Разделы презентаций


ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Содержание

Работа с текстом.Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание, выпишите их, определите спряжение, число, время:Животным обычно помога…т защит-ная окраска. Сразу (не) замет…ш… пятнистую шкуру жирафа в листве

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРАВОПИСАНИЕ
–ТСЯ и -ТЬСЯ
в глаголах

ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Слайд 2Работа с текстом.
Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание, выпишите

их, определите спряжение, число, время:
Животным обычно помога…т защит-ная окраска. Сразу

(не) замет…ш… пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста
вид…т далеко. Полосатая шкура
тигра слива…тся с желтыми
бликами яркого солнца.


Работа с текстом.Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание, выпишите их, определите спряжение, число, время:Животным обычно помога…т

Слайд 3Проверьте себя
помогаЕт (от глагола помогАТЬ, глагол на АТЬ) – не

исключение, I спр., ед. ч., наст. вр.;

(не) заметИшЬ (от

глагола заметИТЬ, глагол на ИТЬ) - не исключение, II спр., ед.ч., буд. вр.;

видИт (от глагола видЕТЬ, глагол на ЕТЬ) – исключение, II спр., ед. я., наст. вр.;


сливаЕтся (от глагола сливАТЬся, глагол на АТЬ) – не исключение,
I спр., ед.ч., наст. вр.

Проверьте себяпомогаЕт (от глагола помогАТЬ, глагол на АТЬ) – не исключение, I спр., ед. ч., наст. вр.;

Слайд 41. Составьте из слов пословицу.
грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда
Грамоте учит..ся –

всегда пригодит…ся.
2. Запишите пословицу,
вставьте пропущенные буквы

1. Составьте из слов пословицу.грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегдаГрамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.2. Запишите пословицу, вставьте пропущенные буквы

Слайд 5Проверьте себя:
Грамоте (что делатЬ?) учиТЬся –
всегда (что сделает?) пригодИТся

Проверьте себя:Грамоте (что делатЬ?) учиТЬся – всегда (что сделает?) пригодИТся

Слайд 6Как же быть нам с этим знаком,
Ставить его или нет?
Надо,

чтобы сами глаголы
Людям давали ответ.

Как же быть нам с этим знаком,Ставить его или нет?Надо, чтобы сами глаголыЛюдям давали ответ.

Слайд 7(он, она, оно) бросится броситься (он, она, оно)

нравится __нравиться (он, она, оно) удивится __ удивиться (они) вернутся

_________ вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Вывод № 2 по форме слова.

Что делает? -Тся

Что делать? - ТЬся

3-е лицо (он, она, оно, они) -Тся

Неопределенная форма -ТЬся

(он, она, оно) бросится    броситься (он, она, оно) нравится  __нравиться (он, она, оно)

Слайд 8Алгоритм.
1. Задать вопрос.
что делать?
(что сделать?)
что делает?
(что сделает?)
неопределенная
форма
3-е

лицо
-ТЬСЯ
-ТСЯ
2. Определить форму глагола.

Алгоритм.  1. Задать вопрос.что делать?(что сделать?)что делает? (что сделает?)неопределенная форма3-е лицо-ТЬСЯ-ТСЯ2. Определить форму глагола.

Слайд 9Выполни письменно. Правильно задай вопросы

1. Трус и тени своей боит…ся.
2.

От безделья дурь наживает...ся, в труде воля закаляет...ся.
3. Мир освещает...ся

солнцем, а человек - знанием.
4. Кто упорно трудит...ся, тот всему научит...ся.
5. Не плюй в колодец: пригодит...ся воды напит...ся.
6. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.


Выполни письменно. Правильно задай вопросы1. Трус и тени своей боит…ся.2. От безделья дурь наживает...ся, в труде воля

Слайд 101. Трус (он) и тени своей (что делает?-3 лицо) боИТся.
2.

От безделья дурь (она) (что делает? – 3 лицо) наживаЕТся,

в труде воля (она) (что делает?- 3 лицо) закаляЕТся.
3. Мир (он) (что делает?- 3 лицо) освещаЕТся солнцем, а человек - знанием.
4. Кто (он, она) упорно (что делает? -3 лицо) трудИТся, тот (он, она) всему (что сделает? – 3 лицо) научИТся.
5. Не плюй в колодец: (нечто, оно) (что сделает? – 3 лицо) пригодИТся воды (отсутствует местоимение или существительное, от которого можно задать вопрос!) (что сделать? – неопр. форма) напиТЬся.

Проверь себя

6. !!! Кто любит (что делать? –неопр. форма) трудиТЬся, тому без дела (оно, нечто) (что делает? – 3 лицо) не сидИТся.

1. Трус (он) и тени своей (что делает?-3 лицо) боИТся.2. От безделья дурь (она) (что делает? –

Слайд 11ЗАПОМНИТЕ!
Если в предложении есть два глагола рядом, то один
будет

в форме 3 лица, другой -неопределенной форме.

Важно правильно задавать

вопросы к ним!

НАПРИМЕР:
Мои родители работают, и мне приходится заботиться
о младшем братике.

Мои родители работают, и мне (оно, нечто) (что делает? – 3 лицо) приходИТся (следующий глагол не связан ни с каким существительным или местоимением, а только с глаголом!) (что делать? – неопр. форма)- заботиТЬся о младшем братике.

ЗАПОМНИТЕ!Если в предложении есть два глагола рядом, то один будет в форме 3 лица, другой -неопределенной форме.

Слайд 12
Переносица-сущ.
Переносится-гл.
Водица-сущ.
Водиться-гл.
Спица-сущ.
Спится-гл.

Переносица-сущ.Переносится-гл.Водица-сущ.Водиться-гл.Спица-сущ.Спится-гл.

Слайд 14Домашнее задание.
Еще раз прочитать Параграф 110!
Упр.633 (строго по заданию к

упражнению. Выделяем окончания. Помним, что СЯ (СЬ) – возвратный СУФФИКС,

а не часть окончания
Не забываем про морфемный разбор  глагола ХОХОЧЕТ


Домашнее задание.Еще раз прочитать Параграф 110!Упр.633 (строго по заданию к упражнению. Выделяем окончания. Помним, что СЯ (СЬ)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика