Слайд 1Правительство российской федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОЛЛЕДЖ
ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Диброва Анастасия Алексеевна
Методическая разработка
урока
«Учитель в учебно-воспитательном взаимодействии»
Руководитель –
В.В Фролов
Санкт-Петербург
2019
Слайд 2«Учитель в учебно-воспитательном взаимодействии»
Философско-психологические основы педагогической деятельности.
Личностные профессионально значимые качества
учителя.
Типы учителей.
Педагогические способности.
Слайд 3Философско-психологические основы педагогической деятельности.
Ценный подход к пониманию ребенка несет «философия
жизни» конца XIX-начала XXв.(А.Бергсон, В.Дильтей, Г.Зиммель, Л.Клагес, Ф.Ницше и др.),
жизнь ребенка просматривается в ней как целостный процесс, в котором сплавлены жизнь тела и духа.
Слайд 4Для педагогики перспективна идея о том, что акме человека имеет
возрастные характеристики, это означает что в каждом возрасте у ребенка
разные способности самореализации.
А.А Бодалев считает, что на каждом этапе возрастного развития у ребенка складывается ядро личности- образ себя, который зависит от того как ребенок воспитывался.
Слайд 5Акмеология как теория вершинных достижений человека и цивилизации(от греч. Akme-
«цветущее состояние») может быть полезна педагогу в выстраивании воспитательной деятельности
как фактора гуманизации пространства детства.
Слайд 6Эффективность воспитательной деятельности связана с тем на сколько глубоко удается
проникнуть педагогу в глубины детского бытия. Помощь педагогу в этом
процессе оказывает герменевтика - древнее учение о принципах интерпретации и понимании текстов, которое и сегодня интенсивно развивается на основе идей высказанными в разное время выдающимися мыслителями.
Слайд 7В процессе познания ребенка педагог реализует три типа «понимающей» деятельности:
Слайд 8Личностные профессионально значимые качества учителя.
Слайд 9Педагогическая культура
совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической
деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных
сил педагога его способностей и возможностей.
Слайд 10Компоненты педагогической культуры:
Педагогическая направленность
Совокупность профессионально значимых личностных качеств и способностей
Педагогическая
эрудированность
Компетентность
Широкий кругозор
Слайд 11Портрет современного учителя
Высокая гражданская активность и социальная ответственность. Высокий профессиональный
долг.
Любовь к детям, потребность и способность отдавать им своё сердце.
Подлинная
интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с людьми.
Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления. Готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих мышлений, владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности.
Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему.
Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Слайд 13Личностные качества учителя
Аттракция- социальная установка на уважение к человеку, отношение
к человеку как к самоценности, мере всех вещей.
Способность к эмпатии
(сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека)
Сензитивность к потребностям учащихся - раскрытость и восприимчивость к ним.
Способность к рефлексии.
Креативность - способность к творчеству.
Экстравертность - раскрытость на общение с людьми.
Эмоциональная устойчивость- уравновешенность, подвижность эмоциональных состояний, умение удержать себя от крайних проявлений- слепого гнева, безудержного веселья, страха и т.д
Способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания.
Развитое профессионально - педагогическое мышление.
Умение придать личностную окраску преподаванию.
Владение стилем легкого, неформального общения с детьми.
Личностная самостоятельность учителя, которая никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания.
Слайд 14Типы учителей.
Учителя- «теоретисты», у которых теория преобладает в ущерб реальному
миру вещей и практике;
Педагоги- реалисты, которые разбираются в мире людей
и вещей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться и горевать, и жить интересами каждого.
Педагоги- утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Для них весь мир- лишь материал, учащиеся- объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности.
Педагоги- артисты- это те как говорил В.Н Сорока-Росинский, кого у эллинов называли «вдохновителями». Он дал им еще одно название- «интуитивисты». Главное свойство этих преподавателей- способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции.
Слайд 15Типы учителей по Яношу Корчаку
Воспитатель – тиран - создает многочисленные
запреты и требует их выполнения, свои обязанности видит в том,
чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.
Честолюбивый воспитатель - стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет ребенка действовать соответственно своим намерениям и расчетам. Сюда же относятся и те учителя, которые считают, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.
Разумный воспитатель - действует только во имя добра к детям, ясно осознает образовательные и воспитательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.
Слайд 16Педагогические способности.
Педагогические способности- обобщенная совокупность таких индивидуально- психологических особенностей личности
учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
Слайд 17Педагогические способности:
Коммуникативные - способность к общению, сотрудничеству, кооперации;
Дидактические - способность
передавать знания, объяснять, обучать;
Организаторские - способность включать учащихся в различные
виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех учащихся, и направлять их интересы на реализацию поставленных целей.
Конструктивные(проективные) - способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;
Гностические - способность к познанию и получение удовольствия от процесса познания;
Прогностические - способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;
Перцептивные - способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;
Экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Слайд 191. Сколько типов учителей существует?
А) 5
Б) 3
В) 4
Г) 8
Слайд 202. Из какого количества компонентов состоит педагогическая культура?
А) 5
Б) 4
В)
6
Г) 7
Слайд 213. Гностическая способность – это способность..
