, используемых в

задаче, и из них стараются вывести неочевидные следствия)
формулирование и попытка решения обратной задачи
движение от конца к началу (от требования к условиям, а не наоборот)
выдвижение противоположных гипотез
параллельное решение нескольких задач
приемы управления своим психоэмоциональным состоянием
 

Классификация эвристических приемов (Ильясов И.И.)переформулирование целивизуализациявживание в образ явлений задачи замена терминов определениями (полностью расписываются определения всех

Слайд 10Универсальность и эффективность методов решения задач
Универсальность и эффективность методов связаны

обратной зависимостью: чем метод более универсален, тем он менее эффективен


(Один из параметров эффективности метода – способность с его помощью решить задачу)
Наиболее эффективны самые частные, самые специализированные методы – алгоритмы
Пример: «Если не получилось решить задачу одним способом, попробуй другим» – универсальная рекомендация, но вряд ли достаточно эффективна
Универсальность и эффективность методов решения задачУниверсальность и эффективность методов связаны обратной зависимостью: чем метод более универсален, тем

Слайд 11Основные мыслительные операции
Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства

и различий между ними
Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие

его элементы, свойства или части
Синтез – мысленное объединение частей или свойств объекта в единое целое
Абстрагирование – выделение одной стороны объекта или явления при одновременном отвлечении от других
Обобщение – выделение общих, существенных свойств в сравниваемых объектах

Основные мыслительные операцииСравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между нимиАнализ – мысленное расчленение

Слайд 12Задачи Ж. Пиаже

Задачи Ж. Пиаже

Слайд 13Задачи Ж. Пиаже

Задачи Ж. Пиаже

Слайд 14Исключение лишнего

Исключение лишнего

Слайд 15Основные мыслительные операции
Классификация – группировка объектов на основе какого-либо признака
Конкретизация

– мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому

общему
Сериация – упорядочивание предметов по возрастанию или убыванию выделенного признака

Основные мыслительные операцииКлассификация – группировка объектов на основе какого-либо признакаКонкретизация – мысленный переход от общего к единичному,

Слайд 16 Виды мышления
По форме:
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое (вербальное) понятийное)


Понятия – форма мышления, в которой зафиксированы общие, устойчивые свойства

и признаки предметов и явлений
Суждение – это мысль, высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений
Умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений (посылок)
Виды мышления По форме: наглядно-действенноенаглядно-образноесловесно-логическое (вербальное) понятийное) Понятия – форма мышления, в которой зафиксированы

Слайд 17Тип умозаключений

Тип умозаключений

Слайд 18Пример индуктивного рассуждения
Италия – республика; Португалия – республика;

Финляндия – республика; Франция – республика. Италия, Португалия, Финляндия, Франция

– западноевропейские страны
Заключение: Все западноевропейские страны являются республиками
Петров вчера не справился с заданием. Петров сегодня не справился с заданием.
Следовательно, Петров не способен выполнять данные задания
Пример индуктивного рассуждения  Италия – республика; Португалия – республика; Финляндия – республика; Франция – республика. Италия,

Слайд 19Дедуктивный метод
Посылка 1: У всех кошек четыре ноги
Посылка 2: Маруся

– кошка
Заключение: У Маруси четыре ноги
Посылка 1: Все люди смертны


Посылка 2: Все греки – люди
Заключение: Все греки – смертны
Дедуктивный методПосылка 1: У всех кошек четыре ногиПосылка 2: Маруся – кошкаЗаключение: У Маруси четыре ногиПосылка 1:

Слайд 20«Логика морали» (В. Лефевр «Алгебра совести»)
Культурные нормы организации процессов

мышления:

Можно послать шпаргалку, чтобы помочь близкому другу на конкурсном экзамене
Можно

дать ложные показания на суде, чтобы помочь невиновному избежать тюрьмы

«Логика морали»  (В. Лефевр «Алгебра совести») Культурные нормы организации процессов мышления:Можно послать шпаргалку, чтобы помочь близкому

Слайд 21Ошибки с позиции формальной логики
Формальная и житейская логика
Ошибки в логических

рассуждениях:
Абдукция (предикативное мышление) – вывод делается от следствия к посылке
«Мотивационный

сдвиг рациональности» – влияние мотивов на логичность выводов
Шаблонность мышления – тенденция одинаково подходить к разным проблемам
Эффект «снижение логичности» при конфликте со здравым смыслом
Ошибки с позиции формальной логикиФормальная и житейская логикаОшибки в логических рассуждениях:Абдукция (предикативное мышление) – вывод делается от

Слайд 22Пример абдукции




=

Посылка 1: Все тигры с четырьмя лапами
Посылка 2: Собака имеет четыре лапы
Заключение: Собака – это тигр

Пример абдукции

Слайд 23Эвристика репрезентативности
Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна

оптимизма. В колледже ее специализацией была философия. В студенческие годы

она живо интересовалась вопросами дискриминации и другими социальными проблемами, участвовала в демонстрациях против ядерного оружия.
Основываясь на этом описании, оцените, какой из двух выводов вероятнее:
а) Линда - кассир в банке
б) Линда - кассир в банке и активистка феминистского движения

Эвристика репрезентативности  Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна оптимизма. В колледже ее специализацией была философия.

Слайд 24Примеры
Какая болезнь опаснее?
1) В Китае появилась загадочная болезнь. За последний

месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 200 из них выжили.
2)

В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 400 из них умерли.





ПримерыКакая болезнь опаснее?1) В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 200

Слайд 25Примеры
Что опаснее авиаперелеты или езда на автомобиле?

Несмотря на то что вероятность погибнуть в автокатастрофе в

26 раз выше, чем вероятность крушения самолета, большинство людей уверены, что авиаперелеты опаснее езды на автомобиле.

ПримерыЧто опаснее авиаперелеты или езда на автомобиле?     Несмотря на то что вероятность погибнуть

Слайд 26Вычеркнете лишнее слово

Небоскреб Собор Храм

Молитва


Собор Молитва Храм Небоскреб




Вычеркнете лишнее словоНебоскреб   Собор   Храм   МолитваСобор  Молитва  Храм

Слайд 27Барьеры при принятии решений и вынесении суждений
Негативные эмоции (например, страх

перед ошибкой или неопределенностью)
Распространенные в культуре представления, стереотипы (игра –

это детское занятие)
Воспоминания, установки, ожидания
Нерелевантная информация
Существующие представления о функциях предметов (функциональные привязки)
Формулировка задачи
Контекст решения задачи







Барьеры при принятии решений и вынесении сужденийНегативные эмоции (например, страх перед ошибкой или неопределенностью)Распространенные в культуре представления,

Слайд 28Примеры парадоксов
Парадокс – неожиданное, странное высказывание, резко

расходящееся с общепринятым мнением или со здравым смыслом, хотя формально-логически

оно правильно; рассуждение, приводящее к взаимоисключающим результатам, которые в равной мере доказуемы
«Лжец» – «король парадоксов». Человек говорит: «Я лгу». Его слова не могут соответствовать истине, ведь он сам сказал, что лжет, а значит, любое его высказывание должно быть ложным. Но если высказывание «Я лгу» ложно, то человек говорит правду, а не лжет.
«В этой вразе 3 ашибки»
(2 орфографических и одна семантическая – но тогда их действительно 3, но тогда 2 и т.д.).


Примеры парадоксов   Парадокс – неожиданное, странное высказывание, резко расходящееся с общепринятым мнением или со здравым

Слайд 29Виды мышления
По характеру решаемых задач:
теоретическое мышление
практическое мышление
Особенности практического мышления
(Б.М.

Теплов, «Ум полководца»):
Способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной

опасности
Сложность материала, подлежащего анализу и простота, ясность, определенность его продуктов (планов, решений)
Умение охватить все стороны вопроса
Умение мгновенно менять план
Нельзя проверить гипотезу

Виды мышленияПо характеру решаемых задач:теоретическое мышлениепрактическое мышлениеОсобенности практического мышления (Б.М. Теплов, «Ум полководца»):Способность к максимальной продуктивности ума

Слайд 30Виды мышления
По степени развернутости мышления:
Дискурсивное
(аналитическое)
Интуитивное



По степени новизны и

оригинальности:
Репродуктивное (воспроизводящее)
Продуктивное (творческое)

Быстрота протекания
Выраженность этапов
Осознанность

Виды мышления По степени развернутости мышления:Дискурсивное (аналитическое)ИнтуитивноеПо степени новизны и оригинальности:Репродуктивное (воспроизводящее)Продуктивное (творческое)  Быстрота протекания Выраженность

Слайд 31Интеллект и креативность
Интеллект – способность к мышлению, способность решать задачи

на основе имеющихся знаний
Креативность – способность к творчеству, к преобразованию

знаний
Обучаемость – способность к приобретению знаний

Способность как готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению

Интеллект и креативностьИнтеллект – способность к мышлению, способность решать задачи на основе имеющихся знанийКреативность – способность к

Слайд 32Виды интеллекта
Общий интеллект
Вербально-лингвистический
Логико-математический
Визуально-пространственный
Эмоциональный
Социальный

Виды интеллектаОбщий интеллектВербально-лингвистическийЛогико-математическийВизуально-пространственныйЭмоциональный Социальный

Слайд 33Проблемы творческого мышления
Подходы к проблеме творческих способностей:
1. Творческих способностей, как

таковых, нет.
Главную роль в творчестве играют

мотивация, ценности, личностные черты (А. Маслоу, Д. Богоявленская) – креативный тип личности
2. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот
(Д. Векслер,Г. Айзенк, Р. Стенберг)
3. Творческие способности (креативность) являются самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, П. Торренс – «теория интеллектуального порога»)

Проблемы творческого мышленияПодходы к проблеме творческих способностей:1. Творческих способностей, как таковых, нет.    Главную роль

Слайд 34Личность и креативность
Личностные черты, присущие творческим людям:
независимость
открытость ума
высокая

толерантность к неопределенным ситуациям
развитое эстетическое чувство
самоуважение
развитая подсознательная сфера
доминирует

чувство радости в противовес чувству страха
склонность к риску
нейротизм

Личность и креативностьЛичностные черты, присущие творческим людям: независимость открытость умавысокая толерантность к неопределенным ситуациямразвитое эстетическое чувство самоуважениеразвитая

Слайд 35Соотношение креативности и интеллекта
Креативность > интеллекта: чувство неполноценности, неудовлетворенности собой,

тревожность, невротичность, плохая адаптированность
Интеллект > креативности: стремление к внешнему успеху,

достижениям, одобрению, благополучию
Высокий уровень интеллекта и креативности: активность, самодостаточность, независимость, эмоциональная уравновешенность, успешность
Низкий уровень интеллекта и креативности: психологическая защита, гипертрофированная социальная активность, неадекватность самооценки
Соотношение креативности и интеллектаКреативность > интеллекта: чувство неполноценности, неудовлетворенности собой, тревожность, невротичность, плохая адаптированностьИнтеллект > креативности: стремление

Слайд 36Измерение интеллекта
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная

оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического

человека такого же возраста
КОТ - Краткий Ориентировочный Тест
Тест на IQ Айзенка
Шкалы Д. Векслера
Прогрессивные матрицы Равена
Измерение интеллектаКоэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно

Слайд 37Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена

Слайд 38Измерение креативности: тесты П. Торренса
Вербальные тесты
Спросить и угадать
Усовершенствование игрушки
Необычное

использование
Невероятные ситуации
Невербальные тесты
Нарисуй картинку
Незавершенные фигуры
Повторяющиеся фигуры

Дождь застрял в воздухе

и не падает. Что будет?
Измерение креативности:  тесты П. ТорренсаВербальные тестыСпросить и угадать Усовершенствование игрушкиНеобычное использованиеНевероятные ситуацииНевербальные тестыНарисуй картинку Незавершенные фигурыПовторяющиеся

Слайд 39«Закончи рисунок» (П. Торренс)

«Закончи рисунок»  (П. Торренс)

Слайд 40Показатели креативности

Беглость
Гибкость
Оригинальность
Разработанность

Показатели креативностиБеглостьГибкостьОригинальностьРазработанность

Слайд 41 Проблема развития творческих способностей
Факторы, препятствующие развитию творческих способностей:
Стремление к

успеху во что бы то ни стало, недопущение риска
Конформизм, неспособность

противостоять давлению других
Неодобрение исследования, воображения, фантазии
Жесткие гендерные стереотипы
Дифференциация игры и учения («учение – это тяжкий труд»)
Готовность к изменению точки зрения, собственного мнения
Преклонение перед авторитетами


Проблема развития творческих способностейФакторы, препятствующие развитию творческих

Слайд 42Развитие мышления
Виды обобщений (Л.С.Выготский):
синкрет
комплекс
понятие

Предпонятие

Развитие мышленияВиды обобщений (Л.С.Выготский):синкреткомплекспонятиеПредпонятие

Слайд 43Операциональная теория развития интеллекта
Развитие интеллекта – это процесс интериоризации:

переход внешних (сенсомоторных) действий во внутренний план и их преобразование

в операции

Операции – интериоризованные (умственные) действия, ставшие обратимыми, координированными и сгруппированными в системы

Жан Пиаже
(1896 –1980)

Операциональная теория развития интеллекта Развитие интеллекта – это процесс интериоризации: переход внешних (сенсомоторных) действий во внутренний план

Слайд 44Стадии развития интеллекта
1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)
2.

