Разделы презентаций


ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Содержание

Гносеология– раздел философии о познании

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Лекция 6

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Лекция 6

Слайд 2Гносеология
– раздел философии о познании


Гносеология– раздел философии о познании

Слайд 3 « Что такое познание?»

«Можно ли познать мир?»

«Может ли

человек познать себя?»

«Как наше знание отражает реальность?»







« Что такое познание?» «Можно ли познать мир?»«Может ли человек познать себя?»«Как наше знание отражает

Слайд 4Познание
это творческая деятельность человека, которая направлена на получение достоверных знаний

о мире, на открытие неизвестного ранее

Познаниеэто творческая деятельность человека, которая направлена на получение достоверных знаний о мире, на открытие неизвестного ранее

Слайд 5СОКРАТ:
“Я знаю, что я ничего не знаю”

СОКРАТ:“Я знаю, что я ничего не знаю”

Слайд 6Структура познавательного процесса включает
Субъект, объект и средства познания
Субъект познания –

это человек как совокупность общественных отношений
Объект познания - это та

часть объективной и субъективной реальности, на которую направлен познавательный процесс

Структура познавательного процесса включаетСубъект, объект и средства познанияСубъект познания – это человек как совокупность общественных отношенийОбъект познания

Слайд 7этапы познания:
1. Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств

человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Основными формами, результатами чувственного познания

являются:
Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предметов
Восприятие – это чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс, единство ощущений
Представление – это образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью
этапы познания:1. Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).Основными формами,

Слайд 82. В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека (анализ, синтез,

сравнение, обобщения, абстрагирование)
Основными формами логического познания являются :
Понятие – это

отражение существенных общих свойств предметов в словесной форме
Суждение – это связь понятий, дающая новое знание
Умозаключения – это связь суждений, дающая новое знание
2. В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека (анализ, синтез, сравнение, обобщения, абстрагирование)Основными формами логического познания являются

Слайд 9Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания:

она

является основой и источником познания,
она является конечной целью познания,
она

определяет потребность познания,
она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.

Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания: она является основой и источником познания, она является

Слайд 10«Знание - есть сила»
(Фрэнсис Бэкон)
«Мнение - субъективное представление, произвольная мысль,

плод воображения».
(Фридрих Гегель)

«Знание - есть сила»(Фрэнсис Бэкон)«Мнение - субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения».(Фридрих Гегель)

Слайд 11…он видел в науке дальше других только потому, что стоял

на плечах гигантов.
(И. Ньютон)


«Творчество - дьявольски серьезное дело»
(К .Маркс)

…он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.(И. Ньютон)«Творчество - дьявольски серьезное дело»(К

Слайд 12 Интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания»,

творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи

логических процедур и доказательств
Интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу,

Слайд 13Движение познавательного процесса
Г. Гегель образно сравнивал познание с

лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана истина. От описания

к раскрытию и объяснению причин – таков ход познания.

Движение познавательного процесса    Г. Гегель образно сравнивал познание с лестницей, которая убегает в глубину, где

Слайд 14Вопрос о познаваемости мира представляет вторую сторону основного вопроса философии
Возможные

ответы:
Гносеологический оптимизм
Гносеологический пессимизм
Гносеологический скептицизм

Вопрос о познаваемости мира представляет вторую сторону основного вопроса философии Возможные ответы:Гносеологический оптимизмГносеологический пессимизмГносеологический скептицизм

Слайд 15 Агностицизм считает что:

мир невозможно познать полностью
любое знание принципиально не может

быть точным
знание искажается сознанием человека

Агностицизм считает что: мир невозможно познать полностьюлюбое знание принципиально не может быть точнымзнание искажается сознанием

Слайд 16Агностицизм - это
полное или частичное отрицание познаваемости мира

Исторические формы агностицизма:
Античный

скептицизм (Пиррон)
Юмизм (последовательный агностицизм)
Кантианство (признание познаваемости мира явлений, сущность не

познаваема).
Социологический скептицизм (можно познать законы природы, но нельзя понять законы развития общества).

Агностицизм - этополное или частичное отрицание познаваемости мираИсторические формы агностицизма:Античный скептицизм (Пиррон)Юмизм (последовательный агностицизм)Кантианство (признание познаваемости мира

Слайд 17Солипсизм считает что:
точно существует человек и его сознание
подлинность ощущений человек

доказать не может
сознание искажает восприятие мира, поэтому познать мир нельзя


вообще неизвестно, существует мир или нет
Солипсизм считает что: точно существует человек и его сознаниеподлинность ощущений человек доказать не можетсознание искажает восприятие мира,

Слайд 18С точки зрения феноменологии:
Мы не можем знать, что материальный мир

существует именно таким, каким он нам кажется
В нашем сознании

существует свой мир, который не зависит от мира вокруг нас

С точки зрения феноменологии:Мы не можем знать, что материальный мир существует именно таким, каким он нам кажется

Слайд 19Основные пути (способы, стратегии) познания были предложены в эпоху Нового

времени (17-18 века):
Рационализм – настоящее и достоверное знание может дать

только разум
Эмпиризм – настоящее и достоверное знание может дать только чувственный опыт

Основные пути (способы, стратегии) познания были предложены в эпоху Нового времени (17-18 века):Рационализм – настоящее и достоверное

Слайд 20Уровни познания:
а) чувственное (опирается на образы, которые возникают в

сознании человека в результате деятельности 5 основных чувств)
б) рациональное

(основано на абстрактном мышлении)

Формы познания: научное и ненаучное

Уровни познания:  а) чувственное (опирается на образы, которые возникают в сознании человека в результате деятельности 5

Слайд 21Особенности научного познания:
для оценки качества полученных знаний применяются научные критерии
используются

специальные методы исследования (наблюдение, эксперимент и другие)
используются определенны принципы научного

познания
Особенности научного познания:для оценки качества полученных знаний применяются научные критериииспользуются специальные методы исследования (наблюдение, эксперимент и другие)используются

Слайд 22Некоторые принципы научного познания:
у всех событий существует реальная причина

и следствие, которые можно обнаружить
в науке нет и не может

быть окончательных, абсолютных, вечных истин
если научная теория подтверждена практикой (наблюдениями, опытами, экспериментами), то она истинна
любой факт, полученный ученым в рамках научного исследования, любой другой ученый может воспроизвести. Если факт воспроизвести нельзя – это не научный факт
Некоторые принципы научного познания:  у всех событий существует реальная причина и следствие, которые можно обнаружитьв науке

Слайд 23Гипотеза
– научно обоснованное предположение, которое требует проверки

Теория – система

знаний, которая описывает и объясняет определенные явления

Гипотеза– научно обоснованное предположение, которое требует проверки Теория – система знаний, которая описывает и объясняет определенные явления

Слайд 24В гносеологии самой важной проблемой является проблема истины

Объективная истина

– это знание, которое не зависит ни от человека, ни

от человечества
В гносеологии самой важной проблемой является проблема истины  Объективная истина – это знание, которое не зависит

Слайд 25Абсолютная истина
– это полное достоверное знание, которое никогда не может

быть опровергнуто

Относительная истина – это неполное, неточное знание, которое зависит

от условий, места и времени его получения
Абсолютная истина– это полное достоверное знание, которое никогда не может быть опровергнутоОтносительная истина – это неполное, неточное

Слайд 26Для того чтобы доказать, что какое-то утверждение – истина, необходимо

проверить его.
Средство такой проверки называется критерием истины

В истории философской

мысли предлагались различные критерии истины:
Для того чтобы доказать, что какое-то утверждение – истина, необходимо проверить его.Средство такой проверки называется критерием истины

Слайд 27 Истинно только то, что приносит практическую пользу (прагматизм)

Истинно только то,

с чем согласно большинство (конвенционализм)

Истина проверяется временем

Истинно только то, что

проверено практикой (марксизм)
Истинно только то, что приносит практическую пользу (прагматизм) Истинно только то, с чем согласно большинство (конвенционализм)Истина

Слайд 28Ложь и ошибка являются противоположностью истины
Ошибка (заблуждение) – когда человек

сам не знает, что его суждение не соответствует действительности
Ложь –

когда человек специально утверждает что-то, что не соответствует действительности
Поиск истины – это процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением
Ложь и ошибка являются противоположностью истины Ошибка (заблуждение) – когда человек сам не знает, что его суждение

Слайд 29Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника
.

Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

Слайд 30Конвенционалистская теория истины
Научная истина есть конвенция, условное соглашение об адекватности

(истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом и принципов теории) своему

предмету. (А. Пуанкаре, П. Дюгем, Р. Карнап и др.).
Конвенционалистская теория истиныНаучная истина есть конвенция, условное соглашение об адекватности (истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом и

Слайд 31Прагматистская теория истины
Научная истина есть высказывание, теория, концепция, принятие которых

приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся проблем. (Ч. Пирс,

Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.).
Прагматистская теория истиныНаучная истина есть высказывание, теория, концепция, принятие которых приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся

Слайд 32Когерентная теория истины
Научная истина есть логическое соответствие некоторого высказывания

другим высказываниям, уже принятым за истинные. Предельный случай  такого соответствия

– логическое выведение одного высказывания из других, принятых за истинные (логическое доказательство истинности) (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.).
Когерентная теория истины Научная истина есть логическое соответствие некоторого высказывания другим высказываниям, уже принятым за истинные. Предельный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика