Слайд 1
ПРАКТИКУМ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Слайд 2Общение как объективный стрессогенный фактор
Интенсивное эмоционально и интеллектуально насыщенное педагогическое
общение является объективным стрессогенным фактором педагогической деятельности и, зачастую, приводит
к формированию профессиональных деструкций.
Слайд 3Профессиональная деструкция – это Негативные изменения в личности и деятельности
педагога в результате воздействия на него стрессогенных факторов
Профессиональное развитие как
прогрессивно-регрессивный процесс (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.), в котором имеют место не только периоды профессионального подъема, но и профессиональной стагнации
Слайд 4Профессиональные деструкции:
выученная беспомощность
профессиональный маргинализм,
профессиональная стагнация,
профессиональные кризисы
профессионально-личностные
деформации.
Профессионально-личностные деформации - искажения в разных структурах личности учителя под
влиянием каких-то специфических сторон педагогической деятельности, снижающих его результативность и социальную адаптивность
(Кузина 1999).
Слайд 5
Деформации профессионального общения – «нарушение, изменение структуры общения и, в
первую очередь, нарушение восприятия, которое теряет свою гибкость и
влечет за собой неадекватность выбора коммуникативных средств»
(Т.С. Шевцова 1999).
Слайд 6Динамика формирования деформаций
Усвоение системы норм
Идентификация с лучшими представителями профессии
Оценивание
студентов с точки зрения соответствия эталонам
Снижение самооценки, появление тревожности, скованность
в общении, формирование оценочного отношения к людям, стереотипизация восприятия
Слайд 7
Таблица 1
Деформации (профессионально-типологические) профессионального общения педагога в структуре педагогической деятельности
и педагогического общения
Слайд 10
Таким образом, проявлениями деформаций педагогического общения, выделяемыми относительно структуры педагогической
деятельности и общения, являются:
неадекватные объективному содержанию и назначению педагогической деятельности
цели и мотивы общения;
низкий уровень информированности о способах и средствах, приемах и техниках общения и владения ими, неадекватная позиция в общении и стиль общения;
неадекватная оценка хода и результатов общения, себя как субъекта общения, неспособность внесение в общение необходимые коррективы.
Деформации педагогического общения оказывают негативное влияние на педагогическую деятельность и ее субъектов даже в том случае, если проявляются на уровне одного из компонентов педагогической деятельности. Так, неадекватная мотивация педагогического общения определяет неадекватный выбор способов и средств общения и затрудняет оценку хода и результатов общения.
Слайд 11
Таблица 2
Деформации профессионального общения педагога
в системе процессов (аспектов) межличностного общения
Слайд 16Барьеры общения – широкий круг факторов, затрудняющих продуктивное межличностное общение
и достижение взаимопонимания субъектов общения.
Создают «благоприятный фон» для дальнейшего развития
деформаций межличностного общения.
Слайд 17Таким образом, проявлениями деформаций педагогического общения, выделяемыми относительно основных аспектов
межличностного общения, являются:
неадекватные ситуации педагогического общения межличностное восприятие и самоподача
педагога;
неспособность находить и актуализировать «точки соприкосновения» с учениками, низкий уровень владениея приемами и техниками установления контакта и развития отношений;
неадекватность выбора коммуникативных средств в ситуации общения;
неадекватность выбора стратегии и тактики межличностного взаимодействия.
Слайд 18
3. Синдром эмоционального выгорания как показатель деформации педагогического общения. Направления
профилактики и коррекции
синдрома эмоционального выгорания
Одним из характерных следствий хронического переутомления
является «синдром эмоционального выгорания» или «синдром сгорания». Этот термин был введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в начале 70-х годов 20 века.
Эмоциональное выгорание – механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности и общения (В.В. Бойко).
Слайд 19Эмоциональное выгорание -
сложный психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное,
умственное и физическое истощение из-за продолжительных эмоциональных нагрузок (Р. Кочюнас).
СЭВ выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще (Р. Кочюнас).
Слайд 20В формировании эмоционального выгорания участвует комплекс факторов, складывающийся из социальных,
профессиональных, организационных условий труда и личностных особенностей человека (Малярчук 2005).
Вот некоторые из них:
монотонность, бессмысленность работы;
вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке своего труда;
строгая регламентация времени работы (особенно при нереальных сроках ее выполнения);
Слайд 21работа с немотивированным, «трудным» контингентом;
напряженная обстановка и конфликты в профессиональной
среде;
нехватка условий для самовыражения личности на работе;
работа без возможности дальнейшего
обучения и профессионального совершенствования;
нерешенные личностные проблемы;
внешний локус контроля и профессиональный цинизм (Р. Кочюнас).
Слайд 22Субъективные факторы СЭВ
– позитивные качества педагога, являющиеся показателем его небезразличного
отношения к своей профессиональной деятельности и ее субъектам (ученикам, воспитанникам):
чувствительность, эмпатийность, склонность к интроверсии, ориентация на гуманистические жизненные ценности, склонность к идентификации, высокий уровень персональной ответственности (интернальный локус контроля) и др.
Слайд 23Так как в формировании СЭВ «участвуют» и объективные, и субъективные
факторы, то профилактика и коррекция должны осуществляться, как минимум в
двух направлениях:
Оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности» администрации ОУ)
Повышение стрессоустойчивости личности и других ресурсов личности («зона ответственности» педагога)
Слайд 24
1. Оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности»
администрации ОУ):
соблюдение санитарно-гигиенических норм организации труда;
рациональное распределение обязанностей и
ответственностей;
обеспечение педагогов необходимым оборудованием, методическими материалами, информацией;
создание условий для профессионального и карьерного роста, повышения своей квалификации;
поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;
своевременное поощрение педагогов и т.п.
В случае невозможности снижения вредного воздействия организационных факторов, администрация должна обеспечить психологическое сопровождение педагогов в образовательном процессе, в том числе – в направлении повышения стрессоустойчивости личности.
Слайд 25
2. Повышение стрессоустойчивости и других ресурсов личности личности («зона ответственности»
педагога):
общее укрепление организма и поддержание индивидуального здоровья (регулярное прохождение медосмотров,
закаливание, поддержание иммунитета, своевременное лечение, режим дня, нормальное питание, сон и отдых и т.д.);
владение методом аутогенной тренировки (и, соответственно приемами управления дыханием, мышечного расслабления, визуализации);
переключение в состоянии актуального стресса на физическую активность (Н.Н. Малярчук 2005);
наличие интересов, не связанных с работой (хобби, увлечения);
сочетание практической деятельности с учебной и научной;
внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов;
удовлетворяющая социальная жизнь (наличие семьи, друзей)
(Р. Кочюнас).
Слайд 26Главными факторами успешной профилактики и коррекции СЭВ представляются осознанный выбор
педагогической профессии в соответствии со своими профессиональными способностями и склонностями
и высокая адекватная мотивация педагога к педагогической деятельности и педагогическому общению.
Слайд 27
Спасибо за внимание
и понимание!