Слайд 1
Предупреждение нарушений
чтения и письма
у детей дошкольного
возраста
Учитель-логопед
МОУ «Увинская СОШ №4»
Вахрушева Татьяна Николаевна
Слайд 2 Причины речевых нарушений
Биологические причины:
Внутриутробная патология
(пренатальная):
инфекционные, эндокринные и др. соматические заболевания матери;
гипоксия плода (кислородное голодание);
тяжёлый
токсикоз;
иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору
Слайд 32. Повреждения при родах (натальная патология):
Акушерская патология (узкий таз, затяжные
или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание
плода, кесарево сечение и др.);
асфиксия (кислородное голодание плода во время родов);
родовые травмы (часто приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток головного мозга)
Слайд 43. Воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология):
тяжёлые заболевания ребёнка
в первые годы жизни (частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалитные, ранние желудочно-кишечные
расстройства и др.);
черепно-мозговые травмы
Слайд 54. Нарушение слуха.
5. Наследственные факторы:
задержка речевого развития;
нервно-психические заболевания;
заикание;
нарушения чтения и письма;
нарушения в строении артикуляционного аппарата: расщелины нёба,
губы, зубочелюстные патологии и др.
Слайд 6 Социальные причины:
алкоголизм, курение, приём
наркотиков;
профессиональные вредности;
приём лекарственных препаратов;
радиация;
психические травмы;
эмоциональная депривация в первые годы жизни
(недостаточность эмоционально-положительного контакта с родителями);
педагогическая запущенность.
Слайд 8
Нарушения звукопроизношения:
замены букв (шуба – «суба», жук – «зук», лампа
– «вампа»);
пропуски букв (гриб – «гиб»)
Слайд 9
Нарушение фонематических процессов:
замены
одной буквы на другую (барабан – «парапан», курица – «курича»);
неправильное
обозначение мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»);
пропуски согласных (диктант – «дикат»), пропуски гласных (собака – «сбака»);
перестановки букв (окно – «коно»);
добавления букв (таскали – «тасакали»)
Слайд 10
Нарушение слоговой
структуры слов:
пропуски слогов (комната – «кота», карандаши
– «кадаши»);
перестановки слогов (дверь – «древь»,семена – «сенема»);
добавления слогов
Слайд 11
Нарушение грамматического строя речи:
искажения структуры слов, замена приставок,
суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»)
нарушения предложных конструкций (над
столом – «на столом»);
неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях («много деревов», «плывёт корабли»);
Трудности конструирования предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении
Слайд 12Направления работы по предупреждению нарушений чтения и письма:
Своевременное выявление детей
группы риска (детей с нарушениями речи, познавательных процессов).
Направление детей группы
риска к специалистам (дефектологу, логопеду, психологу).
Взаимодействие со специалистами, выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков.
Формирование фонематических процессов.
Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Формирование связной речи.
Развитие оптико-пространственных представлений (зрительного восприятия и памяти), зрительного анализа и синтеза.
Слайд 13«Соедини одинаковые
по форме шарики,
прочитай получившиеся
из слогов
слова, напиши их
в клеточки».
«Сколько звуков в
названии
каждого
животного?
Соедини
картинку
животного
с
нужной цифрой»,
«Допиши слова».
«Какие слова
спрятались в
цепочках?»
Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
Слайд 14«Допиши слова»
«Убери из каждого
слова
по одной букве.
Какие слова
получились?
Напиши эти слова»
Слайд 15«Собери из букв
слова»
«Расставь буквы
по порядку в
соответствии
с цифрами.
Какие слова
получились?»
«Сложи слова из
первых букв,
названий картинок.
Напиши
эти слова
в клеточках.
Нарисуй данные
предметы».
Слайд 16«Перенеси буквы
в точно такие же
предметы в нижнем
ряду. Прочитай
получившиеся слова.
В
рамочках нарисуй
зашифрованные
предметы».
«Допиши слова»
Слайд 17
Развитие звуко-слогового анализа и синтеза:
«Найди место звука в слове»
( в начале, в середине, в конце слова);
«Определи количество звуков
в слове».
«Какой звук по счёту?» ([с] в слове маска, [н] в слове слон);
«Раздели слова на слоги»;
«Назови 1-ый, 2-ой, 3-ий…. слог в слове»;
«Собери слово из букв, слогов» (а, к, т, н – танк; ы, с, у, - усы; ши, на, ма – машина)
Слайд 18
Обогащение словарного запаса:
«Назови предметы, относящиеся к инструментам (мебели
и др.)»;
«Скажи наоборот» (подбор антонимов: весна – осень, низкий –
высокий и т.д.);
«Скажи по-другому» (подбор синонимов: шофёр – водитель, врач – доктор, печальный – грустный и т.д.);
«Подбери к словам – предметам слова – признаки: осень (какая?), друзья (какие?), день (какой?)»
Слайд 19
Формирование грамматического
строя речи:
«Назови ласково» (воробей – воробышек, ковёр – коврик и т.д.);
«Из чего – какой?» (скамейка из дерева – деревянная, сок из моркови – морковный и т.д.);
«Чей хвост?» (у лисы – лисий, у медведя – медвежий);
«Один – много» (ухо – уши, ведро – вёдра);
«Посчитай» (один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов)
Слайд 20
Формирование связной речи:
Составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам.
Ответы на вопросы по содержанию текста полным предложением.
Пересказ текста.
Воспитание потребности, любви к чтению.
Чтение – лучшее учение!
Слайд 22
Медицинский
персонал
Родители
Логопед
Учителя
Психолог
Воспитатели
Ребёнок