Слайд 1ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Лекция 6
Слайд 2Гносеология
– раздел философии о познании
Слайд 3
« Что такое познание?»
«Можно ли познать мир?»
«Может ли
человек познать себя?»
«Как наше знание отражает реальность?»
Слайд 4Познание
это творческая деятельность человека, которая направлена на получение достоверных знаний
о мире, на открытие неизвестного ранее
Слайд 5СОКРАТ:
“Я знаю, что я ничего не знаю”
Слайд 6Структура познавательного процесса включает
Субъект, объект и средства познания
Субъект познания –
это человек как совокупность общественных отношений
Объект познания - это та
часть объективной и субъективной реальности, на которую направлен познавательный процесс
Слайд 7этапы познания:
1. Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств
человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Основными формами, результатами чувственного познания
являются:
Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предметов
Восприятие – это чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс, единство ощущений
Представление – это образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью
Слайд 82. В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека (анализ, синтез,
сравнение, обобщения, абстрагирование)
Основными формами логического познания являются :
Понятие – это
отражение существенных общих свойств предметов в словесной форме
Суждение – это связь понятий, дающая новое знание
Умозаключения – это связь суждений, дающая новое знание
Слайд 9Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания:
она
является основой и источником познания,
она является конечной целью познания,
она
определяет потребность познания,
она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.
Слайд 10«Знание - есть сила»
(Фрэнсис Бэкон)
«Мнение - субъективное представление, произвольная мысль,
плод воображения».
(Фридрих Гегель)
Слайд 11…он видел в науке дальше других только потому, что стоял
на плечах гигантов.
(И. Ньютон)
«Творчество - дьявольски серьезное дело»
(К .Маркс)
Слайд 12 Интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания»,
творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи
логических процедур и доказательств
Слайд 13Движение познавательного процесса
Г. Гегель образно сравнивал познание с
лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана истина. От описания
к раскрытию и объяснению причин – таков ход познания.
Слайд 14Вопрос о познаваемости мира представляет вторую сторону основного вопроса философии
Возможные
ответы:
Гносеологический оптимизм
Гносеологический пессимизм
Гносеологический скептицизм
Слайд 15
Агностицизм считает что:
мир невозможно познать полностью
любое знание принципиально не может
быть точным
знание искажается сознанием человека
Слайд 16Агностицизм - это
полное или частичное отрицание познаваемости мира
Исторические формы агностицизма:
Античный
скептицизм (Пиррон)
Юмизм (последовательный агностицизм)
Кантианство (признание познаваемости мира явлений, сущность не
познаваема).
Социологический скептицизм (можно познать законы природы, но нельзя понять законы развития общества).
Слайд 17Солипсизм считает что:
точно существует человек и его сознание
подлинность ощущений человек
доказать не может
сознание искажает восприятие мира, поэтому познать мир нельзя
вообще неизвестно, существует мир или нет
Слайд 18С точки зрения феноменологии:
Мы не можем знать, что материальный мир
существует именно таким, каким он нам кажется
В нашем сознании
существует свой мир, который не зависит от мира вокруг нас
Слайд 19Основные пути (способы, стратегии) познания были предложены в эпоху Нового
времени (17-18 века):
Рационализм – настоящее и достоверное знание может дать
только разум
Эмпиризм – настоящее и достоверное знание может дать только чувственный опыт
Слайд 20Уровни познания:
а) чувственное (опирается на образы, которые возникают в
сознании человека в результате деятельности 5 основных чувств)
б) рациональное
(основано на абстрактном мышлении)
Формы познания: научное и ненаучное
Слайд 21Особенности научного познания:
для оценки качества полученных знаний применяются научные критерии
используются
специальные методы исследования (наблюдение, эксперимент и другие)
используются определенны принципы научного
познания
Слайд 22Некоторые принципы научного познания:
у всех событий существует реальная причина
и следствие, которые можно обнаружить
в науке нет и не может
быть окончательных, абсолютных, вечных истин
если научная теория подтверждена практикой (наблюдениями, опытами, экспериментами), то она истинна
любой факт, полученный ученым в рамках научного исследования, любой другой ученый может воспроизвести. Если факт воспроизвести нельзя – это не научный факт
Слайд 23Гипотеза
– научно обоснованное предположение, которое требует проверки
Теория – система
знаний, которая описывает и объясняет определенные явления
Слайд 24В гносеологии самой важной проблемой является проблема истины
Объективная истина
– это знание, которое не зависит ни от человека, ни
от человечества
Слайд 25Абсолютная истина
– это полное достоверное знание, которое никогда не может
быть опровергнуто
Относительная истина – это неполное, неточное знание, которое зависит
от условий, места и времени его получения
Слайд 26Для того чтобы доказать, что какое-то утверждение – истина, необходимо
проверить его.
Средство такой проверки называется критерием истины
В истории философской
мысли предлагались различные критерии истины:
Слайд 27
Истинно только то, что приносит практическую пользу (прагматизм)
Истинно только то,
с чем согласно большинство (конвенционализм)
Истина проверяется временем
Истинно только то, что
проверено практикой (марксизм)
Слайд 28Ложь и ошибка являются противоположностью истины
Ошибка (заблуждение) – когда человек
сам не знает, что его суждение не соответствует действительности
Ложь –
когда человек специально утверждает что-то, что не соответствует действительности
Поиск истины – это процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением
Слайд 29Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника
.
Слайд 30Конвенционалистская теория истины
Научная истина есть конвенция, условное соглашение об адекватности
(истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом и принципов теории) своему
предмету. (А. Пуанкаре, П. Дюгем, Р. Карнап и др.).
Слайд 31Прагматистская теория истины
Научная истина есть высказывание, теория, концепция, принятие которых
приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся проблем. (Ч. Пирс,
Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.).
Слайд 32Когерентная теория истины
Научная истина есть логическое соответствие некоторого высказывания
другим высказываниям, уже принятым за истинные. Предельный случай такого соответствия
– логическое выведение одного высказывания из других, принятых за истинные (логическое доказательство истинности) (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.).