Слайд 1Преддошкольный возраст
Анатомо-физиологические
особенности детей
первых трёх лет жизни
«ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И
ЕГО ОКРУЖЕНИЕ: ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»
Лекция №6
Слайд 2Преддошкольный период
(ясельный, малышковый возраст)
Ограничивается временем от 1 года до
3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни
ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.
Темпы физического развития начинают снижаться. В среднем масса тела увеличивается примерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Типичен внешний вид ребенка ясельного возраста: хорошее развитие подкожно-жирового слоя, короткие конечности, физиологический шейный лордоз, выступающий живот.
Активными темпами идёт нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):
- в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу
- в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду
- в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)
Слайд 3Двигательная активность
Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда
он энергично осваивает окружающее пространство. Подражая взрослым, он четко проявляет
индивидуальные черты характера, активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми, детьми, очень любознателен и подвижен.
Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление (плохо представляет себе, что может случиться) и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного.
Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (а не сидение в коляске).
Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер, в которой находят отражение наблюдаемые действия (кормит куклу, строит ворота), обычно не нуждается в компаньоне для игры (достаточно игрушек).
Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа).
Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия.
Слайд 4Развитие речи
Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется
запас понимаемых слов, так и активная речь.
Вначале ребенок пользуется
отдельными облегченными словами (говорит на «своем языке»), к концу второго года жизни появляются двухсловные предложения (обычно это существительное и глагол). К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов.
В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).
Слайд 5Заболевания верхних
дыхательных путей
Дыхательная система еще не достигла своего совершенства.
Дети довольно часто болеют заболеваниями верхних дыхательных путей, бронхитами, что
связано и с низким иммунитетом.
Отмечается физиологический аденоидит, что при минимальном воспалительном процессе носоглотки приводит к стойкому и длительному нарушению носового дыхания.
Частым осложнением является отит.
Поэтому особенно важными в преддошкольном возрасте представляются оздоровительные мероприятия (закаливание, массаж, витамино и фитопрофилактика).
Слайд 6Питание
Со стороны ЖКТ отмечается снижение потребности в питании и как
следствие снижение аппетита, функциональная незрелость пищеварительной системы диктуют необходимые ограничения
в питании: исключение в рационе трудноусваиваемых продуктов (грибы, орехи, баранина, гусятина), острых приправ (майонез, кетчуп, горчица), маринадов, жареного, копченого, соленого.
Суточная калорийность рациона должна составлять 100 ккал/кг, питание 4-х разовое, на завтрак и ужин должно приходиться 25% от общей калорийности, на обед 35% и на полдник 15%.
Очень полезны для оптимального роста и развития ребенка продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, молочные продукты – творог, сыр, яйца), жиры в основном должны поступать в виде полиненасыщенных жирных кислот (рыба жирных и полужирных видов), необходимо достаточное количество свежих овощей и фруктов.
А вот легкоусваиваемыми углеводами (кондитерские и хлебобулочные изделия) злоупотреблять не желательно (повышается риск развития обменных нарушений вплоть до сахарного диабета и ожирения, аллергических реакций и кариеса зубов).
Очень важно, чтобы питание ребенка было разнообразным, необходимо приучать ребенка к разным блюдам, кусочковой пище (к 2 годам у малыша уже есть 16-20 молочных зубов).
Слайд 7Психологические аспекты
Малыш начинает сознавать, что он – личность, настойчиво стремиться
к независимости.
Необходимо поощрять желание ребенка помогать взрослым.
Прививать необходимые
привычки: умываться, чистить зубы и одеваться утром и вечером, мыть руки перед едой и после прогулки, аккуратно кушать, быть опрятным, убирать игрушки и т.д.
Стоит предоставлять малышу возможность принимать самостоятельные решения. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят и он заслуживает любви.
Именно уверенность в этом помогает ему быть эмоционально устойчивым и сохранять это качество вне дома.
Слайд 8Детский сад
Очень важным и ответственным этапом в жизни ребенка является
поступление в детский сад.
Стресс, который переживает малыш при смене
привычной обстановки, распорядка дня и окружения сравним с переживанием космонавта, выходящего на орбиту.
Для смягчения периода адаптации ребенка к поступлению в ДДУ рекомендуется как минимум за 2-3 недели приблизить распорядок дня и режим питания ребенка к детсадовскому, расширить круг общения ребенка как со взрослыми, так и с детьми, желательно завести знакомства с детьми из той группы, которую будет посещать малыш.
В первые дни посещения детского сада оставлять ребенка на полдня, дать любимую игрушку, пижаму (атрибуты дома).
К моменту начала посещения детского сада желательно, чтобы ребенок владел навыками самоухода: сам одевался и раздевался, ел, умел пользоваться горшком, избавился от отрицательных привычек (сосание соски-пустышки, засыпание с укачиванием и пр.).
Слайд 9Медицинская комиссия
Перед поступлением в ДДУ
ребенок должен быть осмотрен
следующими
специалистами:
невропатолог,
хирург,
ЛОР-врач,
окулист,
стоматолог
дерматолог;
Сдает анализы:
клинический анализ
крови,
общий анализ мочи,
кал на яйца глистов,
соскоб на энтеробиоз;
Делает все необходимые
по возрасту прививки.
Заключение о возможности
посещения ребенком детского сада
дает врач-педиатр.