Слайд 1ПРОБЛЕМНО-ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
«Педагогический тезаурус»
БУРМИСТРОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
– доцент кафедры методологии
образования,
кандидат педагогических наук, доцент
Слайд 2«Уточните значение слов,
и вы избавите человечество
от половины заблуждений»
Слайд 3Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная строгая совокупность категорий, понятий и
терминов, используемых в педагогике
Понятие - отображённое в мышлении единство существенных
свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности
Слайд 4Считай несчастным тот день или тот час, в который ты
не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему
образованию
Слайд 5Ян Амос КОМЕНСКИЙ
(1592 – 1670)
Слайд 6ОБРАЗОВАНИЕ
– целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества
и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государственных уровней.
Слайд 7ОБРАЗОВАНИЕ
Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой:
Возникновение, формирование или создание чего-либо.
Педагогический словарь
как
процесс - освоение системы ЗУНов, опыта познавательной и практической деятельности,
ценностных ориентаций и отношений, в учебных учреждениях и в результате самообразования;
как результат - достигнутый уровень в освоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений.
Слайд 8ОБРАЗОВАНИЕ
Подласый Иван Павлович
«Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно
означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование —
система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый»
Пидкасистый Павел Иванович
«Общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта…»
Слайд 9ОБРАЗОВАНИЕ
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом
и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 10ОБРАЗОВАНИЕ
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 11ОБРАЗОВАНИЕ
Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается
Альберт
Эйнштейн
1879-1955
Слайд 12ВОСПИТАНИЕ
воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств,
осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (Подласый И.П.)
Слайд 13ВОСПИТАНИЕ
1) специально-организованное взаимодействие (! а не воздействие) педагога и воспитанника
с целью формирования системы отношений к общечеловеческим ценностям и создания
условий для творческого саморазвития личности;
2) целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально- нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями;
3) целенаправленный, специально-организованный процесс воздействия педагогов на воспитанников с целью формирования гармонично- развитой личности;
4) целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях.
Слайд 14
ВОСПИТАНИЕ
Пидкасистый Павел Иванович
«целенаправленная содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности
ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры»
Слайд 15
ВОСПИТАНИЕ
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Слайд 16ОБУЧЕНИЕ
Российская педагогическая энциклопедия «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся,
в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»
Педагогический
словарь
«специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников (преподавание + учение), направленный на усвоение знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения, развитие умственных сил и творческих возможностей обучаемых»
Слайд 17ОБУЧЕНИЕ
Подласый Иван Павлович
«это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия
учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование
мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями»
Щукина Галина Ивановна
«сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели – вооружению обучающихся ЗУНами, к их развитию и воспитанию»
Крившенко Лина Поликарповна
«активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся осваивает систему научных знаний, умений и навыков,
у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные
и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности»
Слайд 18ОБУЧЕНИЕ
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся
по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,
развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Слайд 19ОБУЧЕНИЕ
Знания – результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании
человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов,
закономерностей и т.д.
Умения – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Навыки – учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер.
ЗУН
Слайд 21Ученик
Учащийся
Студент
Обучаемый
Обучающийся
Слайд 22ОБУЧАЮЩИЙСЯ
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
физическое лицо, осваивающее образовательную программу
Участники
образовательных отношений
обучающиеся,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,
педагогические работники и их представители,
организации, осуществляющие образовательную деятельность
Слайд 23
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
деятельность по реализации образовательной
программы
Слайд 24
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Слайд 25«Он создал нас,
он воспитал наш пламень…
Заложен им краеугольный
камень,
им чистая лампада возжена»
(о любимом учителе, профессоре нравственных наук
А.П.Куницыне)
И. Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
Слайд 26
ПЕДАГОГ
от др.-греч. Παιδαγωγική (paidagogos)
– «детовождение»
Слайд 28ПЕДАГОГ
Энциклопедический словарь:
Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению
детей и молодежии имеющее специальную подготовку в этой области (учитель
общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой:
Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой.
Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.
Слайд 29
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК
(ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
физическое лицо, которое состоит
в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания»
К.Д.Ушинский