Слайд 1ЧАСТЬ 3.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2СТРУКТУРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ,
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.
Слайд 3ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в
образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Слайд 4ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
(продолжение)
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности
и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно
в образовательную деятельность.
Слайд 5ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Слайд 6ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только
с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально‑психологических особенностей детей.
Слайд 7Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
1) обеспечение
эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому
ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств
и мыслей,
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы
и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Слайд 8Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
(продолжение)
3) установление
правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные
(в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
создание правил взаимодействия в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, непосредственной образовательной деятельности, обсуждение их с детьми и предъявление в конструктивной, позитивной и понятной детям форме;
Слайд 9Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
(продолжение)
4) построение
вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка
в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей.
Слайд 10Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
(продолжение)
5) взаимодействие
с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 11КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
Реализация Программы обеспечивается
руководящими,
педагогическими,
учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.
Слайд 12МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требования,
определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) оснащённость помещений для работы
медицинского персонала
в Организации;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Настоящее требование относится только к образовательным организациям.
Слайд 13ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и
бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
Слайд 14ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта
к условиям реализации и структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы
и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;
3) отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.
Слайд 15ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к
Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 16ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд 17ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных
образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него
условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
Слайд 18ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
должна быть
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НАСЫЩЕННОЙ,
ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ,
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ,
ВАРИАТИВНОЙ,
ДОСТУПНОЙ,
БЕЗОПАСНОЙ.