Разделы презентаций


Православный храм

Содержание

Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Православный храм

Православный храм

Слайд 2
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что

храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как

указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.

О символике первохристианских храмов известно немного. С появлением ересей возникает необходимость теоретически сформулировать догматические истины вероучения и символическую сторону богослужения.

Храм Преображения Господня в Переславле-Залесском. XII век

Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь

Слайд 3



Далеко не каждому известно, как устроен православный храм.


А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.


Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий

Слайд 4Православный Софийский собор
(Турция Стамбул)
– Константинопольская София
– мать всех

православных храмов, древнейший христианский храм.

Православный  Софийский собор(Турция Стамбул)– Константинопольская София – мать всех православных храмов, древнейший христианский храм.

Слайд 5Храм Св. Софии в Киеве

Храм Св. Софии в Киеве

Слайд 6 Православный храм делится на три части: притвор, сам храм

(средняя часть) и алтарь.
Стены. Сближая Церковь, живой храм Божий, с

самим зданием храма, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.Стены. Сближая Церковь, живой

Слайд 7Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие

четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому

символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский

Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.

Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и

Слайд 8Внутренний вид храма Христа спасителя в Москве.

Внутренний вид храма Христа спасителя в Москве.

Слайд 9Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства.


Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме. На восток

от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.
Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в

Слайд 10Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях,

как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня

храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе», место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос.

Алтарь – символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием – куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий – символ места распятия и поношения тела Христова.

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник».

Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь

Слайд 11Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма,

на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому

называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.
Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение

Слайд 12Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь

храма к западу,

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. Алтарь

не оканчивается на самом деле преградой – иконостасом, он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что именно для людей, стоящих в храме, и совершается все то, что происходит в алтаре.

Амвон, «восхождение», знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня

На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, 		обращенный внутрь храма к западу,В таком устройстве возвышения таится

Слайд 13Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где

находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон –

вселенная. По выражению, в храм входят все верующие – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии -

Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

главное христианское таинство.

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно

Слайд 14Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас –

это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются

ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения. В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль) через молитву, и, наконец, через причащение осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, – к единству Церкви»

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все роды его, в

Слайд 16Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой

стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма,

в притворе, реже на прилегающей северо-западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Страшный суд. Фреска на западной стене храма.

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри

Слайд 17Общую идею храма выражает иконография его средней части.
Здесь изображена

Вселенская Христова Церковь в ее совокупности,
в ее истории и

перспективе – от начала первозданной Церкви до
Страшного суда – конца ее бытия – по эпохам.
Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в

Слайд 18
Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события,

все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены

в сложную символическую иерархию.

На северных и южных стенах храма – изображения Вселенских соборов – важных событий церковной истории.
Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем

Слайд 19Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего

во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной

части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах

Притвор храма.

Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор

Слайд 20Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного

тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви,

то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.

Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли»,

Слайд 21Глава храма, венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа

– Главы Вселенской Церкви. Если сам храм – тело Церкви,

то его глава – вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии в Константинополе,
Спасо-Преображенский собор в Чернигове).
Глава храма, венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа – Главы Вселенской Церкви. Если сам храм

Слайд 22Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал

слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни

христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток, – конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле – образ «столпов Церкви» – апостолов, святителей, учителей Церкви.

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами,

Слайд 23Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим

в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того

крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
и возьми крест свой, и следуй
за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа

Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храме.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа

Слайд 24Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие.
Божьей Матери Одигитрии церковь.
Нытвенский район, село Шерья.

Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь внешние символические составляющие.Божьей Матери Одигитрии церковь.Нытвенский район,

Слайд 25Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Слайд 26Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию

устроения небесной Церкви.


Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум

естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице древнейшего акафиста, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Количество глав связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.Одна глава знаменует единство Бога.Две

Слайд 27И еще несколько слов о символике самих материалов, из которых

созидались храмы Божии – о камне и о дереве.
Великий Исаия

называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который споткнутся многие «и упадут и разобьются… Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится»

Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь,, а камень – символ верного Господу христианина, то камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Камень – символ прежде всего Самого Христа.

Храм в Марьино

И еще несколько слов о символике самих материалов, из которых созидались храмы Божии – о камне и

Слайд 28Дерево – символ Древа жизни райского сада,
в котором пребывают

праведные души.
Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в

себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Тольятти.

Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.Таким образом, даже сама материальная основа

Слайд 29Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.
Зво́нница — сооружение

для подвешивания колоколов

Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.Зво́нница — сооружение для подвешивания колоколов

Слайд 30Изучение русского православного храма как явления прекрасного,
наиболее открытого миру

и воплощающего в себе символы православной веры может стать
для

ищущего спасения человека ступенью лестницы, возводящей его к Самому Создателю Добра,
Любви и Красоты.
Изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика