Слайд 1Приемы постановки звука [З]
Выполнила: Каримова Елена.
Слайд 3Нарушения произношения звука [З] выражаются в их искажении или отсутствии
и объединяются под названием «сигматизм»
Различают следующие виды «сигматизма:
Межзубный; Шипящий;
Губно-зубной; Боковой; Носовой; Призубный.
Слайд 5Звук [з] ставится аналогично звуку [с], характеризуется дополнительной фонацией голосовых
связок.
Способы постановки звука [з].
1.По подражанию.
2.От опорного звука.
3.От артикуляционного уклада (от
артикуляционной гимнастики).
4 Механический.
Слайд 61.По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких
по звуковому составу, в слогах.
б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок.
Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар». [з] – звенит комарик, муха, оса
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. Логопед дает инструкцию: Посмотри, что я делаю и послушай , что у меня получилось. Повтори правильно.
Слайд 82.От опорного звука:
Звук [з] легко ставится от звука [c], так
как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при
произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, "включить" голос.
Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При "включении" в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При "выключении" голоса вибрация пропадает.
Слайд 9Можно и от сочетания «ПИС». Взрывной звук «П» создает дополнительное
давление и это помогает ребенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок
контролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочетании звук «С» заменить на «3». Попеременно изображать и подражать то «птичке», то «комарику».
Слайд 10Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаетеся
голос - «ИСЗЗ». Вначале берется гласный «И», потому, что при
звуке «И» кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при «С» или «3», и при этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздушная струя.
Слайд 11• В качестве базы для постановки звука [С],[З] может быть
использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка
произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].
Слайд 123.От артикуляционного уклада (от артикуляционной гимнастики).
Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад
звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате
должен получиться нормированный звук.
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сомкнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние десны) и напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, вибрируют: есть голос.
Слайд 13Применяются такие виды артикуляционной гимнастики:
Окошко,
Блинчик,
Качели,
Вкусное варенье,
Грибочек (моляр),
Качели (внутри ротовой
полости),
Чашечка.
Каждое артикуляционное упражнение многократно повторяется, затем упражнения вводятся в единый
артикуляционный уклад.
Слайд 194. Механический.
Призубный сигматизм исправляется механическим путем. Легким нажимом шпателя (зонда)
на кончик языка опустить его за нижние резцы.
Произношения мягких звуков
характеризуется участием в артикуляции части спинки языка. Особое внимание обращается на отведение углов рта. Мягкость достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, вглубь рта. Поднимается спинка языка.
Слайд 22Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед
занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во
время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.