А) способность передавать знания, объяснять,
обучать
Б) способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической
деятельности
В) способность к познанию и получение удовольствия от процесса познания
Г) способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Слайд 224. Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему относится
к…
А) Портрету современного учителя
Б) Педагогической культуре
В) Типу учителей
Г) Нет правильного
варианта
Слайд 235. Древнее учение о принципах интерпретации и понимании текстов -
это
А) герменевтика
Б) семантика
В) гносеология
Г) натурфилософия
Слайд 246. Педагоги – утилитаристы – это…
А) которые разбираются в мире
людей и вещей
Б) сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться
как в вещах, так и в людях
В) это те как говорил В.Н Сорока-Росинский, кого у эллинов называли «вдохновителями»
Г) у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике
Слайд 257. Когнитивный тип «понимающей» деятельности - это
А) Когда он
изучает каждый факт
Б) Когда он стремится досконально понять все что
есть ребенок(его знаки)
В) Когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу небыли им угаданы или были угаданы не все.
Г) Нет правильного варианта
Слайд 268. Экстравертность – это…
А) способность к творчеству
Б) раскрытость и восприимчивость
В) раскрытость на общение с людьми
Г) способность к рефлексии
Слайд 279. Экспрессивные способности - это
А) способность проникать во внутренний мир
ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к познанию
и получение удовольствия от процесса познания
В) способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного варианта
Слайд 2810. Сколько есть типов «понимающей» деятельности?
А) 2
Б) 4
В) 3
Г) 5
Слайд 2911. Креативность - это
А) способность проникать во внутренний мир ребенка,
понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к творчеству
В) способность
к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного варианта
Слайд 3012. Сколько типов учителей есть по Яношу Корчаку
А) 4
Б) 5
В)
3
Г) 6
Слайд 3113. Создает многочисленные запреты и требует их выполнения, свои обязанности
видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом
застраховать себя от любых неприятных неожиданностей - это
А) Честолюбивый воспитатель
Б) Учитель – тиран
В) Развитый воспитатель
Г) Нет правильного ответа
Слайд 3214. Организаторские способности –
это
А) способность включать учащихся в различные
виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия,
объединять всех учащихся, и направлять их интересы на реализацию поставленных целей
Б) способность к познанию и получение удовольствия от процесса познания
В) способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного ответа
Слайд 3315. Коммуникативные способности – это
А) способность проникать во внутренний мир
ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к отбору,
композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов
В) способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности
Г) нет правильного ответа
Слайд 341. Сколько типов учителей существует?
А) 5
Б) 3
В) 4
Г) 8
Слайд 352. Из какого количества компонентов состоит педагогическая культура?
А) 5
Б) 4
В)
6
Г) 7
Слайд 363. Гностическая способность – это способность..
А) способность передавать знания, объяснять,
обучать
Б) способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической
деятельности
В) способность к познанию и получение удовольствия от процесса познания
Г) способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Слайд 374. Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему относится
к…
А) Портрету современного учителя
Б) Педагогической культуре
В) Типу учителей
Г) Нет правильного
варианта
Слайд 385. Древнее учение о принципах интерпретации и понимании текстов -
это
А) герменевтика
Б) семантика
В) гносеология
Г) натурфилософия
Слайд 396. Педагоги – утилитаристы – это…
А) которые разбираются в мире
людей и вещей
Б) сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться
как в вещах, так и в людях
В) это те как говорил В.Н Сорока-Росинский, кого у эллинов называли «вдохновителями»
Г) у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике
Слайд 407. Когнитивный тип «понимающей» деятельности - это
А) Когда он
изучает каждый факт
Б) Когда он стремится досконально понять все что
есть ребенок(его знаки)
В) Когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу небыли им угаданы или были угаданы не все.
Г) Нет правильного варианта
Слайд 418. Экстравертность – это…
А) способность к творчеству
Б) раскрытость и восприимчивость
В) раскрытость на общение с людьми
Г) способность к рефлексии
Слайд 429. Экспрессивные способности - это
А) способность проникать во внутренний мир
ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к познанию
и получение удовольствия от процесса познания
В) способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного варианта
Слайд 4310. Сколько есть типов «понимающей» деятельности?
А) 2
Б) 4
В) 3
Г) 5
Слайд 4411. Креативность - это
А) способность проникать во внутренний мир ребенка,
понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к творчеству
В) способность
к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного варианта
Слайд 4512. Сколько типов учителей есть по Яношу Корчаку
А) 4
Б) 5
В)
3
Г) 6
Слайд 4613. Создает многочисленные запреты и требует их выполнения, свои обязанности
видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом
застраховать себя от любых неприятных неожиданностей - это
А) Честолюбивый воспитатель
Б) Учитель – тиран
В) Развитый воспитатель
Г) Нет правильного ответа
Слайд 4714. Организаторские способности –
это
А) способность включать учащихся в различные
виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия,
объединять всех учащихся, и направлять их интересы на реализацию поставленных целей
Б) способность к познанию и получение удовольствия от процесса познания
В) способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоции
Г) нет правильного ответа
Слайд 4815. Коммуникативные способности – это
А) способность проникать во внутренний мир
ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии
Б) способность к отбору,
композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов
В) способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности
Г) нет правильного ответа