Дооперациональный интеллект (от 2 до 7 лет)
3. Стадия конкретных операций

(от 7–8 до 11 лет)
4. Стадия формальных операций (12–15 лет)

Стадии развития интеллекта1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)2. Дооперациональный интеллект (от 2 до 7 лет)3.

Слайд 45Когнитивный эгоцентризм
Эгоцентризм - cкрытая умственная позиция, состоящая в том, что

ребенок рассматривает мир со своей точки зрения








Тест на эгоцентризм
«Три горы»

Когнитивный эгоцентризмЭгоцентризм - cкрытая умственная позиция, состоящая в том, что ребенок рассматривает мир со своей точки зрения

Слайд 46Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже

Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже

Слайд 47Когнитивное развитие: мышление дошкольника

неспособность к сохранению свойств объектов
необратимость
центрация
анимизм
артифициализм


реализм
отсутствие иерархической классификации

- мама, ты знаешь, почему идет дождь?
-

почему?
- потому что улитки хотят пить
Когнитивное развитие: мышление дошкольниканеспособность к сохранению свойств объектов необратимостьцентрация анимизмартифициализм реализмотсутствие иерархической классификации-  мама, ты знаешь,

Слайд 48Дети как наивные теоретики
- мама, а ты знаешь, что у

меня в голове?
- что?
- МОЗГ!!!

- это хорошо.
- да. Знаешь, почему это хорошо?
- почему?
- лично у меня мозг всем управляет в теле и командует. И думает, и запоминает, как компьютер. Но это лично у меня.
- а у других?
- (задумчиво) у них, может, и нет такого мозга...
____________________________
"У меня тысяча мозгов, поэтому я знаю и умею всё, а вот у тебя (показывает обычно на сестру) наверное всего-навсего два мозга, и ты глупая совсем!"

Дети как наивные теоретики- мама, а ты знаешь, что у меня в голове?  - что?

Слайд 49Речь и мышление
Ж. ПИАЖЕ
Особенности речи ребенка:
эгоцентрическая речь (эхолалия; монолог;

коллективный монолог)
социализированная речь (информация, критика, просьба, вопрос, ответ, угроза, приказ

и др.)
Эгоцентрическая Социализированная речь
Л.С. ВЫГОТСКИЙ
Эгоцентрическая речь Внутренняя речь
Социальная речь
Коммуникативная речь

45% - доля эгоцентрической речи у детей 3-7 лет

Речь и мышлениеЖ. ПИАЖЕОсобенности речи ребенка: эгоцентрическая речь (эхолалия; монолог; коллективный монолог)социализированная речь (информация, критика, просьба, вопрос,

Слайд 50Критика концепции Ж. Пиаже

Критика концепции Ж. Пиаже

Слайд 51Речь
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей

форма общения, опосредствованная языком
Речь включает процессы порождения и восприятия

сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности
РечьРечь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком Речь включает процессы

Слайд 52Речь

Речь

Слайд 53Гипотеза лингвистической относительности
Гипотеза Сепира – Уорфа: структура
языка определяет мышление и

способ познания реальности
Д. Мацумото:
лингвистическая система в известной мере определяет связанную

с ней понятийную систему и связанное с ней мировоззрение
люди, говорящие на разных языках, создают различные картины мира, являясь поэтому носителями различных культур и различных общественных поведений
язык не только обусловливает, но и ограничивает познавательные возможности человека
от различия языков зависит не только разница в содержании мышления, но и различие в логике мышления

Гипотеза лингвистической относительностиГипотеза Сепира – Уорфа: структураязыка определяет мышление и способ познания реальностиД. Мацумото:лингвистическая система в известной

Слайд 54Подтверждения гипотезы Сепира-Уорфа
Восприятие цвета (в языке тарахумара – Мексика –

нет различия между понятиями «синий» и «зеленый»)
Восприятие времени и пространства

(10 человек, 10 дней)
Классификация предметов и действий («молния блеснула»; в языке хопи – один глагол «сверкнуло»; классификация явлений по их длительности: «молния», «волна» – глаголы, т.к. это события краткой длительности, а слова «облако», «буря» – существительные, есть некая продолжительность)
Восприятие формы предметов (язык навахо: некоторые глаголы («подбирать», «бросать»), преобразуются в разные лингвистические формы в зависимости от того, с какого типа предметами обращаются (тонкие округлые предметы, длинные гибкие предметы и т.д.)
Восприятие причин происходящих событий (японский язык: пассивная глагольная форма (значение «был вынужден») – склонность возлагать ответственность на других, даже если результаты действия положительны)
Подтверждения гипотезы Сепира-УорфаВосприятие цвета (в языке тарахумара – Мексика – нет различия между понятиями «синий» и «зеленый»)Восприятие

Слайд 55Понимание значения
Двусмысленность затрудняет интерпретацию значения:
лексическая –

связана с использованными словами
синтаксическая – связана с использованными

грамматическими конструкциями

Понимание значения  Двусмысленность затрудняет интерпретацию значения:  лексическая – связана с использованными словами  синтаксическая –

Слайд 56Лексическая двусмысленность

Лексическая двусмысленность

Слайд 57Синтаксическая двусмысленность

Синтаксическая двусмысленность

Слайд 58Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (1)
Пассивная

речь в развитии опережает активную
Фонематический слух опережает развитие артикуляции
Развитие активной

речи ребенка:
Протослова: ки – всё интересное; ть – желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие
«Язык нянь»: а) лепетоподобные (баба, деда, бай-бай, бо-бо); б) звукоподражательные (мяу, ням-ням, тик-так)
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой (каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, иди, сядь, спать)
Лексический взрыв (18 - 20 мес.)
Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (1) Пассивная речь в развитии опережает активнуюФонематический слух опережает

Слайд 59Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (2)
Однословные

фразы или «голофраза»
Появление предложений («телеграфная речь»)
Грамматический взрыв (24 –

36 мес.)
Усвоение языковых правил (2—2,5 года): вставает, скакает, нарисуть, посидю, поскаку (поскачу), на ковёре, деть, людь, вилком, ложком, нет бусов, много мозаиков, много дрянев
Развитие значения детских слов: переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям
Два типа ошибок: 1) сужение значение
2) расширение значения : ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) – яблоко, персик, слива и др.
Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (2) Однословные фразы или «голофраза»Появление предложений («телеграфная речь») Грамматический

Слайд 60Речевое развитие: Б. Скиннер vs Н. Хомский
«Вербальное поведение» (1957)




«Синтаксические структуры»

(1957)

Речевое развитие:  Б. Скиннер vs Н. Хомский«Вербальное поведение» (1957)«Синтаксические структуры» (1957)

Слайд 61Правила усвоения новых слов
Название относится к целому объекту
Если незнакомое слово

произносится в присутствии объектов, имеющих имена и не имеющих, слово

относится к тем объектам, которые не имеют имени
Если объект уже имеет название и представляется под другим названием, это новое название означает «подкатегорию» первоначального названия
Контекст предложения
Правила усвоения новых словНазвание относится к целому объектуЕсли незнакомое слово произносится в присутствии объектов, имеющих имена и

Слайд 62«Бозный квадрат»

«Бозный квадрат»

Слайд 63Примеры словотворчества детей (из Т.Н. Ушаковой)
«Слова-осколки»:
«Мы лепили-лепили, и получилась лепь»

(3 года 6 месяцев )
«Бабушка, чем это пахнет, какой здесь

пах?» (3 года 6 месяцев)
Слова с «чужим» окончанием:
«Пурга кончилась, остались только пургинки» (3 года)
«Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8 месяцев)
«Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев)
«Я - правдун!» (4 года)
«Не рассказывайте про ваши страшности» (6 лет)
«Спасибо, я уже полный живот напирожила»
«А для меня это не наказанье, а вовсе радованье»
Синтетические слова:
Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев)
Вкуски - вкусные куски (4 года)
Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года)


Примеры словотворчества детей (из Т.Н. Ушаковой)«Слова-осколки»:«Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев )«Бабушка, чем это

Слайд 64Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика