Слайд 1Презентация к уроку
Физической культуры
на тему «История мяча»
Подготовила:
учитель
физической культуры
Сенкаль Т. Н.
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№110
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Слайд 2Цель урока
1.Создать условия для формирования у учащихся устойчивого интереса
к истории возникновения мяча и видов спорта с мячом.
2. Способствовать
овладению учащихся теоретическими знаниями о возникновении мяча и видов спорта с мячом.
3. Создать условия для развития творческого мышления и обобщающих способов познания.
4. Способствовать воспитанию у учащихся потребности к самостоятельной деятельности по изучению темы: «Истории возникновению мяча».
История развития мяча
Упражнения с мячом являются одним из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом, известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его делали из камней, глины, плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, вырезали из дерева. Затем мячи научились шить из кожи животных, набивая их травой и опилками. Мячи и предметы, похожие на мяч, археологи находят по всему миру. Найденный в древних египетских гробницах мяч, сшитый из кожи и набитый соломой, использовался детьми фараонов для веселого времяпровождения. Древние греки набивали мячи, сшитые из кожи, мхом и перьями, а римляне – набивали семенами плодов различных растений. В России мячи плели из коры березы, липы или ивы, а в простонародье мячи чаще всего делали из тряпья
Из камня
Из бересты
Из травы
Слайд 4Однажды, 2 тыс. лет назад, в Риме случилось вот что.
Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил
внимание на большой бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный веревкой, он висел над входной дверью для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стену, а он отскакивал. Тут Атциуса и осенило. Он купил пузырь, принес домой и обшил его кожей, получился мяч – легкий и прыгучий. Вот таким было открытие!
Спустя много лет, в Америке, появился первый резиновый мяч. Местные индейцы научились делать его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев. Такой мяч назывался «каучу» ( от слов «као» - дерево, «о-чу –плакать»). Этот мяч был очень прочный и прыгучий. Каучуковый (резиновый) мяч первым из европейцев увидел знаменитый путешественник Христофор Колумб и первый привез его в Европу. Резиновый мяч быстро раскатился по всему миру. С тех пор люди придумали еще много, много разных мячей.
Разные народы не только любили играть с мячом, но и уважали мяч. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как он был похож на солнце, а значит ( по мнению греков ) обладал волшебной силой. Шло время, мячи менялись, менялись и материалы, из которых делали мячи.
Мяч из бычьего пузыря, наполненного воздухом
Христофор
Колумб
Слайд 5ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯЧИКОВ НА РУСИ.
Мяч – древнеславянское слово.
В
разных славянских языках оно созвучно: в украинском - мяч и
в белорусском тоже мяч; болгарское мечка значит «хлеб с сыром в форме шара», а сербохорватское меча –
« мягкое, мякиш хлеба».
Слайд 6Лингвисты полагают, что старейшее значение слова мяч, по-видимому, «мякиш, мягкий
шар, предмет, который можно стиснуть, сжать». Отголоски древнего звучания, долго
сохранялись в русском языке, в разговорной речи.
В народе до сих пор в разговоре слышится – мячек, а еще ранее было «мечик».
У историка И.Е. Забелина, изучавшего царские описи 17 века, можно прочесть такую запись: «Мечики появлялись у царевен очень рано. Въ 1627 г. Авг. 22, когда царевнъ Иринъ Мих. исполнилось всего только четыре мъсяца, для нея было изготовлено семь сафьяновыхъ мечиковъ съ бубенчиками внутри».
Такие незатейливые ручные мячики бытовали повсеместно. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали (отсюда название «шитка») тряпкой без всякой особой выкройки. Обшивкой мог послужить даже старый штопаный чулок или носок, для перетяжки мяча использовали пряденые и сучёные льняные или шерстяные нитки.. Ручной мяч кликали «попину-хой» - и от действия с ним в игре ногами: пой-нуть, пинать.
Мяч-шитка.
Слайд 7Игры с мячом знали еще в Древней Руси. Об этом
свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других
древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Добротное качество исполнения этих мячей говорит о том, что их делали ремесленники-сапожники.
Старинные мячи сделаны из хорошо продубленной кожи, что предохраняло изделие от намокания. Выкраивали два кружка и прямоугольную полоску кожи, равную по длине окружности заготовок. С ней сшивался один кружок, затем - второй. Через оставленное небольшое отверстие мяч туго набивали шерстью или мехом. . Детали сшивались между собой выворотным или потайным швом, для прочности мастера использовали еще узкие ремешки-прокладки, украшенные иногда тонкими серебряными нитями.
А в 15-16 веках появились даже специальные мастера по изготовлению мячей — мячники.
Мячи кожаные.
Слайд 8Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно, служили для игр
типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см
могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.
Бытовали и мячи необычной цилиндрической формы, которые, очевидно, катали во время игры типа «катание - яиц».
В деревнях делали так же мячики, плетенные из лыковых или берестяных ремешков, красивые и легкие. Иногда внутрь заплетали комок глины – такой мяч «с тяжестью» дальше летел и годился для игры ногами.
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на пол часа. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твердым, как дерево. После просушки выходил упругий замечательный мячик, не уступающий прыгучестью резиновому сопернику.
Мяч-погремушка.
Мячи шерстяные
Слайд 9 Тряпичные мячики были тоже в широком употреблении. Мастерили их
разными способами.
В Тульской губернии делали скрученные мячики. Остатки
цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной с «палец» и туго скручивали в клубок. Полоски не связывали и не сшивали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твердый и прыгучий мячик-клубок.
Такие игрушки дети катали по полу, сидя друг против друга и расставив ноги. В уличных играх подбрасывали мяч вверх, разматывая его за кончик. Выигрывал тот, кто при полете мяча сможет размотать более длинный кончик ленты.
Разноцветные тряпичные шарики вызывали у детей желание превращать их в любимую игрушку. Потакая ребенку, взрослые стали делать клубковые мячики. Их скручивали гораздо туже и ровнее, добиваясь круглой формы и прыгучести шарика.
мячик-клубок
Слайд 10Мяч – погремушка
В Тульской области с конца
19 века и в первой половине 20 столетия были популярны
лоскутные мячики, сшитые из 6 разноцветных клинышков. Их украшали пуговичками, фольгой, фантиками от конфет.
Традиционный «русский» мячик шился из 8 одинаковых равносторонних треугольников. Лоскутки-треугольники сшивались, набивались ватой, шерстью или пряжей.
Цветные тряпичные шарики, похожие на мячики, привлекали ребенка еще в колыбели. Их набивали тряпьем, обшивали яркими лоскутками и привязывали на веревочке к зыбке. В Архангельской области такие потехи называли «кругляпушки», от слова «ляпак», т.е. цветной лоскуток.
Подвеска для колыбели из лоскутных шариков
Слайд 11
Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются
для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби
и другие игры. У каждой из них — своя история.
Слайд 12
Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» — «корзина»
и «ball» — «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор одного
из американских университетов Д.Нейсмит в 1891 году. По его указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала баскетболисты пользовались кожаными мячами, а потом перешли на резиновые.
БАСКЕТБОЛ
Слайд 13ФУТБОЛ
А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они
скользкие, и водить такой мяч ногами тяжело. В футболе вообще
все досконально продумано, вплоть до размера и веса мяча. Он должен быть не тяжелее 543 и не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68 сантиметров.ов.
Слайд 14ВОДНОЕ ПОЛО
Ватерполисты, как известно, играют в воде, поэтому они смазывали
кожаный мяч жиром, чтобы он не разбухал. Но в конце
концов решили также играть резиновыми мячами
Слайд 15Бадминтон
Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да,
брали твердое незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и
перебрасывали друг другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.
Слайд 16РЕГБИ
Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая
— круглая. С одним только исключением. Мяч для регби —
овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.
В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей... мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.
Слайд 17ВОЛЕЙБОЛ
Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры одного
из колледжей США. Однажды он предложил своим питомцам побросать резиновую
надувную камеру через рыболовную сеть. Морган заметил, что те с большим азартом обмениваются пасами. Это вынудило его самого занять место на площадке. После урока Морган придумал первые правила игры. Назвал он ее «минтонет»
А через год эта игра уже демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации в городе Спрингфилде и по инициативе профессора Альфреда Т. Хальстеда стала называться по другому— "волейбол".
Слайд 18Гандбол(РУЧНОЙ МЯЧ)
Гандбол в его нынешнем виде придумали датские футболисты на
рубеже ХIХ и ХХ веков в качестве замены футбола для
игры в зимнее время. Отличие гандбола от футбола заключалось в том, что в него играли руками, а каждая команда состояла из 6 игроков и вратаря.
Слайд 19
Интересные факты
1.Родина регби,футбола и водного поло – Англия.
2.Родина баскетбола – Америка.
3.Родина гандбола – Дания.
4.Родина бадминтона
– Индия.
5.Самым первым из Америки в Европу привез резиновый (каучуковый) мяч путешественник Христофор Колумб.
6.Первыми придумали надувать мячи
воздухом римляне.
7.Первый резиновый ( каучуковый ) мяч появился в Америке.
8. Первым , кто придумал обтягивать бычий пузырь кожей, был римский учитель Атциус.
Слайд 20Закрепление:
1.Вспомните из чего делали мячи на Руси?
2.В каком виде спорта
в яблоко, втыкали гусиные перья и использовали его вместо мяча?
3.
Как называется вид спорта, в котором мяч забрасывают в корзину?
4.Назовите вид спорта в котором играют только ногами?
5.Какая страна является Родиной футбола?
6.Как называется вид спорта, в котором играют овальным мячом?
7.Кто первый придумал обтягивать бычий пузырь кожей?
8.Какую игру придумали в качестве замены футбола для игры в зимнее время?
9.Какая страна является Родиной бадминтона?
Слайд 21Игры с мячом
«Охотники и утки»
Играющие делятся на 2 команды: одна
— охотники, другая — утки. Чертится большой круг, за которым
становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.
Слайд 22«Мяч среднему»
Участники делятся на 2—3 команды, которые образуют круги. В
центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках.
По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.
Слайд 23«Стой»
Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее
проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг
и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!» Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, е взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.
Слайд 24«Мяч соседу»
Играют на площадке или в зале. Для игры требуется
2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на
противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.
Слайд 25Наш помощник – это мяч, он нам спутник для удач!
Спасибо
за внимание!