Слайд 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ
Понятие внешней и внутренней
среды бизнеса
Анализ внешней и внутренней среды бизнеса
Слайд 2СРЕДА БИЗНЕСА — это совокупность факторов и состояний, которые оказывают
влияние на деятельность фирмы и его функциональное состояние и которые
регулируются принятием решений со стороны руководства ликвидационного или адаптационного характера.
внешняя внутренняя
микросреда макросреда
Слайд 3Внешняя среда бизнеса — это факторы и состояния, которые возникают
в бизнес-среде независимо от деятельности фирмы, но которые оказывают прямое
или косвенное воздействие на ее деятельность
в обобщенном виде к ним относят:
общеполитические;
общеэкономические;
регулирование бизнеса государством;
социальные;
состояние рынка;
хозяйственные факторы фирмы.
*** Первые четыре группы факторов принято относить к факторам косвенного воздействия,
а последние две — к факторам прямого воздействия.
Слайд 4Во внешней среде бизнеса выделяют
Микросреда (рабочая среда) — это среда
непосредственных контактов с фирмой. Она включает тех участников рынка, с
которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. В свою очередь эти субъекты испытывают на себе влияние всех процессов, происходящих в фирме.
Макросреда — это различные факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность фирмы и могут влиять на ее микросреду
Слайд 5Во внешней среде бизнеса выделяют
-государственные органы;
-поставщики;
-потребители;
-конкуренты;
-трудовые
ресурсы.
микросреда (рабочая среду) макросреда
-политические;
-экономические;
-социальные;
-технологические;
-демографические;
-природные;
-законодательство;
Слайд 6Внутренняя среда бизнеса - это хозяйственная структура фирмы, включающая управленческий,
производственный и другие механизмы. В нее входят все отделы и
подразделения: финансовые, экономические, маркетинговые, кадровые.
Основными элементами внутренней среды фирмы являются:
• производство;
• финансы;
• маркетинг;
• управление персоналом;
• организационная структура,
Слайд 7Анализ бизнес-среды фирмы
- это процесс определения критически важных элементов
внутренней и внешней сред, которые могут оказать влияние на способности
фирмы в достижении своих целей
Слайд 8Анализ бизнес-среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:
с точки
зрения стратегического планирования, улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на
экономическую организацию и ее будущее;
2) с точки зрения политики фирмы, помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
3) с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций
Слайд 9Анализ внешней среды бизнеса представляет собой методическую оценку субъектов и
сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на
ее деятельность
Составляющими макроокружения является
- анализ экономической компоненты
анализ политической компоненты
анализ правовой компоненты
анализ социальной компоненты
анализ технологической компоненты
анализ природно-географической компоненты
Слайд 10Анализ внешней среды бизнеса представляет собой методическую оценку субъектов и
сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на
ее деятельность
Анализ микроокружения предполагает изучение состояния тех составляющих внешней среды, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии:
анализ поставщиков
анализ покупателей
анализ конкурентов
анализ рынка рабочей силы
анализ инфраструктуры рынка
Слайд 11Анализ внутренней среды бизнеса представляет собой методическую оценку функциональных зон
фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
кадровая политика
организационная структура фирмы
производственная структура фирмы
маркетинговая политика
финансовая политика
внутренняя культура и образ фирмы (корпорации)
Слайд 12Анализ внешней и внутренней среды бизнеса — это часть экономического
анализа
Как любой анализ, он требует определенных источников информации и базируется
на определенных методах исследования
Все источники анализа среды бизнеса делят на:
• внутренние
• внешние
Слайд 13К внутренним источникам информации относятся:
бухгалтерские и финансовые отчеты;
информация маркетинговых
отделов фирмы;
отчеты руководителей на собраниях акционеров;
беседы с сотрудниками
структурных подразделений фирмы;
отчеты о командировках;
обзоры жалоб и рекламаций потребителей;
благодарственные письма;
планы производства и НИОКР;
протоколы заседаний руководства;
деловая корреспонденция фирмы.
Слайд 14Внешними источниками являются:
данные официальной статистики;
данные международных организаций (ООН,
Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и
др.);
законы, указы, постановления государственных органов;
выступления государственных, политических и общественных деятелей;
периодическая печать;
выставки, ярмарки, презентации;
коммерческие базы и банки данных.
Слайд 15Внешними источниками являются:
данные официальной статистики;
данные международных организаций (ООН,
Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и
др.);
законы, указы, постановления государственных органов;
выступления государственных, политических и общественных деятелей;
периодическая печать;
выставки, ярмарки, презентации;
коммерческие базы и банки данных.
Слайд 16
Методы анализа среды бизнеса делят на:
• общие
• специфические
Слайд 17Внешними источниками являются:
данные официальной статистики;
данные международных организаций (ООН,
Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию и
др.);
законы, указы, постановления государственных органов;
выступления государственных, политических и общественных деятелей;
периодическая печать;
выставки, ярмарки, презентации;
коммерческие базы и банки данных.
Слайд 18Общие методы:
диалектический метод;
метод научной абстракции;
метод анализа и синтеза;
метод
индукции и дедукции;
системный метод;
экономико-математический метод;
метод единства исторического
и логического в познании;
моделирование;
экономический эксперимент;
метод общественной практики.
Слайд 19К специфическим методам анализа внешней и внутренней среды бизнеса относят:
SWOT-анализ,
SNW-анализ,
метод составления профиля среды,
PIMS-модель (модель делового анализа),
модель
А. Дж. Стейнера «продукт - рынок»,
модель «кривая опыта»,
модель «жизненного цикла товара» и др.
Слайд 20Для анализа внутренней и внешней среды бизнеса в целом чаще
всего применяется метод SWOT
сила — Strenght,
слабость — Weakness,
возможности —
Opportunity
угрозы — Threat
Этот метод позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи фирме и внешними угрозами и возможностями.
Основной метод SWOT-анализа — это заполнение матрицы.
Слайд 21 Анализ проводится в три этапа.
На 1-м этапе, с учетом
конкретной ситуации, в которой находится фирма, составляется список выявленных ее
сильных и слабых сторон.
Сильные стороны - это преимущества фирмы, которые могут заключаться в наличии уникальных технологий, больших запасов ресурсов, современного оборудования, опыта ведения бизнеса, высококвалифицированных специалистов, преимществ в области издержек, стабильного менеджмента и др.
Слайд 22 Анализ проводится в три этапа.
Слабые стороны — это отсутствие
каких-либо важных составляющих, необходимых для эффективного функционирования и осуществления деятельности
фирмы: недостаток ресурсов, специалистов, невыгодная позиция по сравнению с конкурентными фирмами, недостаток имиджа и рекламы и др.
Слайд 23 Анализ проводится в три этапа.
На 2-м этапе составляется список
выявленных угроз и возможностей рынка.
Возможности рынка — это условия и
состояние рынка, которые являются благоприятными для фирмы в осуществлении своих целей и получении дополнительных преимуществ.
К ним относятся: рост доходов населения и повышение их покупательной способности; рост спроса на продукцию фирмы; появление новых технологий производства продукции; ухудшение состояния конкурентных фирм и т. д.
Слайд 24 Анализ проводится в три этапа.
Угрозы рынка — это условия
и состояние рынка, которые являются нежелательными для фирмы и возникновение
которых может нанести ущерб ее деятельности и существованию.
Сюда относятся: повышение государством налогов; изменение вкусов потребителей и снижение спроса на продукцию фирмы; появление новых конкурентов и др.
Слайд 25 Анализ проводится в три этапа.
После составления списка слабых и
сильных сторон фирмы, а также списка угроз и возможностей наступает
3-й этап —
этап установления связей между ними.
Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет вид, представленный в виде: