Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЛЕКЦИЯ № 4
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ОТ ФАЛЕСА ДО
СОКРАТА»
Слайд 2 Рассматриваемые вопросы:
1.Натурфилософия милетской школы
2. Огонь и Логос Гераклита
3.Философия и математика пифагорейцев
4. Парменид: рождение метафизики
Слайд 41.НАТУРФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Западная философия,
в отличие от восточной, начинается с натурфилософии и философского материализма.
«Большинство первых философов, - писал Аристотель, - считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что, погибая, превращаются».
Слайд 5«АРХЭ» – ПЕРВОМАТЕРИЯ
Эту первоматерию, как неизменное в
изменчивом, единое во многом, всеобщее, они называли архэ – «первым
началом» всего существующего.
Термин «архэ» происходит от глагола, означающего не только начало во времени, но начало в смысле управления, власти, начальствования.
Слайд 6СМЫСЛ ПОНЯТИЯ БЫТИЯ
По вопросу же о том,
как следует мыслить это начало, как его можно определить, какие
свойства ему приписать – учения первых философов существенно расходятся.
В этом и заключается смысл проблемы «бытия», обсуждавшейся в древнейшей греческой философской школе – милетской .
Эта школа представлена Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Слайд 7ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
Первым учёным, и философом Запада считается
Фалес из Милета (ок. 624-546 до н.э.), один из легендарных
«семи мудрецов» Древней Эллады.
Он был математиком, физиком, астрономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрёл ряд астрономических приборов, открыл Полярную звезду, доказал несколько геометрических теорем.
Он первым утверждал, что «всё есть одно», а именно, что «всё есть вода, влажность».
Слайд 8ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ШКОЛЫ
Для этой школы характерны следующие
общие черты:
1)поиск первоначала;
2)само
первоначало мыслится монистично;
3) оно представлено как первичное вещество;
4) архэ мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (гилозоизм, учение о всеобщей одушевлённости материи).
Слайд 9УМОПОСТИГАЕМАЯ ВЛАГА
На место прежней, мифологической привязанности сознания
к единому, конкретному и многообразному, пришло ненаглядное представление, умопостигаемая «влага».
«Требовалась большая умственная смелость, - писал Гегель, - для того, чтобы отвергнуть эту полноту существования природного мира и свести её к простой субстанции. В положении, гласящем, что этой сущностью является вода, … положен конец взаимной несвязанности бесчисленного множества».
Слайд 10АНАКСИМАНДР
Другой представитель милетской школы, «ученик», «товарищ» и
«родственник» Фалеса Анаксимандр (ок. 611-546 до н.э.) опубликовал первый ранненаучный
прозаический трактат «О природе».
В нём мыслитель определяет материю более абстрактно, как «апейрон», т.е. «неопределённое», «неограниченное», «неконечное».
Слайд 11АПЕЙРОН
Апейрон Анаксимандра определяется отрицательно, но неверно было
бы сказать, что первое начало всего – это «ничто», хотя
по логике понятий всё может произойти только из «ничего». Здесь, скорее, имеется в виду материя вообще, как возможность возникновения любой конечной вещи.
Поэтому всё конечное преходяще, и в этом заключается «необходимость» (рок, судьба) любой вещи.
Слайд 12 Однако точка зрения Анаксимандра не даёт возможности
дальнейшего развития понятия материи как универсального объяснительного принципа, как принципа
науки.
Возможно, поэтому у Анаксимена (ок. 585-525 до н.э.) первоначало снова определяется более конкретно, как определённое вещество (или стихия) – как воздух (или как нечто «газообразное»).
АНАКСИМЕН
Слайд 13 2.Огонь и Логос Гераклита
Какое понятие стоит в науке о природе на втором месте
после понятия материи? Это, конечно, понятие движения. Физика – наука о движении тел в пространстве.
Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) впервые начинает формирование философского (теоретического) понятия движения.
Тем самым, по замечанию Гегеля, Гераклит осуществил переход мышления от «сущего – к становлению».
Слайд 14ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА
Гераклит не принимает прежние начала. Материя
должна быть такой, чтобы уже в её понятии заключалось всеобщее
изменение, «текучесть», становление всех вещей, ведь «всё течёт, ничто не пребывает», и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Поэтому материя мира – такое начало, которое даже невозможно и представить себе неподвижным.
Материя всех вещей, по Гераклиту, истинное бытие есть огонь.
Слайд 15ПРОТИВОРЕЧИЕ – СУЩНОСТЬ МИРА
Его следует признать и
основоположником положительной диалектики, для которой противоречие – сущность мира.
Гераклит первым заметил, что движение необходимо связано с противоречием.
Ведь для того, чтобы выразить движение, изменение, текучесть, мы должны сказать «существует и не существует», «есть и не есть».
Слайд 16ЛОГОС ГЕРАКЛИТА
Это учение о противоречивом единстве противоположностей,
их взаимополагании и взаимоотрицании, получило впоследствии название диалектики, как наиболее
общего учения о развитии.
Сам же Гераклит называет глубоко продуманную и прочувствованную «текучесть», самоотрицательность и противоречивость мира – его Логосом, Судьбой, Правдой, Зевсом, Высшим богом.
Слайд 17 3.ФИЛОСОФИЯ И МАТЕМАТИКА ПИФАГОРЕЙЦЕВ.
Согласно Диогену
Лаэртскому, Пифагор родился на острове Самосе. Его акме приходится на
530 год до н.э. Он основал в греческой Италии философскую школу, объединив орфические секты.
Уже к древнему пифагорейству принадлежало множество философов – Архит, Филолай, Экфант, Диотоген, Гиппас, Тиано.
Слайд 18ТРИ СОВЕРШЕНСТВА -
Пифагора и его последователей:
1)осуществлять Истину в Разуме;
2)Праведность в
Душе, и
3)Чистоту в Теле.
Т. о., высшие цели пифагорейцев – это Истина, Добро и Красота.
Средствам достижения этих целей служило преимущественно изучение чисел. Постижение Космоса как системы числовых отношений, как мировой гармонии.
Слайд 19ВЕЩИ СОСТОЯТ ИЗ ЧИСЕЛ -
это и есть
основной тезис пифагорейской философии и математики.
Так, например,
что такое закон падения тел Галилея? Это – отношение между временем и пройденным расстоянием, выраженное формулой, т.е. отношение чисел.
Вот что вечно и неизменно в природе – все тела преходящи, а отношение (закон), или число, неизменно.
Слайд 20ЧИСЛА И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Пифагореец Филолай поясняет понятие
числа примером поля, на котором проводятся межи, разграничивающие земельные участки.
Число – сама вносимая проведением линий определённость пространства.
Древние пифагорейцы мысли числа пластично – фигурно, зримо, наглядно, и ставили им в соответствие определённые геометрические фигуры.
Слайд 21ЧИСЛО - ПАРАДИГМА ВЕЩЕЙ
Пифагорейцы переосмысливают единство в
многообразии. Это уже не материя, а «идеальное», то, что определяет
каждую вещь, но определяет всеобщим образом, по одному и тому же принципу – числу, единице.
Пифагореец Гиппас называет число первообразом (парадигмой), образцом вещей. Поэтому числа и есть, соответственно, истинное бытие, т.е. то, что в вещах существенно, их архе.
Слайд 22КРИЗИС МАТЕМАТИКИ
Открытие иррациональных чисел вызвало первый кризис
математики.
Оказалось, что в прямоугольном треугольнике ни из
какой, сколь угодно малой части катета, невозможно сложить гипотенузу: они несоизмеримы, несопоставимы.
А пифагорейцы знали лишь целые сакральные числа …
Слайд 23 4.Парменид: рождение метафизики.
Школа элеатов закрепляет представление о бестелесном начале и принципе формы, или идее (эйдосе).
В ней усиливается размежевание учения о телесном бытии и учения о бытии вообще, происходит отделение физики от метафизики.
Слайд 24«ДВИЖЕНЬЯ НЕТ»
Основной тезис элеатов гласит: множественное и
движение поистине не существуют.
Истинное бытие –
Единое (немножественное) и неподвижное.
Философия элеатов – это уже не учение о природе, не физика и не натурфилософия.
Это – разработка учения о сверхчувственном, умопостигаемом бытии.
Слайд 25КСЕНОФАН
Ксенофан из Колофона, современник Пифагора (ок. 565-473
до н.э.) становится основоположником названной по имени южноитальянского г. Элея
школы.
Размышления элеатов о Едином начинаются с критики политеизма (многобожия) и мифологических представлений.
Ксенофан высмеивал антропоморфных, наделённых всеми человеческими страстями и пороками «богов» Гомера и Гесиода, говоря о существовании одного, единого Бога.
Слайд 26ПАРМЕНИД
Мысли Ксенофана нашли дальнейшее развитие в учении
Парменида (ок. 540-470 до н.э.) о Едином.
Он
оставил одно сочинение – философскую поэму «О природе», состоящую из Введения и двух частей.
Первая часть – «О бытии согласно разуму»; вторая – «О бытии согласно мнению (чувствам)». Вторая часть содержит типичные натурфилософские взгляды, которые, однако, рассматриваются лишь в качестве «мнения».
Суть же учения Парменида содержится в первой части сочинения.
Слайд 27«ИСТИННОЕ БЫТИЕ» ПАРМЕНИДА -
или Единое, познаётся одним
лишь разумом и характеризуется следующими атрибутами:
невозникшее, непреходящее,
неподвижное, вечное, единое (одно), простое, (немножественное), совершенное.
Приписывая Единому бытию данные атрибуты, Парменид сравнивает его, метафорически, с шаром (сфайрос), как идеальным объектом.
Слайд 28«НЕБЫТИЯ НЕТ»
Существование небытия (пустоты) Парменид отрицает, поэтому
его первый главный тезис гласит:
«Бытие есть, а
небытия нет». Т. о., философ не принимает противоположностей и предлагает мыслить одно лишь бытие без всякого его отношения к небытию.
Небытия нет, и оно немыслимо ( диалог Платона «Парменид»).
Слайд 29АПОРИЯ ВСЕЙ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Недоверие к чувственному восприятию
Парменид доводит до принципиального противопоставления опыта и мышления, чувственного и
рационального.
В основе так понимаемого истинного бытия лежит АПОРИЯ всей элейской школы:
«СУЩЕЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ЛИБО ИЗ СУЩЕГО, ЛИБО ИЗ НЕСУЩЕГО, НО НИ ТО, НИ ДРУГОЕ НЕВОЗМОЖНО, ИБО В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ СУЩЕЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ, А ВО ВТОРОМ – НЕЧТО НЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ИЗ НИЧЕГО».
Слайд 30ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ
Поэтому мышление и бытие
– одно и то же, совпадают, так как «мысль состоит
из бытия, в котором её выраженье».
Это - второй тезис Парменида. Только мышлению дано знать истинное бытие, след., событие есть то, и только то, что мыслит разум.
Мы видим рождение европейского рационализма и традиции умозрительной, спекулятивной философии, склонной целиком отрицать значение чувственного восприятия, полагаться на чистый разум, без всякой опоры на опыт, т.е. a priori.
ТЕРМИНОВ:
НАТУРФИЛОСОФИЯ – (от лат. natura –
природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии.
Слайд 32СПИСОК ТЕРМИНОВ:
АРХЭ – (начало, принцип), термин др.-греч.
философии для обозначения прежде всего онтологического «первоначала» ( вода Фалеса,
огонь Гераклита, атом Демокрита и др.) затем – начала познания, гносеологического принципа.
АПЕЙРОН – (от а – отрицат. частица и конец, предел), в натурфилософии Анаксимандра апейрон понимался как первоначало (архэ).
Слайд 33СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ФЮСИС (physis) – природа, слово др.-греч.
философии, произошло от глагола, означающего «рождаю», «произвожу» «создаю». Имеет две
группы значений: 1. внешний вид рост, осанка; 2. внутренняя структура, состав (сущность в более отвлечённом смысле) данной вещи или рода, к которой она относится. «Природою в первом и основном смысле является сущность – именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых» (Аристотель).
Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЛОГОС – термин др.-греч. философии, означающий
одновременно «слово» и «смысл». Введён в философский язык Гераклитом. Логос
– это сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. Космический логос «окликает» людей, но они даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. Внутри мирового всеединства «всё течёт», но равным себе остаётся логос – ритм взаимоперехода всех вещей и явлений космоса.
Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СОФИЯ, восходит к др.-егип. Изиде –
жене египетского бога Озириса (символ Солнца), убитого Тифоном (Питоном –
змеем) – по народному верованию – Луна, но для посвящённых она (Изида) изображала всемирную мать, первобытную гармонию и красоту, называется по- египетски «Иофис». Др.-греки превратили это слово в «София»; софия – мудрость как объективное свойство (истина) мироздания.
Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
АПОРИЯ (греч. – затруднение, недоумение, от
«а» – отрицат. частица и «порос»-выход), трудноразрешимая проблема, связанная обычно
с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону Элейскому: «О множественности вещей», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела» и др.
ЛИТЕРАТУРЫ:
Антология мировой философии; в 4-х т.
Т 1, ч.1. – М.: Мысль,1969.
Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. Т.1. – М.:Мысль,1975. С.71.
Комарова В.Д. Становление философского материализма в Древней Греции. – Л.,1975.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М.,1972.
Слайд 38СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная
философия от истоков до наших дней. В 6 кн. Кн.1
Античность. – СПб.: Петрополис, 1994.
Чернов С.А. Начала философии. Ч.1 – СПб.: ГУТ, 2002.
Меркулов И.П. Истоки сакрализации теоретической науки //Вопросы философии, 1998, №10.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989.
Слайд 39Справочная литература:
Новая философская энциклопедия: в 4-х т.
– М.: Мысль, 2000-2001.
Философский энциклопедический словарь. – М.,2001.